Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №1
Выборгского района Санкт-Петербурга
194156, Санкт-Петербург, пр. Энгельса д.4 тел.(812)294-04-01
Развитие познавательных способностей на уроках литературы у глухих учащихся.
Учитель: Сидоркина Е. И.
2023г
Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность и духовно обогащает и формирует личность. Но если нет желания учиться, учение мучительно и бессмысленно, только увлечение создает, то направление духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Однако литературное образование в современном мире переживает общие проблемы, и особенно эти проблемы стоят перед нашими школами. В условиях засилья компьютеризации, телевидения интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдает грамотность, интеллект, эмоциональность и другие составляющие гармонически развитой личности. Поэтому появились противоречия: между необходимостью учителя выполнять требования программы и стандарта литературного образования и отсутствием желания у глухих детей читать литературные произведения, между значительным объёмом литературных произведений и недостаточным количеством времени на их изучение. А также несоответствие программного материала и возраста детей. Вот эти противоречия мы будем стараться решать, используя опыт ученых и опыт педагогов разных школ. Ученые и педагоги давно ведут поиск путей активизации творческой активности учащихся. Е.И. Ильина предлагает при работе с текстом использовать следующие приемы:
1) Обращаться к деталям, которые являются «жемчужинами» текста. Например, при изучении 3 части «Песни про царя…», я предлагаю подумать, почему Лермонтов начинает описание праздника на Москве- реке, с описания алой зари. «Тучи серые разгоняючи, заря алая поднимается». Сначала мы выяснили, алый цвет- это красный цвет, это цвет крови, значит, поэт готовит нас к восприятию каких-то событий, связанных с трагическими с поступками героев. Ученики высказывают свои версии дальнейших событий.
2) Особый вопрос. Задать его как бы самому себе, а решать его вместе с ребятами.
Очень часто на уроке возникают ситуации, когда дети, вырванные из канвы урока, возвращаются с занятий с логопедом, задают себе или учителю вопрос о том или ином событии или герое, и учитель ищет путь, чтобы ученик попытался сам на него ответить. Например, изучая Пушкинскую «Барышню- крестьянку» ученица была удивлена, откуда появилась Бетси. Мы стали выяснять, какой образ жизни нравился отцу Лизы, вспомнили, что он любил всё английское, тогда на догадалась, откуда появилась эта девушка в рассказе: « Эта так отец зовет её на английском языке».
3) Творческие задания -суть которых, из литературного текста добыть самостоятельно знания. Это прием особенно труден для глухих детей, номы стараемся его применять. Например, выбрать в тексте портрет героя, выбрать в тексте поступки, характеризующие положительно или отрицательно героя, в качестве помощи указываем главу, страницу или нужный абзац.
В нашей школена уроках литературы для развития творческих способностей часто используются следующие упражнения:
· Создание иллюстраций по содержанию произведения (например, рисунок «Светлицы Тараса Бульбы», зарисовка Белгородской крепости, осада казаками города Дубно и др.).
· Работа в группе. Создание инсценировок по произведению (например, инсценировка суда Дубровского и Троекурова, передача кольца Маше от Дубровского).
· Творческий пересказ текста или дополнения текста.
· Нахождение сходств и различий между текстом произведения и просмотренным фильмом по данному произведению
· Подготовка докладов по разделам биографии писателей.
· Составление кроссвордов по героям произведений
· Сравнение героев (например, Гринев и Швабрин, Остап и Андрий, Троекуров и Дубровский, Кирибеевич и Калашников).
· Подготовка и участие в олимпиадах и литературных играх.
· Составление таблиц, характеристик планов.
· Приведение несколько отрывков из произведения для расположения по порядку событий или поступков героев.
· Выпуск газет, связанных с жизнью и творчеством писателей.
Для детей нашей школы больше подходят задания когнитивного типа. Когда нужно работать со словом, текстом или с литературным явлением. Предлагаю такие задания.
1задание. Продолжи фразу. Например: «Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили ему кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руку метлу……» Ученики дополняют « и определили его дворником»
2 задание. О ком это сказано? Например: «с ранней молодости её держали в чёрном теле, работала он за двоих, а ласки никакой никогда не видела» (о Татьяне).
3 задание. Узнай героя по описанию. Например: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем….» (это Герасим).
Более трудные задания креативного типа могут выполнять единицы. Это составление викторин, самостоятельное написания сочинений. придумывание словесного образа изготовление презентаций.
К большому сожалению, для школ глухих авторы не создают специальных учебников по литературе, мы работаем по учебникам массовой школы. Большой упор направлен на проектную деятельность и на презентации, на те материалы, которые опубликованы в печати, они ориентированы на младших школьников, поэтому для нас открыт широкий спектр деятельности при преподавании литературой в старших классах школы для глухих детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.