Итоговая работа на тему:
«Педагогика дошкольного образования»
«Развитие мелкой моторики у детей 4-6 лет через нетрадиционное
использование предметов»
Выполнил:
ФИО Швецова С.А.
Самара – 2017
Содержание
Введение ..................................………………...……………………...... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста …………………………................5
1.1.Роль мелкой моторики в развитии ребенка ......................................5
1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста ………………………………………….…………….. 8
Глава 2. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей с 4-6
лет …....................................................................................................................11
2.1.Задачи игр с нетрадиционным использованием предметов в развитии
мелкой моторики рук у детей …........................................................................11
Заключение...................................................................................................16
Список литературы
Приложения
Введение
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не
только к нам, но и к детям : неуклонно растет объем знаний, которые им нужно
передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не
механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться
ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и
полноценном формировании у них речи. Это- основное условие успешного
обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного
мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
М.М. Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что
речевые области головного мозга человека формируются под влиянием
импульсов от пальцев рук. Это значит ,что чем больше ребенок умеет, хочет и
делает руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев —
неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся
история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с
речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость-
по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции.
Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно
использоваться в работе с детьми- и с теми, у которых развитие речи
происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные
нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики- это
совершенствование речи.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все
специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году
утверждал, что «натуральное пробуждение к действию над вещами у детей
есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и
для всего умственного развития».
Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение
ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, кончики пальцев и
артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок
со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном
развитии, у него возникают проблемы с речью.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга
известно давно, начиная со II века до н. э. Китайские специалисты утверждают,
что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивая психику
и речь.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в
Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и
металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с
грецкими орехами.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития
мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет
большое значение на развитие ребенка. Известному педагогу В.А.
Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Истоки способностей и
дарований детей находятся на кончиках пальцев».
Развивать мелкую моторику ребенка можно различными способами, в том
числе и при помощи пальчиковых игр.
Цель: изучение роли пальчиковых игр на развитие мелкой моторики у
детей дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных
предметов.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть роль мелкой моторики в развитии ребенка.
3. Подобрать пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей
с4-6 лет с использованием нестандартного оборудования.
4.Рассмотреть практический и игровой методы развития мелкой моторики рук.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста.
1.1Роль мелкой моторики в развитии ребенка .
Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодуш-
но сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку
через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мыш-
ление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигатель-
ная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что
вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координиро-
ванных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,
рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и
учебных действий.
Моторика- совокупность двигательных реакций, умений, навыков и слож-
ных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане
выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артику-
ляционную моторику.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий
мышечной и костной , нервной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений пальцами рук.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений:
от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений
от которых, например, зависит почерк человека.
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внима-
тельно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двига-
тельная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь
её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проек-
ция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких
движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи
ребенка.
Доказано, что при включении приемов развития мелкой моторики кисти в
содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и
особенно в таком предмете как труд, отмечается значительное улучшение
успеваемости детей.
Все мыслительные процессы сознания, как осознанные так и неосознанные,
отражаются на мелких движениях пальцев и жестикуляции. Развивать мелкую
моторику необходимо развивать в любом возрасте - как детям, так и взрослым.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и
младших школьников, единогласно сходятся во мнении, что мелкая моторика
важна,так как через нее развивается внимание, мышление, воображение, зри-
тельная и двигательная память. Так же правильное развитие мелкой моторики
определяет формирование у ребенка сенсорной координации, то есть согласо-
ванного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающий
мир, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более точ-
ными и совершенными. Глаз как бы «обучает» руку,а с помощью ручных
движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше
новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником
познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные
предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию
причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он исполь-
зует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в
конечном итоге учиться писать. При выполнении всех этих действий глаза
помогают рукам.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки.
Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-
ладушки», «Сорока- белобока» и другие пальчиковые игры.
М.Ю.Кистяковская отмечала, что одним из основных условий и показа-
телей физического и нервно-психического развития ребенка является
современное и разностороннее развитие его движений. Движения совершен-
ствуют функции центральной нервной системы. При движении интенсивнее
протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы
соответствующих органов. Несвоевременное развитие движения оказывает
пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного
развития в более старшем возрасте.
Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием всех психи-
ческих процессов, а также формирует самостоятельность ребенка, а следова-
тельно развивает мелкомоторные функции, координацию движений, концентра-
цию внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удоволь-
ствие от сделанного и для формирования личности человека в целом.
1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младен
-ческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать
предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так
называемый «пинцетный захват» и т.д. К двум годам он уже способен рисовать,
правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном воз-
расте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих
рук .
Ребенок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, прохо-
дит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической
манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятель-
ности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и
преобразование действительности с помощью действий. В сознательную
деятельность включается вторая сигнальная система - речь, которая совершен-
ствует деятельность и развитие ребенка (А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, И.П.
Павлов, И.М. Сеченов, и др.).
Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе,
как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте
во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двига-
тельной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характери-
зуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном
этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функциониро-
вания этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и
речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обрета-
ющих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности.
Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функци-
ональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы коодина-
ционных уровней.
Об этом же пишет Н.А. Бернштейн: «Естественный онтогенез моторики
складывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой является
анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов. Вторая же фаза,
переходящая иногда далеко за пределывозраста полового созревания, - это фаза
функционального дозревания и налаживания работы координационных уров-
ней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в
некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уров-
ням) могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие
сложные колебания пропорций и равновесия между координационными
уровнями». Развитие движений, соответствующих каждому уровню,становится
возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов
головного мозга, обеспечивающих эти движения.
Наряду с этим, как подчеркивает Н.А.Бернштейн, решающими для эффек-
тивного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и
целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук.
Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе
воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием
развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные
задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей
и пальцев рук.
В возрасте 4-х лет дети могут рисовать карандашом простые формы и фи-
гуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самосто-
ятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать
себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у
них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к
экстраполяции).
В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить
по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная
координация движений рук и ног при ходьбе.
В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут
застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать
профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на
музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых облас-
тей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от
пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше
нормы.
Таким образом, сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ре-
бенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании
соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на
этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключитель-
но в процессе речевого общения с окружающими людьми.
Глава 2. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей с 4-6
лет.
2.1. Задачи игр с нетрадиционным использованием предметов в
развитии мелкой моторики рук у детей.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают
большое стимулирующее значение функции руки. Ученые установили, что
уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук.
Казалось бы, все замечательно - малыши растут, их ручки с каждым годом
должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само
собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелки-
ми предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и
неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких паль-
чиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития
мелкой моторики рук .Один из способов — нестандартное использование пред-
метов. Это игры с мелкими предметами (пазлы, бусинки,бигуди, резиночки
для волос), игры с песком и водой,с платочками, с шестигранными карандаша-
ми. Кроме всего перечисленного, можно предложить детям завязывание и
развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных
картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчива-
ние и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
В пальчиковых играх с нестандартным использованием предметов содержа-
ние стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время
игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела
(голова. Руки. Ноги. Туловище).Такие забавы очень увлекательны: они способ-
ствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.
Вырабатываются ловкость,умение управлять своими движениями, концентри-
ровать внимание на одном виде деятельности.
Данные игры повышают работоспособность головного мозга, дают детям
мощный толчок к познавательной и творческой активности,развивают внимание
и память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает
будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры
и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного
материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с
помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков
Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки,щетки,
расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для
тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих
игровой характер. Нетрадиционное использование предметов стимулирует
умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному насрою,
снижает психоэмоциональное напряжение, расширяет словарный запас, приу-
чает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Массажер «Су-джок»-это уникальная тактильная гимнастика, которая ока-
зывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет
отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Игровой самомассаж с массажером проводится в виде пяти минутных упраж-
нений между основными частями занятия.
Игры с бусинками : «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» .
Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного
диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации систе-
мы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость,
но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Рекомендуется обучение с
более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее,
чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие
бусинкигеометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игра с разноцветными пробками : «Открути и закрути».
Ребенок самостоятельно откручивает и закручивает разноцветные пробки. За-
тем можно усложнить задачу: сложить из пробок узор или геометрическую
фигуру.
Игра с массажным мячиком «Веселые прыжки».
Ребенок берет мячик в любую руку и «прыгает» им по ладони другой руки,
затем меняет руки.
Игры с шестигранными карандашами, которые сопровождаются стихами.
