Краткий исторический анализ возникновения и развития методов обучения.
В древние времена и в начале средних веков, когда целью приобщения детей господствующих классов к знаниям была подготовка лишь к светской жизни, методы обучения были догматическими, в их основе было заучивание.
В эпоху великих открытий и изобретений появилась потребность в знаниях, необходимых для жизни. Это же в свою очередь породило развитие методов наглядного обучения, методов, апеллирующих к рассудку, помогающих применять знания на практике.
В буржуазной школе различие в целях обучения детей – представителей разных классов находит отражение и в применяемых методах обучения. В школах для привилегированных применялись методы, способствующие развитию мышления, самостоятельности, активности. В массовых школах доминирующими являлись методы, пронизанные узким практицизмом.
Изменения в методах обучения в зависимости от изменений, вносимых в цели и задачи обучения, можно проследить и в истории развития советской и российской школы.
В 20-е годы слово «метод» употреблялось в довольно широком плане как общий путь достижения цели. Именно в таком широком плане употреблялось понятие «метод» в сочетании «бригадно-лабораторный метод», «метод проектов».
В последующий период, 30 - 40-е годы, когда обнаружилось, что переоценка самостоятельного пути в добывании знаний привела к снижению качества знаний и ухудшению подготовки молодежи к поступлению в высшую школу, акцент сместился на методы, подчеркивающие руководящую роль учителя в учебном процессе, связанные с сообщением готовых знаний, которые надо было понять и прочно усвоить; несколько потеснёнными оказались методы, связанные с самостоятельным исследованием.
Позже, в 50 - 60-е годы, когда реализация основной установки советской школы на связь ее с жизнью приобрела особое значение в условиях все большего повышения уровня общего обязательного образования, было вновь усилено внимание к методам, нацеливающим учащихся на лучшее изучение практики (лабораторные методы, экскурсии), развитие инициативы и самостоятельности в добывании научных знаний, нужных для решения задач, выдвигаемых практикой.
В 60 - 70–е годы, при переходе на новое содержание образования, возникла необходимость дальнейшего совершенствования и разработки новых методов. Проблема методов обучения стала привлекать к себе настолько большое внимание, что государственной властью было указано на необходимость приведения «методов обучения в соответствие с требованиями жизни». В 1976 - 1980 годы была выдвинута задача – «активнее внедрять в учебный процесс новые методы обучения», а также - улучшить оснащение учебных и учебно-методических кабинетов современными учебными пособиями.
Необходимость ведения дальнейшего поиска и разработки новых средств и методов обучения связана и с общей задачей, выдвинутой немного позже - дальнейшее повышение качества обучения, постоянное совершенствование учебного процесса.
В конце 80-х годов появилась новая система образования, названная развивающим обучением. Это означало отказ от сведения развития ребёнка к развитию познавательных функций и выдвижение на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Следовательно, были разработаны новые программы обучения, были изданы соответствующие учебники и методические пособия, была развёрнута целевая переподготовка учителей, приступивших к обучению по этим программам. Данная образовательная система существует до сих пор, но развивающее обучение за это время из научного проекта превратилось в реальную действительность. Естественно, изменились и используемые учителями методы обучения: активно внедряются в практику проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.