Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Село Александровское Ставропольского края
Из опыта работы по теме:
«Развитие познавательного интереса на уроках географии»
Учитель географии
Евдакова Л.Г.
Тема: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
План
Введение
Ι.Теоретическая интерпретация опыта.
1. Активность ребенка и его развитие.
2. Познавательный интерес как способ формирование интереса к предмету.
II. Формы и методы формирования познавательного интереса.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это, значит, сделать процесс обучения интересным и содержательным. Именно поэтому, тема представляемого мною опыта «Развитие познавательного интереса на уроках географии». Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Практика показала, что достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности.
Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Для развития учащихся я использую активные методы обучения, учитывая имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.
Поэтому, целью моей работы является:
- Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся.
Главные задачи, отсюда вытекающие:
- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.
Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности отражаются и на деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности.
Применительно к школьнику зафиксировано три уровня его активности:
1.Репродуктивно-подражательная активность - генетически более ранняя и элементарная форма проявления активности. Ее проявления у детей вполне естественны и даже необходимы, хотя в психолого-педагогических не подвергают ее основательному анализу, высказывая тем самым пренебрежение. Однако справедливости ради нужно сказать о том, что для развития школьников она имеет определенную ценность.
Овладение всякой более сложной формой развития осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. Это и означает, что в сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.
Кроме того, репродуктивно-подражательную активность нельзя считать механическим следованием за принимаемыми образами.
2.Поисково-исполнительная активность обладает в этом отношении более значительными ресурсами. В этих условиях школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель, мастер, взрослый человек.
3.Уровень творческой активности наиболее высокий. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника.
Ее показателями являются: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ
В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес.
На мой взгляд, у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.
Нередко ставлю перед учащимися научную проблему, вовлекая их в размышления ученого, исследователя, у которого возник научный вопрос.
Познавательная задача охотнее принимается учащимися, если всем ходом предшествующей работы подготовлена соответствующая почва – созданы положительное отношение к учебе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету. Коллективность решения задачи, ее совместное обсуждение также способствуют активизации умственного поиска учащихся.
Убеждена, что познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний.
Я пришла к выводу, что, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
Опыт позволил мне убедиться, что для развития мышления очень удобна учебная модель:
ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ.
Например: На уроке « Путешествия и географические открытия»,6 класс
До начала лекции я прошу учащихся составить список предметов и существ, которые пересекли Атлантику после 1492 года, я тем самым вызываю на поверхность их памяти ранее полученные знания. Попросив их сверить этот список (свои предыдущие знания) с тем, что прозвучит в лекции, и дописать идеи, которые им раньше не приходили в голову, я побуждаю их осмыслить услышанное. Прерывая лекцию для ответов на вопросы самостоятельно (в парах) на класс, я стимулирую их подытожить узнанное и поразмышлять над тем, что является наиболее важным. Десятиминутное эссе побудило учащихся к дальнейшему размышлению, в котором они соединили ранее полученные знания о Колумбе с новообретенными.
Данный пример показывает, что ключевым моментом является увязка конкретного приема с определенной стадией модели: вызов – осмысление – размышление.
Для стадии ВЫЗОВА я использую приемы, направленные на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Вот некоторые из них:
Парная мозговая атака:
Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
Ключевые термины:
Можно выбрать из текста 4 – 5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, прошу их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.
Разбивка на кластеры (блоки идей):
Для начала пишем тему (слово или фразу) в кружочке в центре доски или на листе бумаги. К примеру: «Марко Поло». Можно продемонстрировать, как появляется идея-спутник: допустим, «что он сделал». Пишем это справа от « Марко Поло», обводим в кружочек и соединяем с «Марко Поло» прямой линией. Теперь я приглашаю учащихся высказать свои предположения о том, что он сделал. Эти идеи помещаются в кружочках вокруг кружочка «что он сделал» и соединяются с ним. Если ученик говорит «он был путешественником», слово «путешественник» записывается в кружочек. Если появляются новые детали о его путешествиях (куда ездил и т. д.), они будут уже словами-спутниками, «вращающимися» вокруг слова «путешественник». Когда учащиеся разместили кластера, я прошу их указать, где оказалось маловато информации. Если они в чем-то не уверены, рядом с кружочками ставится большой вопросительный знак. Затем предлагаю учащимся обратить особое внимание при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе.
Знаем, хотим узнать, узнаем:
Этот прием применяю для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней.
