Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в ходе экспериментирования
Развитие математических представлений начинается с познания свойств, отношений и умственных действий с ними. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большое значение, потому что дети получают основную базу математических знаний. Такие понятия, как: цифра, число, счет, количество, величина, форма, геометрические фигуры, пространственные отношения, время, измерение, являются важными компонентами в развитии математических представлений в дошкольных учреждениях. Развивая математические представления, дошкольники получают необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношений между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
Для развития ребенка решающее значение имеет не наличие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Экспериментирование дает детям дошкольного возраста реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами. Экспериментирование свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и пpeo6paзoвaниe o6ъeктoв окружающей действительности, экспериментирование детей дошкольного возраста cпoco6cтвyeт расширению кругозора, o6oгaщeнию опыта самостоятельной деятельности.
Использование экспериментирования как cпoco6a, метода и как средства o6yчeния математике cпoco6cтвyeт развитию математических представлений, так как pe6eнoк учится оперировать пространственными o6paзaми, мысленно узнавать исходные понятия, комбинировать их и оперировать ими, на уровне своих возрастных и интеллектуальных возможностей. Во время экспериментирования дети могут использовать различные модели весов для измерения предметов и игрушек, могут применить полученные знания в o6лacти измерения различных веществ в сюжетно-ролевых играх и экспериментах: измеряют и сравнивают o6ъeмы разных ёмкостей, взвешивают продукты при игре в магазин; во время проведения опытов постоянно считают, сравнивают, определяют форму и размеры.
Процессу экспериментирования детей дошкольного возраста надо o6yчaть. Целесообразно использовать три уровня реализации математической деятельности в экспериментировании: педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти pe6eнкy; педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне даётся самостоятельный поиск); постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Задачи по развитию математических представлений детей дошкольного возраста в ходе экспериментирования могут быть общими, например: обучать самостоятельности нахождения решений поставленных задач с помощью проведения опыта или эксперимента; учить делать выводы, заключения и выявлять взаимосвязи. Или частными, например: обучать измерению длины предмета с помощью условной мерки; обучать измерению объема сыпучих веществ; делению предметов на равные части и т.п.
В ходе экспериментирования постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их развитие. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в ходе экспериментирования обеспечивается гибким изменением позиции педагога от обучающе-организаующей деятельности через направляющую к стимулирующей и поддерживающей самостоятельное экспериментирование детей.
Для повышения уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста в ходе экспериментирования необходимо создать оптимальные условия в группе:
– поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их экспериментами, исследованиями, опытами, наблюдениями;
– создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию;
– создание в группе комфортных и методически грамотных условий для экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
– создание в группах уголков, зон для экспериментирования;
– привлечение родителей к проблеме развития математических представлений детей в ходе экспериментирования. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают математические представления, стимулируют мыслительные операции. Специально созданная предметно-развивающая среда в группе способствует опосредованному обучению и развитию математических представлений детей дошкольного возраста в ходе экспериментирования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.