ГБОУ школа- интернат№1 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Урок по развитию речи с учащимися 4,9,10 классов с ТНР по теме:
«Прощание с осенью».
Учитель: Сидоркина Е.И.
Санкт- Петербург
2023г
Тема урока: Прощание с осенью.
Цель: обобщить знания детей, создать дружескую соревновательную атмосферу между классами, воспитывать любовь к природе и школьному парку.
Оборудование: таблички с названиями месяцев и периодов осени, корзинки с фруктами и овощами, картинки разных периодов осени, 3 дерева (зеленое, разноцветное, без листьев с ягодками и снегом), гербарий осенних листьев, плоды деревьев.
План урока.
1. Встреча осени.
2. Выбор месяцев и периодов осени.
3. Определение периодов осени по картинкам.
4. Игра по командам.
5. Деревья нашего парка.
6. Подведение итогов урока.
7. Угощение осени.
Ход урока.
1. Встреча осени.
У (. в костюме осени с корзинкой фруктов входит в класс)
Кто я, дети?
у Осень. Вы, осень.
У Я пришла с вами попрощаться и узнать, что вы обо мне знаете.
2.Выбор месяцев осени.
У( на доске таблички с месяцами года)
Выберите, пожалуйста, первый месяц осени.
у сентябрь
У.К какому периоду осени относится сентябрь?
у Сентябрь –это ранняя осень.
У. Поставь табличку к нужному дереву.
У. ставит сентябрь к зеленому дереву.
(также дети выбирают и ставят октябрь и ноябрь).
3. Определение периода осени по картинкам.
У. Осень бывает разная: бывает добрая, похожа на лето, сердитая, дождливая и холодная, бывая красивая и теплая, ветреная и сырая.
Сейчас вы будете выбирать картинки и рассказывать к каком периоду осени она относится и почему? (на доске написаны опорные слова, дети могут при затруднении воспользоваться помощью на доске)
у это ранняя осень, потому что в лесу зеленые листья, растут грибы.
у это поздняя сень, потому что созрели мандарины
у это золотая осень, потому что деревья разноцветные
у это поздняя осень, потому что выпал снег и т.д.
(у деревьев целая серия картинок, характеризующая разный период осени)
4 Игра по командам.
У сейчас мы с вами поиграем. Мы разделимся на 2 команды и посмотрим, кто лучше знает овощи и фрукты. Первая команда «Сад», 2 команда «Огород». Я каждому члену команды выдам таблички с названиями фруктов и овощей, вы должны сказать, у кого табличка с этим овощем или фруктом и назвать к какой группе он относится. Посмотрите на доску. В помощь вам написаны слова.
У меня …….
Это фрукт. Это овощ.
У, например, у меня редька. Это овощ.
У достает и корзины по очереди фрукты и овощи
(свекла, мандарин, морковь, чеснок, яблоко, груша, лимон, картофель и т.д.)
у. У меня мандарин. Это фрукт. и т.д.
У подводит итог и называет победившую команду.
5. Деревья нашего парка.
У. Осень, гуляя в вашем школьном парке, увидела огромное дерево с очень большими листьями, назовите, как называется это дерево? (учитель показывает гербарий листа каштана) Я помогу вам запомнить его название, учитель показывает табличку КАШТАН Запомните, это слово. Учитель проверяет, как дети запомнили это слово, тем, кому трудно, воспользуйтесь видами помощи КА. . . Н, К . Ш Т . Н, К. . . . Н
У. предлагает в тарелке с плодами деревьев, найти каждому плод каштана и просит назвать дерево
У. каштан, каштан
У. Молодцы, запомнил новое слово. Также детям предлагается назвать дуб и его плод- желудь. Клён и его плоды носики. (также детям предлагаются вид помощи в табличках). Затем учитель ещё раз просит детей назвать деревья с целью закрепления их названий.
6.Подведение итого урока.
У. Вот и закончилась осень. Пора мне с вами прощаться. Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, называли месяцы, периоды осени, выбирали картинки, повторяли овощи и фрукты, запомнили новые слова плодов деревьев. Особенно хорошо работали на уроке………
7.Прощание с осенью.
У. на прощание я хочу прочитать вам стишок
«Приходит осень с урожаем ко всем, но только не к лентяям.»
Вы ребята- не лентяи. Вы старались. Хорошо работали на уроке, поэтому осень вас угощает урожаем фруктов, выбирайте себе любой. Дети из корзинки выбирают себе по фрукту и благодарят осень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.