Основной целью данных игр является развитие координации движения мел-
кой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно -образовательные задачи:
1.Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
2.Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями
пальцев рук.
Коррекционно- развивающие задачи:
1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия,творческого воображения.
3. Развитие тактильной чувствительности рук.
4.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления,
воображения.
5.Упражнять умение выражать свое эмоциональное состояние, используя
мимику и выразительные движения пальцев рук.
6.Совершенствование двигательной памяти.
7.Развитие речемыслительной деятельности.
8.Развитие мимической мускулатуры.
9.Развитие чувств темпа, ритма,силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно -воспитательные задачи:
1. Создание положительного эмоционального фона, радости.
2. Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
3. Развитие чувства уверенности в себе.
4. Формирование положительной мотивации на занятии.
5. Формирование коммуникативных навыков.
Методы проведения занятий по развитию мелкой моторики.
Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными
предметами,взрослым не следует забывать некоторые правила:
1 Перед началом игры проиграйте ее сюжет сами.
2.Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания
и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки,
3. Перед каждой игрой настройте детей, найдитеспособ их заинтересовать.
4.Пальчиковые игры следует проводить систематически, регулярно.
5.Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо
знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
6 . Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие,
растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из
пальцев. Проводите игры , как правой, так и левой руками.
7.Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более
подходящего момента .
8. Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно (например,
показывать движения с предметом и произносить стихотворение), так как
объем внимания у него ограничен и сложная задача может сразу отбить у него
интерес.
9.Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомление
ребенка. Длительность игр зависит от возраста дошкольника: игры с детьми 3-4
года не должны превышать 15 минут, а с ребятами 5-6 лет не более 25 минут.
10.Перед каждой игрой следует обсудить ее содержание, отработать
ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только
подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст
благоприятный эмоциональный настрой. Это подготовит ребенка не только к
правильному выполнению движений, но и создаст благоприятный эмоциональ-
ный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего, продемонстрировав ему
собственную увлеченность игрой.
11.Играя с детьми в игры, следует обратить особое внимание на точность
и качество выполнения движений.
12.По ходу занятий комментируйте, помогайте и подсказывайте действия
ребенка для закрепления у него правильных действий. Следите, чтобы
упражнения выполнялись без лишнего напряжения.
13.Обязательно используйте физкультминуку как элемент двигательной
активности и переключение на другой вид деятельности.
14.Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития,
возможности, настроение.
15.Сложность предлагаемых ребенку игр должна возрастать постепенно.
16.Стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы,
выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами или в
паузах.
17.По ходу занятия комментируйте, помогайте, подсказывайте и
оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных
двигательных действий. Следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего
напряжения.
Заключение
Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуально-
го развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз-
виты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дети с наруше-
ниями в мелкой моторике при поступлении в первый класс, часто испытывают
серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо- это сложный
навыу, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
При использовании упражнений для развития мелкой моторики, главное
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настро-
ение, желание и возможности. Игры и упражнения, пальчиковые разминки,
проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям уверенно дер-
жать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботин-
ки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина и т. д. Таким
образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мыш-
ление ребенка.
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 2012.
3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой
моторики). - СПб.: «Паритет», 2013.
4. Ермолаев С.Д. «Игры для развития мелкой моторики рук с использование
нестандартного оборудования» - СПб.: Детство-пресс, 2017.
5. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у
дошкольников и младших школьников.- Дом XXI в., 2014.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Игры с массажными мячиками:
Бежит ежик по дорожке.
Бежит ежик по дорожке, Дети катают мячик в руках,
У него кривые ножки, делая движения вперед- назад,
Весь иголками оброс,- вправо- влево между ладонями .
Жалко ежика до слез.
К. Шефер
Веселые прыжки
Девочки и мальчики Дети берут мячик в любую руку
Прыгают как мячики. и «прыгают» им по ладони другой
Никогда не плачут, руки, затем меняют руки.
Вместе с нами скачут.
З. Александрова
Колючий ежик
Гладь мои ручки, Дети катают мячик в руках,
Ежик, ежик. делая движения вперед- назад,
Ты колючий, ну и что же. вправо — влево между ладонями.
