«Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии»

  • docx
  • 15.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игровые технологии.docx

1.Здравствуйсте, уважаемые члены жюри, гости  и участники конкурса!

Меня зовут Фадеева Татьяна Олеговна, я  являюсь учителем начальных классов и английского языка в школе № 44». Представляю вашему вниманию тему моего самообразования: «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии»

Актуальность выбранной темы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)

2Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности, понижается познавательный интерес обучающихся начальных классов. Обучение воспринимается учениками скучным и совсем не интересным. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остаётся проблема развития интереса к учению. (Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений.)

 

3. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся, развивать познавательные особенности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

 

4. К таким технологиям можно отнести игровые. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

 

5. И как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра — это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности.


6. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД) Игровые технологии способствуют формированию психических новообразований, устойчивого интереса к обучению, собственно учебной деятельности, общеучебных и логических действий, навыков самоконтроля и самооценки, формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества.

Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);

  • Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
  • Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;
  • Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;
  • Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;
  • Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.

Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера.

7. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие образовательные и воспитательные цели решают.

 

 

 

8. Игра может быть проведена на любом этапе урока!

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы.

В конце урока игра может носить поисковый характер.

       Я использую разные игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

 

9-10. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

11-14.   На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Проанализировав свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

 

15-16 Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. 

 

 17-18.Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь, образное мышление и оживить урок литературного чтения

         В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать.

 

 

 

19-20.Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока "Окружающий мир". Это означает, что на каждом уроке учитель проводит с детьми какую-нибудь игру или игровое упражнение.

 

21    Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

 

22 Таким образом, мы выясняем, что  участие младших школьников в различных играх способствует их совершенствованию мышления, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех и ,конечно же,  развитию познавательного процесса, развивает настойчивость, стремление к успеху.