Разделяю доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагаю воспроизвести в тетрадях такую же таблицу.
Затем называю темы и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их я заношу в колонку «Знаем» (и прошу учащихся то же самое сделать в тетрадях).
Прошу учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, предлагаю учащимся добавить в каждую еще какие-то идеи.
Для стадии ОСМЫСЛЕНИЯ
я применяю несколько методических приемов, например:
а) Система маркировки текста
Учащимся предлагаю систему маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
– галочкой помечается то, что им уже известно;
– знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;
– знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.
– вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
б) Взаимоопрос
Этот методический прием применяю так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.
Для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ
Многие приемы, которыми пользуюсь на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.
Например:
Парная мозговая атака (парное подведение итогов). Пары, которые проводили мозговую атаку, готовясь к чтению текста, могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста.
Работая над формированием познавательного интереса школьников я убедилась, что можно выделить три этапа:
1.Любопытство (ситуативный интерес), 2.Любознательность (неустойчивый интерес), 3. Устойчивый познавательный интерес.
Задача в данном случае состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету.
Одним из способов формирования познавательной активности учащихся является использование проблемного подхода на уроках географии
Проблемная ситуация – позволяет создать умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу.
Предлагаю проблемные ситуации, используемые мной на практике:
1. Практические - в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации (требуются практические усилия).
2. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания).
3. Художественные - в которых неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия.
А поставленные проблемные ситуации решаю несколькими способами:
1. ПЕРВЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ. Сюда отношу случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта. 2. ВТОРОЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ. К нему отношу такие ситуации, относительно которых у учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Пример - решение проблемной ситуации о причинах возникновения морских течений.
3.ТРЕТИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ. Заключается в том, что у учащихся имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создается на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имеющаяся ранее схема действий.
Предлагаю конкретные примеры.
Задание: "Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?
Попробуйте по плану ответить на вопросы:
1. Изучая план, вы пришли к выводу, что этот участок, видимо целинный. Приведите доказательства, которые могут подтвердить этот вывод.
2. Благоприятны ли формы рельефа для посевов, распашки почв, пастбищ и сенокосов? Может, на отдельных участках склоны слишком круты? Как можно их использовать в хозяйстве?
3. Какие участки пригодны для сенокоса? Где бы вы стали распахивать землю для посева различных культур?
4. Выберите наиболее удобное место для постройки фермы.
5. Наметьте дорогу к вашей ферме и найдите источник питьевой воды. Может, придется рыть колодец?"
Чем объяснить разнообразие рельефа земли?
Этот вопрос может выступать в качестве основной познавательной задачи уроков, посвященных изучения рельефа поверхности суши. Решение проблемы: разнообразие рельефа Земли ? главная причина разнообразия рельефа - это взаимодействие внутренних и внешних процессов ? разнообразие гор и равнин по высоте ? изменение рельефа во времени взаимодействие внутренних и внешних процессов.
Какое путешествие могла совершить капелька воды, прежде чем попала к нам?
На дом учащиеся получают задание – описание: «Путешествие капельки по большому круговороту из своего населенного пункта» (Приложение3)
Умение убедительно доказывать является чрезвычайно важным свойством личности. Часто использую эвристический метод, который отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, деление ее на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по ее решению.
Так, например, в шестом классе при изучении темы «Ледники» я задаю учащимся такой вопрос: «Какие ледники (покрывные или горные) приносят больше вреда человеку?» Я получаю массу версий на свой вопрос. Я увидела, что дети много читают, интересуются различными вопросами.
Одни считают, что больше вреда приносят покровные ледники, в том числе айсберги. Здесь учащиеся приводят примеры гибели тысяч человек при столкновении с айсбергами. другие считают, что наибольший вред приносят горные ледники, потому что при сползании ледник уносит с собой не только жизни людей, но и сметает на своем пути города, села.
Все чаще на уроках слышу слова: «А я считаю...», «Мне кажется...» Все это подтверждается своими личными рассуждениями, своим мнением. Пусть не всегда они верные, но то личное мнение, и его дети пытаются доказывать. А это уже хорошо.
Активно применяю проблемные ситуации. Они предполагают различные точки зрения. Альтернативное решение. - почему в северо-восточной части Австралии образовался Большой Барьерный риф? почему нет такого образования у берегов Антарктиды?
- почему Австралия была открыта позже других материков, назовите причины, этому способствующие?
