Развитие компетенций и навыков на уроках биологии, необходимых в жизни.
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Развитие компетенций и навыков на уроках биологии, необходимых в жизни.

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Документация
docx
администрации
Взрослым
15.01.2020
Развитие компетенций и навыков на уроках биологии, необходимых в жизни.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

компетенции.docx

Развитие компетенций и навыков на уроках биологии, необходимых в жизни.

Я, как учитель биологии и педагог дополнительного образования систематически занимаюсь развитием у моих учеников компетенций и навыков, необходимых в жизни.

Цель: введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов:  жизненная значимость;  практическая необходимость.

Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности. Для этого мною применяются  на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы. При этом оказывается, что часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска, решения проблемы.

При изучении курса «Человек» в 8 классе, практически во всех разделах, при изучении систем органов рассматриваются вопросы затрагивающие здоровье человека. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы,  акцентируется внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы  необходимо осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. При изучении пищеварительной системы, дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится викторина «Знаешь ли ты витамины?»            

1. Как соотносится термин «витамины» с функциями веществ, которые он обозначает?

2. Что такое гиповитаминозы, авитаминозы, гипервитаминозы?

3. Как классифицируют витамины?

4. Охарактеризуйте авитаминозы витаминов А, В, С, D и предложите способы их лечения.

5. Как взаимосвязана кулинарная обработка плодов, овощей и сохранность витаминов в них?

6. Какие витаминные препараты вы знаете и как их применять?

7. Почему в весеннее время важно употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов?

8. С недостатком в пище, какого витамина связано замедление роста человека?

9. Какие продукты служат источником витамина  С?

10. Всегда ли прием витаминов полезен для здоровья?

11. С помощью, каких опытов русский врач Н.И.Лунин открыл витамины?      (на мышах).

12. При недостатках, какого витамина происходит воспаление нервов, боли в мышцах и суставах, судорога и паралич нижних конечностей? (В 1)

13. При недостатках, какого витамина происходит расстройство зрения (фотофобия), боязнь большого света, трещины в углах рта? (В2)

14. При недостатках, какого витамина слабеет сумеречное зрение, а в дальнейшем происходит полная потеря зрения? (А)

15. При недостатках, какого витамина развивается рахит? (D)

16. Где образуется этот витамин при действии солнечных лучей? (В коже)

 

            При изучении тема «Кожа» используется такой метод как блиц-опрос:

1. Сколько раз в день нужно умывать лицо? (2 раза: утром и вечером)

2. Кожа становится сальной, угреватой, если человек ест много жирной, мучной, острой пищи, особенно на ночь. (Правда, так как жиры в этом случае не используются для получения энергии, а откладываются в подкожной клетчатке.)

3. Черные угри содержат грязь. (Нет, черные угри образуются при окислении верхней части сгустка кожного сала, закупоривающего поры)

4. Кожа становится сальной при занятиях спортом, физической работой. (Нет, при занятиях спортом улучшается кровообращение кожи и всех органов тела, поэтому кожа будет здоровой и упругой).

5. Выдавливание угрей, прыщей поможет быстрее избавиться от них. (Нет, выдавливание прыщей  может привести к возникновению, распространению инфекции, вплоть до гибели и заражения крови и на коже  при этом остаются раневые рубцы).

6. Использование косметики может привести к появлению прыщей. (Да при неправильном нанесении и использовании, при блокировании пор, когда нарушается выделительная функция кожи).

7. Наше настроение не влияет на состояние кожи. (Влияет; стрессы, ссоры приводят к сужению сосудов, нарушению обмена веществ в коже).

8. Улыбка увеличивает количество морщин на коже лица (Улыбка озаряет лицо человека, делает его более привлекательным, а работа мимических мышц улучшает кровоснабжение в коже и количество морщин не увеличивается).

             При изучении состава крови  использую такой проблемный вопрос.                                                                                                                              Условие. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа   пепла установила наличие крови на одежде.                                                                                                  Вопрос. Каким образом это удалось сделать?                                                       Ответ. После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входившие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.                                                                                                             К разновидностям проблемных ситуаций можно отнести и объяснение общеизвестных фактов с разных позиций.                                                                             Примеры                                                                                                                                    1.Великий русский ученый М.В.Ломоносов утверждал, что «умеренное потребление пищи – мать здоровья ». Верно ли это утверждение? Ответ обосновать.                          2.Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать это утверждение с научной точки зрения.                                                                                                                                                        3. «Артериальная кровь бьет по сосудам ключом, а венозная сочится». Обосновать это утверждение с научной точки зрения.                                                                                          

Перед нами - учителями стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире.

 

скачать по прямой ссылке