""Развитие познавательных способностей на уроках литературы"
Оценка 4.6

""Развитие познавательных способностей на уроках литературы"

Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
СCУЗ, ВУЗ
20.01.2023
""Развитие познавательных способностей на уроках литературы"
Доклад
Развитие познавательных способностей на уроках литературы..docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

194156, Санкт-Петербург, пр. Энгельса д.4                                                                                                                    тел.(812)294-04-01

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательных способностей на уроках литературы у глухих учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Сидоркина Е. И.

 

 

 

 

2023г

 

 

 

 

 

Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность и духовно обогащает и формирует личность. Но если нет желания учиться, учение мучительно и бессмысленно, только увлечение создает, то направление духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Однако литературное образование в современном мире переживает общие проблемы, и особенно эти проблемы стоят перед нашими школами. В условиях засилья компьютеризации, телевидения интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдает грамотность, интеллект, эмоциональность и другие составляющие гармонически развитой личности. Поэтому появились противоречия: между необходимостью учителя выполнять требования программы и стандарта литературного образования и отсутствием желания у глухих детей читать литературные произведения, между значительным объёмом литературных произведений и недостаточным количеством времени на их изучение. А также несоответствие программного материала и возраста детей. Вот эти противоречия мы будем стараться решать, используя опыт ученых и опыт педагогов разных школ. Ученые и педагоги давно ведут поиск путей активизации творческой активности учащихся. Е.И. Ильина предлагает при работе с текстом использовать следующие приемы:

1) Обращаться к деталям, которые являются «жемчужинами» текста. Например, при изучении 3 части «Песни про царя…», я предлагаю подумать, почему Лермонтов начинает описание праздника на Москве- реке, с описания алой зари. «Тучи серые разгоняючи, заря алая поднимается». Сначала мы выяснили, алый цвет- это красный цвет, это цвет крови, значит, поэт готовит нас к восприятию каких-то событий, связанных с трагическими с поступками героев. Ученики высказывают свои версии дальнейших событий.

2) Особый вопрос. Задать его как бы самому себе, а решать его вместе с ребятами.

Очень часто на уроке возникают ситуации, когда дети, вырванные из канвы урока, возвращаются с занятий с логопедом, задают себе или учителю вопрос о том или ином событии или герое, и учитель ищет путь, чтобы ученик попытался сам на него ответить. Например, изучая Пушкинскую «Барышню- крестьянку» ученица была удивлена, откуда появилась Бетси. Мы стали выяснять, какой образ жизни нравился отцу Лизы, вспомнили, что он любил всё английское, тогда на догадалась, откуда появилась эта девушка в рассказе: « Эта так отец зовет её на английском языке».

3) Творческие задания -суть которых, из литературного текста добыть самостоятельно знания. Это прием особенно труден для глухих детей, номы стараемся его применять. Например, выбрать в тексте портрет героя, выбрать в тексте поступки, характеризующие положительно или отрицательно героя, в качестве помощи указываем главу, страницу или нужный абзац.

В нашей школена уроках литературы для развития творческих способностей часто используются следующие упражнения:

·        Создание иллюстраций по содержанию произведения (например, рисунок «Светлицы Тараса Бульбы», зарисовка Белгородской крепости, осада казаками города Дубно и др.).

·        Работа в группе. Создание инсценировок по произведению (например, инсценировка суда Дубровского и Троекурова, передача кольца   Маше от    Дубровского).

·        Творческий пересказ текста или дополнения текста.

·        Нахождение сходств и различий между текстом произведения и просмотренным фильмом по данному произведению

·        Подготовка докладов по разделам биографии писателей.

·        Составление кроссвордов по героям произведений

·        Сравнение героев (например, Гринев и Швабрин, Остап и Андрий, Троекуров и Дубровский, Кирибеевич и Калашников).

·        Подготовка и участие в олимпиадах и литературных играх.

·        Составление таблиц, характеристик планов.

·        Приведение несколько отрывков из произведения для расположения по порядку событий или поступков героев.

·        Выпуск газет, связанных с жизнью и творчеством писателей.

Для детей нашей школы больше подходят задания когнитивного типа. Когда нужно работать со словом, текстом или с литературным явлением. Предлагаю такие задания.

1задание.  Продолжи фразу. Например: «Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили ему кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руку метлу……» Ученики дополняют «  и определили его дворником»

2 задание. О ком это сказано? Например: «с ранней молодости её держали в чёрном теле, работала он за двоих, а ласки никакой никогда не видела» (о Татьяне).

 3 задание. Узнай героя по описанию. Например: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем….» (это Герасим).

Более трудные задания креативного типа могут выполнять единицы. Это составление викторин, самостоятельное написания сочинений. придумывание словесного образа изготовление презентаций.

К большому сожалению, для школ глухих авторы не создают специальных учебников по литературе, мы работаем по учебникам массовой школы. Большой упор направлен на проектную деятельность и на презентации, на те материалы, которые опубликованы в печати, они ориентированы на младших школьников, поэтому для нас открыт широкий спектр деятельности при преподавании литературой в старших классах школы для глухих детей.

 

 

 

 


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №1

Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность и духовно обогащает и формирует личность

Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность и духовно обогащает и формирует личность

Очень часто на уроке возникают ситуации, когда дети, вырванные из канвы урока, возвращаются с занятий с логопедом, задают себе или учителю вопрос о том или…

Очень часто на уроке возникают ситуации, когда дети, вырванные из канвы урока, возвращаются с занятий с логопедом, задают себе или учителю вопрос о том или…

Приведение несколько отрывков из произведения для расположения по порядку событий или поступков героев

Приведение несколько отрывков из произведения для расположения по порядку событий или поступков героев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2023