В старших классах применяю проблемную лекцию. Такую проблемную лекцию я провожу в восьмом классе при изучении темы «Проблема Байкала» (приложение №1).
6 класс тема «Ветер».
Эффективно практикую также индивидуальную работу школьника над проблемой в виде домашнего задания. Здесь развивается самостоятельность школьников, они более широко используют информацию телевидения, дополнительной литературы, интернета. Проблемно-познавательные задания вызывают у школьников определенный интерес, обучают логическому рассуждению.
Использование самостоятельной работы на уроках также развивает познавательную активность учащихся, так как она служит средством выполнения заданий без непосредственного участия учителя, но по его заданию.
При данной форме работы направления выбираю разные и использую компьютерные технологии и мультимедиа.
Первое направление – демонстрация материалов.
Второе направление – показ процессов.
Третье направление – практическая работа.
Четвертое направление – проверка знаний.
Пятое направление – самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.
Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ.
Программированное обучение усиливает, систематизирует самостоятельную работу учеников. Подлежащий изучению учебный материал располагается в строгой логической последовательности и делится на небольшие порции и шаги. Особенностью каждого такого шага, отличающей его от параграфа и абзаца учебника, является то, что он кроме информации (т. е. знаний) содержит, и задание для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, при этом каждый ученик может работать в доступном для него темпе. Такая организация работы позволяет учащемуся, если он быстро усваивает материал, закончить его изучение с меньшей затратой времени по сравнению со временем, отводимым на изучения обычными методами. Оставшееся время может быть уделено более глубокому изучению материала, чтению дополнительной литературы, наконец, тому занятию, которое больше интересует учащегося. Ученик, медленно усваивающий материал, не будучи связан с общим темпом работы, имеет возможность работать в спокойной обстановке, не торопясь.
Для успеха обучения я использую:
1.Прием новизны, когда я в самом начале урока или беседы заинтересовываю учеников сообщением какой-то новой информации. Причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном, казалось бы, явлении открывается что-то новое. Например: обращаюсь к учащимся:
- Из чего состоят облака?
- Из воды.
- А что тяжелее: воздух или воды?
- Конечно, вода.
- А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
2.Прием персонификации, т. е. использование способности к сопереживанию. Образный эмоциональный рассказ может оживить даже самую нелепую или абстрактную мысль, возбудить интерес к ней.
3.Прием участия. Раскрывая тему, говорю: «Представьте себе, что вы находитесь …», затем урок продолжаете своим чередом.
4. Самый беспроигрышный вариант – юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активируют внимание и мышление.
5.Очень помогает ребятам глубже понять, лучше усвоить существенные черты изучаемого объекта: сравнение общего и отличного.
Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии играет:
а) работа с натуральными объектами (гербариями, коллекциями горных пород, муляжами, моделями и т. п.);
б) географическими картами;
в) географическими картинами;
г) проведение опытов.
Очень способствуют развитию познавательного интереса уроки, проводимы в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний, диспут, ролевая игра, пресс-конференция, соревнования, КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, викторина, семинары, уроки-экспедиции, театрализованное представление и др.
Использование игровых технологий также позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках.
Наибольшую активность учащихся всех возрастов вызывает урок по аналогии с телевизионными играми — КВН, «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки» и «Удивительное рядом».
Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму игры. В своей практике использую следующие его формы:
Ø составление ребусов;
Ø сканвордов;
Ø кроссвордов;
Ø географических сказок;
Ø мини-сочинений. (Приложение №5)
Творчество учащихся проявляется и в написании стихотворений по той или иной теме, рисунках, плакатах, ролевых и деловых играх.
В преподавании предмета большое внимание уделяю аспекту краеведения..
Кроме того, на уроках эффективно использую важнейшие преимущества информационно-коммуникационных технологий:
— возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
— индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
— коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;
— возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения;
— создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования
Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.
Данные анкетирования свидетельствуют, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приемы, отмечая, что
«Материал гораздо легче усваивается в игре»;
«Было бы прекрасно, если бы использовались везде игры».
Например: обобщение знаний по разделу: «Природа и население своей местности» (6 класс) можно провести так: конкурс-смотр работ учащихся, материалов экскурсий и практических работ на местности. Выступление учащихся с сообщениями об особенностях природы своей местности, способах ее охраны, отчет учащихся о конкретных мероприятиях, проведенных в течение года и направленных на сохранение природы своего двора, села или улицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проделанной мною работы можно сделать следующие общие выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.