Я хочу тебя погладить, Катают мячик по правой и левой
ладонями круговыми движениями
Я хочу с тобой погладить. Берут мячик в любую руку и
О. Крепенчук «прыгают» им по ладоням дру-
гой руки, затем меняют руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Игры с платочками.
Стираем вместе с мамой.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Кошка мышку Пальцы обеих рук собирают
Цап — царап. Платочек в обе ладони.
Подержала, Держат платочек в ладонях.
Подержала,
Опустила. Дети кладут платочек на колени,
расправляют его.
Мышка побежала, побежала. Все пальцы правой и левой
руки «бегут» по платочку.
Хвостиком завиляла, завиляла. Дети кладут кулак правой
или левой руки на платочек и
«машут» мизинцем вправо-
влево, вверх — вниз, имитируя
движения хвостика.
Улитка
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Улитка- недотрожка Ставят кулак правой или левой
Высунула рожки. руки на платочек. Показывают
указательный и средний пальцы-
«рожки улитки», шевелят ими.
Медленно ползет, Пальцы («рожки») медленно «пе-
Домик везет, редвигаются» по поверхности
платочка.
Листики жует! Пальцы обеих рук собирают плато-
Е.Янушко чек в обе ладони.
Жаба
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Жабу мы нашли на кочке, Ставят кулак правой и левой руки
на платочек («жаба»).
Принесли домой в платочке. Заворачивают «жабу» в платочек.
Развернули мы платочек- Разворачивают платочек.
Жаба прыг под потолок! Пальцы правой и левой руки
Е. Савельева сильно растопыривают в стороны.
Мышка
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Мышка Дети кладут кулак правой или левой
руки на платочек и машут мизинцем
вправо- влево, вверх- вниз, имитируя
виляние хвостиком.
в норке. Пальцы обеих рук собирают плато-
чек в обе ладони («норка»).
Кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Мышка Дети кладут кулак правой или левой
руки на платочек и машут мизинцем
вправо- влево, вверх- вниз, имитируя
виляние хвостиком.
на горке. Ставят кулак на кулак.
Е. Синицына
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Игры со счетными палочками.
Цапля
Очень длинный клюв у цапли, Дети ставят счетную палочку
на большой палец правой руки
и держат указательным паль-
цем правой руки.
Вы длинней найдете вряд ли. Ставят счетную палочку на
большой палец правой руки и
держат средним пальцем пра-
вой руки.
Клювом мериться пришли Ставят счетную палочку на
большой палец правой руки и
держат безымянным пальцем
правой руки.
Аисты и журавли. Ставят счетную палочку на
О. Крупенчук большой палец правой руки и
держат мизинцем правой руки.
Затем проделывают те же дей-
ствия левой рукой.
Перелетные птицы
Птицы в небе тают, тают, Дети машут руками, постепенно
Птицы к югу улетают. поднимая их вверх.
Все, растаяли вдали- Подносят ладонь «козырьком»
ко лбу.
Аист , Берут в руки счетную палочку,
ставят ее на большой палец
правой руки и держат указа-
тельным пальцем правой руки.
Поворачивают голову вправо,
влево.
Цапли , Ставят счетную палочку на
большой палец правой руки и
держат средним пальцем пра-
вой руки.
Журавли . Ставят счетную палочку на
О. Крупенчук большой палец правой руки и
держат безымянным пальцем
правой руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Разноцветные дорожки
Материалы: цветные нити, разноцветная мозайка.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку сделать разноцветную дорожку с помо-
щью нити и мозаики. Ребенок самостоятельно выбирает одну из цветных нитей,
поочередно берут одну часть мозаики и нанизывает ее на цветную нить.
Усложнение игры. Ребенок выбирает одну из цветных нитей и нанизывает на
нее только те части мозаики, которые соотносятся с цветом нити ( на желтую
нить нанизывает желтые части мозаики, на красную нить- красные части моза-
ики и т.д. )
Открути и закрути
Материалы: пробки и крышки из-под любых жидкостей.
Ход игры. Ребенок самостоятельно откручивает и закручивает разноцветные
пробки.
Усложнение игры.
а) Педагог перемешивает пробки и крышки, а ребенок подбирает правильную
форму ( возможно, и цвет) и закручивает крышки.
б) Ребенок складывает узор или геометрическую фигуру из пробок.
в) Ребенок считает все пробки, называет общее количество крышек.
г) Ребенок распределяет пробки по цветам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.