Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №8 городского округа Кинешма
_____________________________________________________________________________
155814, Ивановская область, город Кинешма, улица Воеводы Боборыкина, дом 18а
телефон/факс 8(49331)33830, e-mail: Kinosch-8@mail.ru
Развитие познавательных УУД обучающихся
при реализации программы
«Разговор о правильном питании»
Методика реализации части программы
«Две недели в лагере здоровья»
Автор: Крюченкова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
Кинешма, 2017г.
· Введение
· Описание системы работы
· Описание занятия
· Оценка эффективности работы
· Источники информации
Введение
Осуществляя педагогическую деятельность, внедряя различные педагогические технологии, учитель всегда думает о здоровье своих воспитанников. ФГОС НОО, предъявляя особые требования к структуре основной образовательной программы, нацеливают нас на реализацию «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Эта программа должна обеспечивать:
ü пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
ü формирование установки на использование здорового питания.
«Портрет выпускника начальной школы» в соответствии со стандартами второго поколения содержит такие характеристики:
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Таким образом, познавательная активность обучающихся становится одним из важнейших инструментов формирования здорового образа жизни.
В данной методике будет сделана попытка представить систему работы по программе «Разговор о правильном питании» с точки зрения развития познавательной активности обучающихся, формирования познавательных универсальных учебных действий.
Описание системы работы
МБОУ школа №8г. Кинешмы Ивановской области имеет многолетний опыт работы в направлении здоровьесбережения. В школе реализуется программа «Здоровье», программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как часть основной образовательной программы начального общего образования.
С 2012 г. в школе реализуется программа «Разговор о правильном питании», которая стала эффективным инструментом для достижения целей сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Цель работы по программе:
Формирование основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
ü расширение знаний детей о правилах питания;
ü формирование представлений о правилах этикета;
ü пробуждение интереса к народным традициям, связанным с питанием;
ü развитие навыков проектно-исследовательской деятельности, связанной с питанием;
ü формирование навыков правильного питания.
Общая характеристика
Работа по программе «Разговор о правильном питании» началась с ведения тематических тетрадей на классных часах, Уроках Здоровья. В последующие годы работа активизировалась участием в развивающих играх, конкурсах, реализуемых через сайт программы. В настоящее время можно уже говорить о системе работы. Все творческие конкурсы, в том числе Международный (на протяжении трех лет), развивающие игры, Кулинарная студия, Университет программы опробованы, освоены, оценены. Участие в них позволяет развивать познавательный интерес к художественному и устному народному творчеству, детской литературе. Поиск необходимой информации, осваивание полезных Интернет-ресурсов – все это способствует развитию общеучебных УД. Работа по программе дает возможность расширять горизонты. Представленная система работы содержит такие направления, как проектно-исследовательская деятельность (одна из двух представленных работ на муниципальном уровне стала победителем); волонтерская деятельность (волонтерское объединение «Рецепт успеха» стало лауреатом межрегионального фестиваля-конкурса «Мы за здоровый образ жизни!», где пропагандировала здоровое питание. Волонтеры активно включились в работу с младшими школьниками, с воспитанниками детского дома и социально-реабилитационного центра для детей и подростков. Основное направление в работе волонтеров – здоровый образ жизни и здоровое питание как одна из составляющих здорового образа жизни). Работа по программе не прекращается и в период летних каникул. Школьный лагерь дневного пребывания работает по авторской программе «Три недели в лагере Здоровья», созданной на основе программы «Разговор о правильном питании». Таким образом, осуществляется непрерывность работы.
Описание ценностных ориентиров
Ценностные ориентиры выражены в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. В отношении реализации данной программы они отражают следующие целевые установки:
ü развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
ü развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
ü формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Познавательные УУД как результат работы по данному курсу
Работа по программе обеспечит развитие таких познавательных УУД:
общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов;
Знаково-символические действия:
- моделирование
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков
- синтез — составление целого из частей
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целевая аудитория
Данная методика может быть использована педагогами общеобразовательных организаций. Она рассчитана на работу с обучающимися 9 – 11 лет.
Программа «Разговор о правильном питании» реализуется комбинированно: в рамках внеклассной работы и как дополнительный материал на уроках по предметам базового учебного плана: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Физическая культура». Часть программы «Две недели в лагере Здоровья» рассчитана на обучающихся 3 и 4 классов и реализуется в течение двух лет. При этом проводятся как теоретические, так и практические занятия. За период обучения в 3 и 4 классе к каждой теме ребенок обращается минимум два раза. Кроме того, некоторые темы программы включаются в программу тематического лагеря дневного пребывания «Три недели в лагере Здоровья». Приведенные ниже темы базовых учебных предметов соответствуют УМК «Перспектива».
Социальное партнерство
· Школьная столовая (анкетирование, предложения по меню, акции)
· Родительская общественность (реализация содержания программы, участие в конкурсах)
· Школьная библиотека (информационная поддержка, познавательные мероприятия)
· Библиотеки города (информационная поддержка, познавательные мероприятия)
· Хлебозавод (познавательные экскурсии)
· Мед. работники школы (познавательные беседы, антропометрия)
· ТЮЗ им. Л. Раскатова (уроки актерского мастерства «Закулисье», познавательные спектакли, детские предложения по включению в репертуар сцен и спектаклей о правильном питании, конкурсы рисунков)
Тематическое планирование
№ темы |
Колич. часов |
Тема |
Способ реализации |
Вариант реализации |
Познавательные УУД |
1 |
2ч. |
Давайте познакомимся.
|
Окружающий мир 3 класс Окружающий мир 4 класс |
Тема: «Планета на листе бумаги».
Тема: «Российский союз равных» Лагерь дневного пребывания (ЛДП) «Кулинарный глобус». |
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: выдвижение гипотез и их обоснование.
|
2 |
2ч. |
Из чего состоит наша пища
|
Классный час 3 класс
Технология 4 класс |
Тема: «Пищевая тарелка» Выпуск стенгазеты «Что мы едим».
Тема: «Создание небольших текстов и печатных публикаций». Выпуск тематических буклетов и календарей. |
Общеучебные:Знаково-символические действия: моделирование логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. |
3 |
2ч. |
Что нужно есть в разное время года
|
Окружающий мир 3класс
Внеурочная деятельность 4 класс |
Тема: «Здоровью цены нет».
Проект «Чтоб здоровыми остаться, надо правильно питаться».
ЛДП. «Аукцион полезных продуктов». |
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; логические: анализ, синтез, классификация; постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
4 |
2ч. |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом
|
Физкультура 3 класс
Волонтерское объединение |
Тема: «Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа».
Мастер-класс «Питайтесь правильно!»
Акция «Ни дня без зарядки!» ЛДП. Спортивные состязания «Фрукты-овощи». |
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. |
5 |
2ч. |
Где и как готовят пищу |
Внеурочная деятельность 3 класс
Внеурочная деятельность (кулинарный урок) 4 класс |
Экскурсия в школьную столовую.
Тема: «Искусство на тарелке. Карвинг». |
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
|
6 |
2ч. |
Как правильно накрыть стол
|
Технология 3 класс
Внеурочная деятельность 4 класс
|
Тема: «Хозяйственно-практическая помощь взрослым». Игра «Накрываем стол».
Семейная тусовка «Очаг» (Общаемся Чистосердечно, Активно, Гармонично) |
Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий логические: анализ, синтез; постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
7 |
2ч. |
Молоко и молочные продукты
|
Технология 3 класс
Классный час 4 класс
Волонтерское объединение |
Тема: «Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений». Изготовление и распространение тематических буклетов.
Урок – исследование «Удивительное молоко».
Акция «Пейте, дети, молоко!» |
Общеучебные: структурирование знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, логические: ·установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; ·построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; ·доказательство; ·выдвижение гипотез и их обоснование. постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
8 |
2ч. |
Блюда из зерна
|
Внеурочная деятельность (кулинарный урок)
Технология 4 класс |
Тема: «Пирожное для мамы».
Тема: «Хозяйственно-практическая помощь взрослым». ЛДП. Спектакль «Откуда хлеб на стол пришел». |
Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий логические: анализ, синтез постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
9 |
2ч. |
Какую пищу можно найти в лесу
|
Окружающий мир 3класс
Окружающий мир 4класс |
Тема «Лес – волшебный дворец».
Тема «С севера на юг. Лесная природная зона». |
Общеучебные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов; логические: установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
10 |
2ч. |
Что и как можно приготовить из рыбы
|
Окружающий мир 4класс Внеурочная деятельность (кулинарный урок) |
Тема «Наши реки».
Тема «Рыбный день». ЛДП «В гостях у Нептуна». |
Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий логические: анализ, синтез постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
11 |
2ч. |
Дары моря
|
Внеурочная деятельность
Окружающий мир 4класс |
Познавательное занятие. Тема: «Дары моря на нашем столе».
Тема «По морским просторам». |
Общеучебные: структурирование знаний; логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. |
12 |
2ч. |
«Кулинарное путешествие по России»
|
Окружающий мир 3класс Окружающий мир 4класс
|
Тема «Побываем в гостях».
Тема «Мы-дети родной земли». Праздник национальных кухонь. ЛДП. Конкурс инсценированных сказок о здоровом питании.
|
Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические: выдвижение гипотез и их обоснование.
|
13 |
2ч. |
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен
|
Внеурочная деятельность 3 класс
Технология 4 класс |
Вечер общения: «Семейное кафе».
Тема: «Хозяйственно-практическая помощь взрослым». |
Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания логические: построение логической цепочки рассуждений; постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
14 |
2ч. |
Как правильно вести себя за столом
|
Окружающий мир 3класс
Литературное чтение 4 класс
Волонтерское объединение |
Тема: « Дом не велик, а стоять не велит. Хлеб-соль на столе».
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным».
Акция «Чистые тарелки». |
Общеучебные: смысловое чтение логические: установление причинно-следственных связей.
|
15 |
2ч. |
Я знаю. Я умею. |
Внеурочная деятельность 3класс
Внеурочная деятельность 4 класс
|
Представление творческой работы по программе «Разговор о правильном питании». (Сайт программы).
Проект «Мой вклад в здоровье сверстников». ЛДП Игра по станциям «Вкусный маршрут». |
Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические: подведение под понятие, выведение следствий; постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Эффективные приемы для развития познавательных УУД
при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Прием: «Интрига». Можно использовать на этапе мотивации.
Пример использования. Учитель: …Речь пойдет о напитке, который является ценнейшим продуктом питания и эффективным косметическим средством. О чем пойдет речь?
На этапе мотивации хороши использование загадок, стихотворных начал занятий, мудрых мыслей, притч.
Прием «Корзина идей».
Собираем информацию, идеи, которые как бы «складываем» в корзину. Можно даже нарисовать эту корзину. Важно, что каждое мнение ценно и записывается на доску. В процессе открытия новых знаний эти идеи проверяются.
Прием «Инсерт». При работе с материалами тематических тетрадей, ребенок ставит определенные значки: (V+ ? ) это я знаю, это хочу узнать, это мне непонятно…Этот прием позволяет эффективно работать с текстом.
Прием: «Диалог с автором».
Ребенок, читая текст в тетради как бы задает автору вопрос и делает в тематической тетради пометку В. Или отвечает на прямой авторский вопрос и ставит на полях О. Или пытается заглянуть в волшебное зеркальце З, а потом проверяет свои предположения, читая дальше, и ставит П.
Прием «Да-Нетка» Ребенок, согласившись с утверждением, ставит +, не согласившись –. Таким образом, можно быстро проверить знания обучающегося.
Технология ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)
Пример использования. Сочини загадку.
Ребенку предлагается модель в виде вопросов или таблицы.
Например: морковь.
Какая? Оражевая, сочная, красивая, хрустящая
Кто такой же? Принцесса
Где? В огороде
Можно использовать слова как или но не
Оранжевая, но не солнышко,
Хрустящая, но не капуста.
Или: Хрустящая, как капуста, оранжевая, как солнышко.
В моем огороде на грядке.
Прическа всегда в порядке.
Прием «Синквейн»
· Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
· Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
· Третья строка — образована тремя глаголами описывающими характерные действия объекта.
· Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту.
· Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Пример использования.
Хлеб.
Вкусный, незаменимый.
Питает, спасает, радует.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Жизнь.
Прием «Незаконченное предложение». На этапе рефлексии дети договаривают фразы:
Сегодня я узнала…
Я постаралась…
Я убедилась, что…
Надо сказать, что работа по развитию познавательных УУД требует использования и других эффективных приемов, не указанных выше.
Описание занятия
Внеклассное занятие «Ярмарка молочных продуктов»
Цели:
· сформировать представления детей о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания;
· продемонстрировать состав молока путем включения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Задачи:
· расширить представления детей о молочных продуктах и их свойствах;
· учить групповому взаимодействию и умению следовать алгоритму в работе;
Оборудование:
Видеофильм о молоке и молочных продуктах, образцы молочных продуктов, образцы упаковок от молочных продуктов, кроссворды для разгадывания, ватман, маркеры для рекламы, посуда и продукты для кулинарной мини-студии, костюмы коробейников, фиксиков, скоморохов, материалы для мини-лаборатории (ватные палочки, утюг, сок лимона…) оформление кабинета.
Предварительная подготовка:
Перед началом мероприятия дети получают приглашение с номерами 1, 2,3 или 4. Это условное деление на группы, которым предстоит выполнить задания.
Ход мероприятия:
1 скоморох: Привет, друзья!
2 скоморох: Салют, друзья!
1 скоморох: Запомните, грустить нельзя
2 скоморох: На ярмарке Здоровья,
1 скоморох: Где молоко коровье…
2 скоморох: Молочные продукты – сплошные витамины!
1 скоморох: Мы всех зовем на ярмарку!
2 скоморох: Эй, Пети, Даши, Нины… (Выходит Петя)
Петя: Поспать человеку не дадут!
1 скоморох: Кто тут ворчит?
2 скоморох: Кто хмурится тут?
1 скоморох: Да это же Петя! Ты чем недоволен?
2 скоморох: Тебя обидели? Ты не болен?
Петя: А вы кто такие?
Вместе: Мы – скоморохи!
1 скоморох: Правда, хороши?
2 скоморох: Или плохи?
Петя: Эх, разбудили в такую рань!
1скоморох: Не хандри, Петя! Ты только глянь! Посмотри вокруг!
Вместе: Ярмарка! Ярмарка! Веселая, яркая!
Заходи, залетай, заскакивай!
(Под музыку «Коробейники» появляются продавцы-коробейники)
1 коробейник: Добры люди, поспешите
Молоко у нас купите!
2 коробейник: Белое, как снег,
Сладкое, как мед,
От рогатой берут
Малым детям дают!
3 коробейник: Кому для здоровья молоко коровье?
Петя: Да кому нужно ваше молоко, с чего вы взяли, что оно полезно для здоровья?
Учитель: Ребята, давайте напомним Пете, какие продукты полезны для здоровья.
Дети: (хором говорят нашу запоминалочку:
Овощи и фрукты, молочные продукты,
Мясо, рыба, хлеб и каша на обед!)
Учитель: Вот видишь, молочные продукты – полезны. Как бы тебе это доказать?
1скоморох: Посмотрите-ка, народ! Кто на ярмарку идет!
2скоморох: Тайны фиксики поведают, вместе молоко исследуют.
(под музыку выходят фиксики)
Фиксики: В молоке есть все необходимые человеку вещества – белки, жиры, углеводы. Приглашаем вас в нашу лабораторию для проведения исследований.
Перед вами – молоко. Опустите ватную палочку в молоко и напишите слово молоко на листе бумаги. А теперь прогрейте лист утюгом. Кто увидел проявившуюся надпись? О чем это говорит? Верно, в молоке содержится жир. В этом легко убедиться, перелив молоко в другой стакан. На стенках остались жирные капельки.
А теперь попробуйте молоко на вкус. Что скажете? Сладковатый привкус говорит о наличии углеводов.
Посмотрите, мы добавим в молоко лимонную кислоту. Молоко свернулось и образовался творожистый осадок. Этот опыт подтверждает наличие белка в молоке.
Кроме белков, жиров и углеводов в молоке содержатся важные минералы и витамины!
Вот почему новорожденных кормят молоком.
Многие животные выкармливают детенышей молоком. Кто знает, как называют таких животных?
Предлагаем посмотреть маленький фильм о молоке и молочных продуктах.
Учитель: Хорошо ли вы знаете молочные продукты? Разгадайте кроссворд.
(Дети разгадывают кроссворд, составленный автором с помощью ресурса «Фабрика кроссвордов», в группах)
Ссылка для разгадывания: http://puzzlecup.com/?guess=7CB546492AF9B0AU
(Играет музыка «Коробейники»)
1 коробейник: Ну что, Петя, попробуешь наши продукты?
В них и польза есть, и вкус
И судить я не берусь, что из них нежнее,
Что из них важнее?
(Коробейники проводят конкурс «Угадай на вкус»).
Скоморохи: На ярмарке всегда проводятся интересные конкурсы и затеи.
Наши затеи – познавательные. Их приготовили для вас фиксики.
Фиксики: - Мы предлагаем вам поработать в группах.
1 группа детей – исследователи. Проводят исследование молочных продуктов по заготовленной инструкции.
Некоторые недобросовестные производители добавляют в качестве загустителя крахмал в молочные продукты.
· Определи наличие крахмала в сметане, йогурте с помощью йода.
Добавь каплю йода на небольшое количество сметаны, йогурта, сыра. Синий цвет свидетельствует о наличии крахмала в продукте. Коричневый – о его отсутствии. Сделай вывод.
· Изучи предложенные упаковки от молочных продуктов. Найди продукты с самым большим содержанием белка.
· Определи, в каких продуктах содержится больше жира? Для этого на листочки бумаги помести капли молока, сметаны, кусочки масла и сыра. Сверху накрой другим листочком. По образовавшимся пятнам сделай вывод о наиболее жирных продуктах.
2 группа – кулинары. Готовят пирожное из печенья и творожно - ягодного крема.
3 группа - готовят рекламу молоку и молочным продуктам.
4 группа - составляет меню на неделю, в котором выделяется наличие молочных блюд.
Фиксики: - Настало время творческого отчета групп. (Выступления групп)
1скоморох: Потерпел Петя наш поражение!
2 скоморох: В смешное попал положение!
1 скоморох: Говорил, товар негожий…
2 скоморох: А товар у нас хороший!
1 скоморох: Говорил, ума палата…
2 скоморох: Оказалось – маловато!
Петя: - Ребята! Я многое узнал на ярмарке молочных продуктов. Я убедился, что молочные продукты содержат важнейшие вещества, без которых невозможно жить. Среди молочных продуктов много и полезных, и вкусных продуктов. Да вы проверьте, я правду говорю!
Учитель: - И мне интересно, полезна ли была ярмарка для ребят.
(Проводится игра «Да-нетка». Согласившись с утверждением, ребенок ставит +, не согласившись - )
· Молоко – это обязательный продукт ежедневного рациона…
· В молоке содержатся белки, жиры, углеводы, витамины…
· Самый жирный из молочных продуктов – творог…
· В хорошей сметане должен содержаться крахмал…
Учитель: - Ребята, как вы думаете, мы сегодня все узнали о молоке и молочных продуктах? Что вам еще интересно узнать? Исследовательская лаборатория будет ждать вас! До новых встреч!
Оценка эффективности работы
Показатели результативности использования методики
· Продуктивность выполнения программы
· Уровень сетевого взаимодействия
· Участие детей в конкурсных и других творческих мероприятиях
· Удовлетворенность детей
· Удовлетворенность родителей
· Уровень позиционирования опыта работы
Оценка эффективности развития познавательных УУД
При разработке оценки эффективности развития познавательных УУД обучающихся использованы подходы, представленные в пособии А. Асмолова, Г. В. Бурменской и др. «Как проектировать универсальные учебные действия».
УУД |
Уровни сформированности |
Диагностика |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Познавательные общеучебные |
Выполняет самостоятельно |
Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера. |
Не может работать самостоятельно или допускает много ошибок при самостоятельной работе. |
Наблюдение
Методика «Шкала выраженности учебно- познавательного интереса» (по Г.Ю. Ксензовой)
|
Познавательные логические |
Умеет анализировать, устанавливает закономерности, предлагает свои решения различных задач. |
Логические закономерности устанавливает с помощью учителя. Допускает ошибки в обобщении. |
Не устанавливает закономерности. Недостаточно развита аналитико-синтетическая деятельность. |
Тест «Логические закономерности».
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной).
Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по Л. Р. Лурия, Л. С. Цветковой).
|
Постановка и решение проблем |
Самостоятельно наблюдает и делает простые выводы. |
Самостоятельно наблюдает. Делает выводы с помощью учителя |
Не может самостоятельно сформулировать проблему и решить ее. |
Самостоятельные и практические работы, проекты, творческие задания. |
В содержательной части представленных методик используется материал, связанный с изучаемыми темами программы «Разговор о правильном питании». Например, в диагностике УД общего приема решения задач, предлагаются такие задачи:
«Суточный рацион школьника должен содержать примерно 50г рыбы, мяса в 4 раза больше, а молока в 3 раза больше, чем мяса. Сколько граммов молока должен потреблять школьник в сутки?»
«У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 т зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?» и т. д.
Портфолио как способ накопительной оценки.
Материалы портфолио обучающегося могут служить оценкой сформированности его УУД. В портфолио могут быть представлены творческие работы, грамоты, дипломы и свидетельства участия в познавательных викторинах, конкурсах, в том числе онлайн играх «Город Здоровья» и «Формула правильного питания».
Перечень познавательных УД, подлежащих оценке.
1. Ориентироваться в учебниках, тематических тетрадях: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Участие детей в конкурсных и других творческих мероприятиях
№п/п |
Учебный год |
Мероприятие |
Результат |
1. |
2013-2014 уч. год |
Конкурс проектных и исследовательских работ «Мой вклад в здоровье сверстников» |
Участие в школьном конкурсе проектных работ. |
2. |
2014-2015 уч. год |
I Международный конкурс «О правильном питании и здоровом образе жизни» |
Победа в I туре, участие во II туре |
3. |
2014-2015 уч. год |
Фотоконкурс «Воспитываем здоровых и счастливых» |
Участие |
4. |
2014-2015 уч. год |
Конкурс проектных и исследовательских работ «Чтоб здоровыми остаться, надо правильно питаться!» |
Победители муниципального конкурса |
5. |
2014-2015 уч. год |
Участие в онлайн-игре «Город Здоровья». |
Участники |
6. |
2014-2015 уч. год |
Участие в онлайн-игре «Формула правильного питания». |
Дипломанты |
7. |
2014-2015 уч. год |
Участие в конкурсе детских творческих работ «Виды спорта» |
Участие на школьном уровне |
8. |
2014-2015 уч. год |
Множество творческих конкурсов в рамках работы лагеря дневного пребывания
|
Активное участие. Программа лагеря – победительница муниципального уровня. |
9. |
2015-2016 уч. год |
II Международный конкурс «О правильном питании и здоровом образе жизни» |
Победа в I туре, участие во II туре |
10. |
2015-2016 уч. год |
Фотоконкурс «Воспитываем здоровых и счастливых» |
Участие |
11. |
2015-2016 уч. год |
Конкурс семейных фотографий «Вкусная картина» |
Участие на региональном уровне |
12. |
2015-2016 уч. год |
Участие в конкурсе детских творческих работ. Работа «Котлетки от Алёнки». |
Участие на муниципальном уровне |
13. |
2015-2016 уч. год |
Кулинарные уроки |
Участие |
14. |
2015-2016 уч. год |
Мастер – шеф. Тематический День в рамках Недели начальных классов. (Детский кулинарный дизайн). |
Выставка лучших работ. |
15. |
2016-2017 уч. год |
III Международный конкурс «О правильном питании и здоровом образе жизни» |
Победа в I и II туре, участие во III туре |
16. |
2016-2017 уч. год |
Выступление перед школьниками с авторской сказкой «О принцессе Нине, спорте и продуктовой корзине» |
Пропаганда здорового питания. |
17. |
2016-2017 уч. год |
Фотоконкурс «Воспитываем здоровых и счастливых» |
Лауреаты |
18. |
2016-2017 уч. год |
Конкурс семейных фотографий «Щи да каша и не только…» |
Победитель и призер на региональном уровне |
19. |
2016-2017 уч. год |
Участие в конкурсе детских творческих работ «Искусство на тарелке» |
Участие (пока на школьном уровне) |
20. |
2016-2017 уч. год |
Онлайн Кулинарные уроки |
Дипломанты |
21. |
2016-2017 уч. год |
Конкурс слоганов для тарелок школьной столовой. |
Участие. Печать слогана -победителя на тарелку. |
Удовлетворенность детей
По результатам опроса обучающихся 2 класса и 6 класса (ребята обучались по программе в начальной школе)
92% убеждены в необходимости работы по программе.
100% обучающихся положительно оценили мероприятия, проведенные в рамках реализации программы.
81% признались, что работа по программе повлияла на их отношение к вопросам питания.
Удовлетворенность родителей
По результатам опроса родителей обучающихся 2 и 6 классов
100% родителей убеждены в необходимости проведения специальных познавательных занятий, связанных с вопросами питания.
94% считают, что программа «Разговор о правильном питании» позволяет сформировать у детей основы культуры питания.
80% родителей увидели на примере своего ребенка изменения (отношение к еде, выбор здоровых продуктов питания, помощь в сервировке стола, приготовление простейших блюд, рост познавательного интереса…), связанные с вопросами питания.
Уровень позиционирования опыта работы
школьный |
2014г |
Работа по программе «Разговор о правильном питании» как эффективное средство воспитания учащихся. |
2015г |
Работа на сайте программы «Разговор о правильном питании» |
|
2016г |
Работа с электронным конструктором программы «Разговор о правильном питании» |
|
муниципальный |
2016г |
Опыт работы по программе «Разговор о правильном питании» |
региональный |
2016г |
Система работы по программе «Разговор о правильном питании» |
международный |
2016г |
Участие в конференции (Диплом в номинации «Мастер цифровых технологий») |
международный |
2017г |
Участие в конференции в качестве конкурсантки |
Источники информации
· ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373)
· М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева
Рабочая тетрадь для школьников «Две недели в лагере здоровья» М.ОЛМА Медиа Групп 2013г.
· М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Методическое пособие «Две недели в лагере здоровья» М.ОЛМА Медиа Групп 2013г.
· Сайт программы https://www.prav-pit.ru
· УМК «Перспектива» М. Просвещение 2012г.
· А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. «Как проектировать универсальные учебные действия» М. Просвещение, 2008г.
· http://www.hintfox.com/article/moloko--eliksir-zhizni.html
· http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/moloko-i-molochnye-produkty
· http://www.gastronom.ru/product/molochnye-produkty-11
· http://www.eda-server.ru/referat/milk0001.htm
Познавательные УУД |
Арина Б. |
Полина Б. |
Лиана Б. |
Екатерина В. |
Юлия В. |
Анастасия В. |
Александра В. |
Дмитрий Г. |
Дарья Г |
Максим З. |
Дарья К. |
Даниил К. |
Максим Л. |
Илья М. |
Дарья М. |
Кристина М. |
Наталья П. |
Екатерина Р. |
Денис С. |
Полина С. |
Илья С. |
Ярослав С. |
Ян Т. |
Светлана Ф. |
Олеся Ш. |
1.Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Выполнять задания по аналогии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример оформления диагностики познавательных УУД 3 класс (входная диагностика)
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.