Развитие навыков самоорганизации способствующих развитию hard skills иили soft skills у студентов на учебных занятиях (при организации самостоятельной работы) по МДК02.02.
Оценка 4.8

Развитие навыков самоорганизации способствующих развитию hard skills иили soft skills у студентов на учебных занятиях (при организации самостоятельной работы) по МДК02.02.

Оценка 4.8
docx
15.06.2024
Развитие навыков самоорганизации способствующих развитию hard skills иили soft skills  у студентов на учебных занятиях (при организации самостоятельной работы) по МДК02.02.
Развитие навыков самоорганизации способствующих развитию hard skills и soft skills у студентов.docx

Министерство образования и науки Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дзержинский техникум бизнеса и технологий»

 

Педагогические чтения по единой методической теме «Создание условий для повышения качества и эффективности образования, способствующих развитию hard skills и soft skills студентов» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Дзержинский техникум бизнеса и технологий»

 

 

 

 

Доклад на педагогические чтения

Тема: Развитие навыков самоорганизации способствующих развитию hard skills и/или soft skills  у студентов на учебных занятиях (при организации самостоятельной работы) по МДК02.02.

 

 

 

 

 

 

Автор: Орехова Наталья Викторовна, преподаватель профессиональных модулей

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск, 2024

 

Введение

 

В течение продолжительного времени в центре внимания при приеме специалиста на работу стояли профессиональная квалификация и такие добродетели, как усердие, пунктуальность и дисциплина. Однако за последние несколько десятилетий в условиях глобализации и информатизации общества характер и условия труда изменились, и акцент сместился в сторону таких личных качеств, как умение взаимодействовать с людьми, преданность своему делу, мотивация к профессиональной деятельности, обладание дополнительными знаниями и умениями, а также в сторону интеллектуальной и эмоциональной сферы специалиста Все эти навыки именуются емким термином soft skills. В русском языке употребляются термины «гибкие» /«мягкие» навыки, а также универсальные, или надпрофессиональные, навыки.

В качестве оппозиции к термину soft skills используется термин hard skills, или «жесткие» навыки, под которым понимаются сугубо профессиональные навыки. Следует отметить, что если развитие hard skills в профессиональной подготовке осуществляется во время изучения учебных дисциплин и прохождения практики, то развитие soft skills происходит стихийно и зависит в большей степени от личностных качеств и индивидуальной работы каждого над собственным развитием. объем знаний, умений и практического опыта будущего выпускника на сегодняшний день недостаточен для того, чтобы в полном объеме успешно выполнять трудовые функции в соответствии с присваиваемой квалификацией. Готовить отвечающих современным требованиям специалистов надо начинать уже в школе, а еще лучше – с самого детства, так как характер, общительность, умение взаимодействовать с людьми закладываются в детском возрасте.

Педагоги должны обладать широкими компетенциями в разных сферах жизни и стремиться сформировать их у учащихся. Известно, что современное поколение учащихся, рожденных в конце 1990-х годов, характеризуется устойчивым интересом к компьютерам и компьютерным играм и склонно в большей степени к виртуальному, нежели к живому общению. Поколение миллениалов, или поколение Z, как его еще называют, отличается недостаточно развитым уровнем терпимости, эмпатии и эмоциональности. В этой связи становится особенно востребованным умение преподавателя активизировать не только умственные способности и задатки учащегося, но и эмоциональную и волевую сферу с целью развить такие качества, как трудолюбие, мотивацию, умение добиваться поставленной цели, ладить со сверстниками, выстраивать отношения сотрудничества в коллективе, умение не только лидировать и командовать в своей группе, но и подчинять свои интересы общей цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыков самоорганизации способствующих развитию hard skills и/или soft skills  у студентов на учебных занятиях (при организации самостоятельной работы) по МДК02.02.

 

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Введение модульной системы организации учебного процесса приводит к сокращению аудиторной нагрузки обучающихся и увеличению объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний обучающихся в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних и курсовых работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить обучающихся работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.

Самостоятельная работа мною на теоретических и лабораторно практических занятиях проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

- формирования hard skills и/или soft skills компетенций;

- развитию исследовательских умений.

В учебном процессе мною применяются два вида самостоятельной работы:

 -аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на теоретических и лабораторно – практических занятиях, под непосредственным моим руководством и по моему заданию);

-внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется по моему заданию, но без моего участия).

Формы и виды самостоятельной работы обучающихся:

1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

3. Работа со словарем, справочником.

4. Поиск необходимой информации в сети Интернет.

5. Конспектирование источников.

6. Реферирование источников.

7. Составление аннотаций к литературным источникам.

8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

9. Составление обзора публикаций по теме.

10. Составление и разработка словаря (глоссария).

11. Составление или заполнение таблиц.

