«Развитие познавательно – исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Оценка 5

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Оценка 5
docx
29.06.2023
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Развитие познавательно – исследовательской деятельности через детское экспериментирование.docx

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 

 

 

На сегодняшний день современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей, формированию навыков саморазвития и самообразования. В данном случае, исследовательская деятельность дает возможность дошкольникам как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов и рассматривается как подход к развитию детей, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Поэтому, на протяжении двух лет (начиная со старшей группы) мной ведется целенаправленная, продуманная педагогическая работа по теме «Развитие познавательно исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования» и, как одно из основных направлений по данной теме, я выбрала метод экспериментирования.

Основная цель нашей педагогической идеи: развитие познавательной инициативы, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

•             Расширять представления детей об окружающем мире при знакомстве с основными физическими свойствами и явлениями

•             Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы

 

•             Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственные и временные связи между предметами и явлениями

•             Научить детей работать согласованно, единой командой.

В своей работе мы ориентируемся на следующее распределение опытно- экспериментальной деятельности:

•             Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно- климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленности к окружающей среде

•             Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

•             Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, великие ученые и их открытия.

Метод экспериментальной деятельности применяется поэтапно, по месяцам и по неделям. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как в ООД, так и в свободной самостоятельной деятельности. В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята все проделывают сами.

В группе оборудован уголок экспериментирования, для проведения небольших открытий. Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике и заносят полученные результаты в «Дневник наблюдений», который есть у каждого ребенка. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает и фиксирует сам.

Реализация поставленных задач в пол- ной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей постоянно обновляется наглядная информация, родительское собрание, открытое мероприятие. С целью обмена опытом оформлен стенд для родителей «Детский календарь», который содержит вопросы теории и практические рекомендации организации воспитательно - образовательного процесса дома, и домашние задания для сов- местного детско-взрослого творчества. Материал обновляется ежемесячно, в зависимости от темы планирования.

Для успешной работы в этом направлении я нахожу ответы на свои вопросы, занятия в разных источниках, опираясь на опыт других педагогов.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследователь- скую деятельность, а также выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к

 

объектам и явлениям природы, экологическое мышление

Как показала практика, в ходе познавательно-исследовательской деятельности дети получают разнообразные знания и умения. Поисковый характер исследовательской деятельности способствует развитию инициативы, самостоятельности и любознательности. Развивается способность видеть проблемы в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую работу обучение развивает и совершенствует у детей восприимчивость к проблемам.

Воспитанники не боятся дивергентных задач. Их не пугает и не раздражает ситуация неопределенности, дети находятся в постоянном творческом поиске, создании собственных произведений. Дети научаются выдвигать новые, неожиданные идеи, быстро и легко находят новые стратегии действия, что говорит о развитии оригинальности, гибкости и продуктивности мышления.

Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки и обучению в школе.

Таким образом, мы убедились, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а также выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень эко- логической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

 

 

Библиографический список:

1.            Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

– М: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

2.            Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 128 с.

3.            Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший до- школьный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

4.            Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 64 с.

 


 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения

Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки и обучению в школе

Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки и обучению в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2023