Эссе «Профессия учитель-дефектолог- профессия исследователя»
Чем ниже уровень
психического развития ребенка,
тем выше должен быть уровень
образования учителя
немецкий историк-дефектолог П.Шуман
В современном мире существует огромное количество разных профессий. Есть профессии, которые известны всем, и их значение для общества не надо объяснять, и так все ясно: учитель, врач, строитель, инженер, полицейский, машинист поезда…
А есть профессии, о которых мало кто знает, если сказать точнее, люди имеют лишь «смутное» представление о них. И узнают только тогда, когда возникнет в том необходимость: сурдолог, фонопед, тифлопедагог, олигофренопедагог, тьютор, дефектолог. Все эти профессии связаны с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. А специалистов, сопровождающих данную категорию, принято называть «узкими специалистами».
Дефектология как научная дисциплина в России берет свое начало в середине XIX века. К тому времени уже существовали училища для глухонемых и слепых. А также начинали появляться первые медико-педагогические учреждения для детей с нарушением интеллекта. Ученые: В.М.Бехтерев, М.С. Певзнер, В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Ф.А.Рау, Г.Е.Сухарева и другие- вели научную работу по исследованию, изучению природы (физиологической, психологической, социальной) детей с особенностями в развитии. С тех пор прочно закрепилось понятие, что дефектолог- это специалист в области изучения, обучения, воспитания, а главное, социализации людей с отклонениями в развитии.
Еще каких-то 30 лет назад, встретив на улице человека в инвалидной коляске, не передвигавшегося самостоятельно, или разговаривавшего на языке жестов, мы оборачивались, смотрели на него изумленными глазами, точно он «пришелец» с другой планеты. «Особенные» люди страдали от этого. Назревала потребность в изменении отношения общества к таким людям, а также острая нехватка специалистов, которые бы не только могли обучать их, но и помочь в социализации.
Благодаря работе ученых, развитию общества, информационным технологиям, СМИ, интеграции, инклюзии, эти люди - полноправные члены общества. Но, несмотря на заботу Государства, еще остается немало «острых» вопросов (реабилитация, социализация, трудоустройство), требующих решительных действий.
К сожалению, многие факторы (экология, образ жизни человека, питание, компьютерная техника и многое другое) отрицательно влияют на здоровье современных людей. Число лиц с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, и вместе с тем растет потребность в «узких специалистах», в частности, в дефектологах. Причем в высококвалифицированных!
Каждый человек индивидуален. Второго такого нет. И особенности у него индивидуальные. Дефектолог совершенствует имеющиеся методы научных исследований и разрабатывает новые, уникальные методы, часто не один, а несколько взаимодополняющих методов для конкретного ребенка. Недаром дефектолог работает по ИНДИВИДУАЛЬНОМУ маршруту. Считаю, что комплексное применение различных методов обеспечивает надежность результатов.
В современном мире у лиц с ограниченными возможностями здоровья на самом деле безграничные возможности. Они успешные спортсмены, музыканты, актеры (параолимпийцы, певица Диана Гурцкая, актеры Олег Анофриев и Зиновий Гердт). Или такое яркое имя, как Данил Плужников - вокалист, победитель третьего сезона музыкального телешоу «Голос. Дети».
Все перечисленные выше люди с ОВЗ демонстрируют такие качества, как стойкость, мужество и веру в свои силы. И, несомненно, свой успех они разделили со своими педагогами-дефектологами.
Поэтому профессия ДЕФЕКТОЛОГ- это профессия будущего! Профессия на века! Вне зависимости от нашего желания, жизнь изменчива и непредсказуема. Дефектолог необходим как детям, испытывающим трудности в обучении, социализации, коммуникации и т.п., так и людям всех возрастов, перенесших тяжелые болезни, связанные с поражением ЦНС.
Информационное пространство, заинтересованность и уровень образования современных родителей позволяют осознавать значимость «узких специалистов» в развитии, адаптации детей и взрослых.
По поручению Президента РФ Путина В.В. к 1 сентября 2022 года в России будет увеличен прием в ВУЗы по программам бакалавриата и магистратуры для подготовки логопедов и дефектологов. По словам директора Института коррекционной педагогики РАО Татьяны Соловьевой, данные специалисты в школах на сегодняшний день очень востребованы.
Если спросить современного ребенка: «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?» Он сразу может ответить: «Пожарным. Военным. Полицейским». И никто из детей пока не скажет: «Логопедом! Дефектологом!».
А может это случится?
Это обязательно случится!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.