12. Работа по трансформации учебного материала, перевод его из одной формы в другую.

13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

17. Выполнение домашних работ.

18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

19. Выполнение творческих заданий.

20. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.

21. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.

22. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

23. Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

24. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

25. Подготовка к выступлению на конференции.

26. Выполнение расчетов.

27. Изучение инструкционной и технологической карты.

 

Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе

 

Правильная организация мотивации самостоятельной работы является важнейшим звеном образовательного процесса. В реальных условиях техникума мотивация активизации и эффективности самостоятельной работы зависит от объективных факторов образовательного и воспитательного процессов, а именно:

- внедрения в учебный процесс новых методик преподавания;

- обучения преподавателей новым приемам и методам работы;

- обмена передовым опытом преподавательской деятельности и его распространение;

- внедрения современных информационных технологий.

Использование мной на теоретических и лабораторно практических занятиях различных развивающих образовательных технологий с ориентацией на формирование у студентов исследовательских умений способствует развитию познавательных способностей, усиливает мотивацию к получению образования. В процессе обучения функция передачи мной знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности студентов соответственно расти.

 Одним из перспективных методов решения этой проблемы являются проблемно-деловые и ролевые игры, ориентированные на развитие и творчество, направленные не на учебное имитирование известных выходов из проблем, а на поиск решения реальных проблем, которые традиционными методами эффективно разрешить невозможно. Эффективная внеаудиторная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов:

1. Осознание полезности выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или при подготовке к ДЕМО экзамену, тогда отношение к выполнению задания у студента существенно меняется, и качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке (т.е когда на лабораторных работах студент отрабатывает свои профессиональные навыки, а придя на производства они начинают их применять и совершенствовать).

2. Творческая направленность деятельности студентов. Участие в проектной работе для ряда студентов является значимым стимулом для активной внеаудиторной работ.

3. Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения (это когда на игровом уроке студенты могут попробовать себя шеф поваром или руководителем предприятия и решают сами производственные задачи, которые я ставлю перед ними)

4. Участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам (когда была подготовка к конкурсу «Империя вкуса» в номинации «Лучшая уличная еда» студентам пришлось самим разработать новое изделие и написать Эссе на тему)  

5. Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки студентов по дисциплине (т.е. когда студенты начинают подготовку самостоятельно, ищут информацию, составляют контрольные вопросы по теме, а на уроках задают эти вопросы своим одногрупникам, при этом оценивают ответ аппонента)

Чтобы у студентов развить положительное отношение к самостоятельной работе, я на каждом её этапе разъясняю цели, задачи её проведения, контролирую их понимание студентами, знакомлю студентов с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, провожу индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности.

Организация аудиторной и внеаудиторной деятельности является важной составляющей современного педагогического процесса и позволяет мобилизовать студентов на творческую деятельность. Обучение студентов навыкам такого вида деятельности начинается с первого курса. При изучении гуманитарных дисциплин это подготовка докладов, сообщений, рефератов и индивидуальных поектов. Организация исследовательской работы в данном случае позволяет мобилизовать студентов на качественное усвоение изучаемого материала по определенным темам, научить находить, отбирать необходимый материал, перерабатывать его, сопоставлять и сравнивать факты, работать с литературой, источниками и в итоге выработать свое суждение по изучаемой теме.

Очень важно на первых уроках теоретического и практического обучения привить будущим специалистам интерес к выбранной профессии, помочь поверить в свои силы, преодолеть чувство неуверенности, страха и дискомфорта. На занятиях так же я использую методы стимулирования. Поощряю любые, даже самые незначительные успехи, ведь именно это формирует у обучающихся умение всегда добиваться хороших результатов. Получив положительный отзыв о своей работе, практически каждый студент с наибольшим интересом относиться к происходящему на уроке, чувствует уверенность, проявляет старание и активность при выполнении поставленных задач.

Нельзя забывать о еще одной, не менее важной составляющей, способствующей развитию творческих способностей – это индивидуальность, отличительная черта профессионала. Она, как известно, проявляется хотя бы в минимальном отступлении от образца. Чтобы будущий специалист ее приобрел, я продумываю разнообразную работу так, чтобы она позволила не только выявить индивидуальные особенности каждого из студентов, но и позволила им раскрыться в полной мере при выполнении практических заданий.(Например: используется групповая технология обучения и элементы технологии проблемного обучения, что обеспечивает организацию под моим  руководством коллективного взаимодействия в команде, организацию самостоятельно-поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, предоставляю права выбора обучающимся заданий, создаю на учебном занятии ситуацию успеха.)

