Развитие предметных и метапредметных компетенций при формирование навыков чтения в формате ГИА
Цель данной работы – предложить рекомендации для подготовки учащихся к работе с текстами и для обучения приемам, позволяющим успешно справляться с заданиями раздела «Чтение», представленными в ГИА. В рамках Единого государственного экзамена определяется уровень владения речевыми компетенциями, необходимыми для выполнения трех типов заданий:
· Понимание основного содержания текста
· Понимание структурно-смысловых связей текста
· Полное и точное понимание информации в тексте
Прежде чем начать разбирать способы выполнения данных заданий и давать советы по оптимальному их применению, что является важнейшим на последнем этапе подготовки к экзамену, необходимо обеспечить способность учеников им следовать, то есть сформировать определенные коммуникативные умения. Успешная сдача экзамена является итогом всей работы на протяжении всего периода обучения. Уже на ранних этапах можно предлагать детям упражнения, которые впоследствии облегчат работу с текстами. Нужно постоянно уделять внимание во время уроков и научить ребят отделять главное от второстепенного, игнорировать избыточную информацию и незнакомые слова, если они не мешают пониманию основной идеи высказывания, а также развивать языковую догадку. Эти моменты, а также и расширение словарного запаса и отработка грамматических навыков, являются принципиальными и для других видов речевой деятельности. Поэтому и тренировать их следует в самых различных ситуациях, часто предлагая дополнительные вопросы, упражнения или обращая внимание учащихся на полезные словосочетания и конструкции. Важно показывать, что одна и та же мысль может быть выражена различными способами.
Расширение словарного запаса предполагает не просто заучивание слов с переводом по определенной теме, более глубокое понимание их смысла. Уже начиная с пятого класса мы говорим о том, что значение слова, а часто и то, какой частью речи оно является, всегда определяется в контексте. К сожалению, учебники не всегда предлагают примеры использования слова в различных речевых ситуациях, поэтому учитель должен, вводя то или иное понятие, показать несколько возможных переводов.
При ознакомлении с синонимами следует указывать на особенности их значений и употребления в речи. Для того, чтобы закрепить полученные знания, можно предложить, к примеру, распределить известные фамилии по близким по смыслу категориям: a well-known person, a famous person, a celebrated person, a notorious person, допуская, что одна и та же фамилия может относиться к разным группам.
Большое значение имеет тема словообразования. Прежде всего, мы говорим о словах, которые в разных контекстах могут оказываться различными частями речи (desk, white, hardly). Отсутствие умения определить роль слова в предложении часто приводит к неверному пониманию его смысла. Кроме того, дополнительной трудностью является то, что не всегда смысл слова угадывается учеником правильно: order – глагол «приказывать», но существительное «заказ». Изучению аффиксов также уделяется много внимания. При этом не следует ограничиваться лишь специальными тренировочными упражнениями. Полезно, например, встретив в тексте такое слово, как unusually, вспомнить, от какого слова и при помощи каких элементов оно образовано.
При формировании грамматических навыков нужно понимать какую информацию передает то или иное предложение или словосочетание.
Для успешного выполнения заданий из раздела «Чтение» учащиеся приучаются внимательно ознакомиться с форматом задания, прочитать заголовки, попытаться определить тему, выделить ключевые слова. Затем нужно бегло просмотреть текст. Так как на экзамене учащиеся будут ограничены во времени, следует рекомендовать им техники повышения скорости просмотрового чтения:
· Читать первые предложения каждого абзаца
· Просматривать основные структуры предложений (подлежащее, сказуемое)
· Выделять связующие слова
· Просматривать только глаголы
· Игнорировать незнакомые слова
Существует ряд упражнений, которые помогут школьникам уверенно справиться с заданиями каждого типа, предлагаемыми в ходе итоговой аттестации. Прежде всего, учим детей, подчеркнув ключевые слова, подбирать к ним синонимы с учетом контекста. Также необходимо:
· отсечь лишнюю информацию, сократив текст до 1-2 предложений,
· расширить заголовок до предложения,
· составить список слов и выражений, ассоциативно связанных с заголовком,
· сформулировать основную идею текста,
· придумать свой заголовок,
· определить, что объединяет и чем отличаются данные утверждения (заголовки, темы)
· объяснить, почему данный заголовок не подходит к тексту.
Необходимо, чтобы учащиеся были знакомы с такими приемами, как отказ от очевидно неверных вариантов, выбор нескольких возможных соответствий, определение наиболее вероятного ответа, в том числе с учетом грамматических и лексических норм языка, использование интуиции.
В заключение хочется подчеркнуть, что целью обучения является развитие предметных и метапредметных компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом, овладение которыми является наиболее важным при подготовке к итоговой аттестации.
Учитель МБОУ «Губернаторский лицей №100»
Латыпова Зульфия Фоатовна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.