Развитие творческих способностей на лабораторно-практических занятиях неразрывно связано с самостоятельностью. Эти два понятия неотделимы друг от друга. Предоставляя обучающимся самостоятельность при выполнении производственного задания, я вместе с этим направляю творческую деятельность обучающихся, тактично помогаю им в выполнении заданной работы, развивая у них при этом способность выбора блюд и кондитерских изделий, желание сделать интереснее, вкуснее, внести что-то свое, так сказать, авторское, подобрать необычное своеобразное решение художественного оформления.

Самостоятельна работа способствует формированию потребности в самостоятельной деятельности, стремлению вникнуть в сущность вопроса. Именно при выполнении лабораторно- практических заданий достигаются положительные результаты по формированию профессиональной самостоятельности, наиболее полно проявляются индивидуальные способности обучающихся, развивается творческое мышление, умение находить свои способы решения поставленной задачи, возрастает понимание сущности, значимости выбранной профессии. Развитию творческой жилки и формированию профессиональной самостоятельности способствуют не только производственные задачи, выполняемые обучающимися на лабораторно- практических занятиях. Немалую роль в этом может сыграть и домашнее задание. Так, при выполнении работ по приготовлению торта я предлагаю студентам самостоятельно подобрать варианты декора кондитерского изделия, предварительно озвучив требования. Например, в оформлении должны присутствовать элементы, изготовленные из мастики, айсинга и крема, а масса торта не должна превышать 1,5 кг. Выполнение такого задания никто не остается равнодушным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Вывод

 

 

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для развития творческих способностей и самостоятельной работы эффективны следующие методы работы: демонстрация выполненных работ после каждого урока, создание проблемных ситуаций, сравнительный анализ, метод убеждения, поощрение, личный пример преподавателя, поиск новых вариантов решения поставленного вопроса, мультимедийные презентации, видеоролики и др. Большое значение имеет и внеурочная деятельность, которая направлена не только на формирование профессиональных качеств, но и на реализацию склонностей и интересов обучающихся, их стремление и готовность к самосовершенствованию, а значит и к творчеству, и к профессиональной самостоятельности.

Особая роль в развитии творческой активности и самостоятельности обучающихся принадлежит конкурсам профессионального мастерства. Они стимулируют будущих специалистов к профессиональному развитию, самостоятельности и творчеству, позволяют участникам совершенствовать свои профессиональные hard skills и/или soft skills компетенций

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Введение В течение продолжительного времени в центре внимания при приеме специалиста на работу стояли профессиональная квалификация и такие добродетели, как усердие, пунктуальность и дисциплина

Введение В течение продолжительного времени в центре внимания при приеме специалиста на работу стояли профессиональная квалификация и такие добродетели, как усердие, пунктуальность и дисциплина

Поколение миллениалов, или поколение

Поколение миллениалов, или поколение

Развитие навыков самоорганизации способствующих развитию hard skills и/или soft skills у студентов на учебных занятиях (при организации самостоятельной работы) по

Развитие навыков самоорганизации способствующих развитию hard skills и/или soft skills у студентов на учебных занятиях (при организации самостоятельной работы) по

В учебном процессе мною применяются два вида самостоятельной работы: -аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на теоретических и лабораторно – практических занятиях, под непосредственным моим…

В учебном процессе мною применяются два вида самостоятельной работы: -аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на теоретических и лабораторно – практических занятиях, под непосредственным моим…

Выполнение домашних работ. 18

Выполнение домашних работ. 18

Использование мной на теоретических и лабораторно практических занятиях различных развивающих образовательных технологий с ориентацией на формирование у студентов исследовательских умений способствует развитию познавательных способностей, усиливает…

Использование мной на теоретических и лабораторно практических занятиях различных развивающих образовательных технологий с ориентацией на формирование у студентов исследовательских умений способствует развитию познавательных способностей, усиливает…

Участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам (когда была подготовка к конкурсу «Империя вкуса» в номинации «Лучшая уличная еда» студентам пришлось самим…

Участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам (когда была подготовка к конкурсу «Империя вкуса» в номинации «Лучшая уличная еда» студентам пришлось самим…

Очень важно на первых уроках теоретического и практического обучения привить будущим специалистам интерес к выбранной профессии, помочь поверить в свои силы, преодолеть чувство неуверенности, страха…

Очень важно на первых уроках теоретического и практического обучения привить будущим специалистам интерес к выбранной профессии, помочь поверить в свои силы, преодолеть чувство неуверенности, страха…

Самостоятельна работа способствует формированию потребности в самостоятельной деятельности, стремлению вникнуть в сущность вопроса

Самостоятельна работа способствует формированию потребности в самостоятельной деятельности, стремлению вникнуть в сущность вопроса

Вывод Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для развития творческих способностей и самостоятельной работы эффективны следующие методы работы: демонстрация выполненных работ после каждого урока, создание…

Вывод Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для развития творческих способностей и самостоятельной работы эффективны следующие методы работы: демонстрация выполненных работ после каждого урока, создание…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2024
Посмотрите также: