Конспект пробного фронтального логопедического занятия для учащихся 2-3 класса с ЗПР, НЧП, ОНР
Тема: Деформированный текст.
Цель: уточнить понятие предложения как части текста.
Задачи:
Образовательные:
1) уточнить понятие предложения как части текста;
2) вспомнить понятие текста.
Развивающие:
1) развивать умение отвечать полным предложением;
2) развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность и обозначать на письме границы предложения;
3) развивать зрительное внимание, восприятие текста;
4) развивать дыхание (увеличивать силу выдоха);
5) развивать воображение;
6) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать умение аккуратно работать в тетради.
Оборудование: зеркала; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент (1 мин).
Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Уточняет назначение зеркал.
2. Артикуляционная гимнастика (3 мин).
Упражнения для губ:
«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).
Упражнения для язычка:
«Почистим верхние зубки», «Парус», «Маляр», «Грибок».
Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.
3. Дыхательная гимнастика (2 мин).
Упражнение «Шарик». Детям предлагается надуть воображаемый воздушный шарик. Выполняется 3 раза.
4. Основная часть (9 мин).
А) Беседа на повторение.
- А теперь отложим зеркала.
Дети убирают зеркала на край парты.
- Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.
- Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.
- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.
- На что делятся слова? /Слова делятся на слоги/.
- Из чего состоят слоги? /Слоги состоят из звуков/.
- Какие бывают звуки? /Звуки бывают гласные и согласные/.
- Как мы произносим гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.
- Что они образуют? /Они образуют слог/.
- А какими бывают гласные звуки? /Гласные звуки бывают ударные и безударные/.
- Как произносятся согласные звуки? /Согласные звуки произносятся с преградой/.
- Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.
- Какие бывают согласные? /Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие/.
Б) Объявление темы занятия.
- Ребята, сегодня мы будем работать с деформированным текстом. Мы вспомним, что такое текст и предложение.
В) Работа с деформированным текстом.
- Послушайте меня внимательно. Я вам прочитаю, а вы скажите – рассказ ли это.
Прибежал он к тому месту, где вчера лужицы были. Это было осенью. Решил зайка покататься. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на осенние лужицы. Он разбежался и немного прокатился. Но вместо них сверкал голубой ледок.
- Это рассказ? /Это не рассказ/.
- Правильно. Почему? /Потому что предложения не по порядку/.
- Да. А расставьте их по порядку. / Это было осенью. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на осенние лужицы. Прибежал он к тому месту, где вчера лужицы были. Но вместо них сверкал голубой ледок. Он разбежался и немного прокатился./.
- Молодцы. Давайте придумаем название к этому тексту. /Зайчонок и лужицы/.
5. Физминутка (2 мин).
- Хорошо. Теперь отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.
Дети встают в кружок.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
И тихонечко пошел.
Буратино шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок.
Вот и целый кузовок.
Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.
6. Основная часть (продолжение) (9 мин).
Г) Членение рассказа на предложения.
Логопед читает тот же рассказ без пауз.
- Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.
- А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.
- Почему нужны паузы? /Чтобы был понятен текст/.
- Как мы определяем конец предложения? /Будет пауза и голос понизится/.
- Хорошо. А на письме как обозначаем конец предложения? /Мы ставим точку/.
- Из чего должен состоять рассказ? /Рассказ должен состоять из предложений/.
- Как связаны предложения в рассказе? /Предложения в рассказе связаны по смыслу/.
Логопед раздает детям карточки с цифрами.
- Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.
- Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите нужную цифру.
Повторное прочтение рассказа.
Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.
- Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.
- А о ком был этот рассказ? /О зайчонке./
- Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.
- Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.
- Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.
- Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.
Д) Дидактическая игра «Точка потерялась, заглавная буква заблудилась».
- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте, что здесь написано.
за грибами ходят летом и осенью в урожайные годы в лесу бывает много грибов но не все грибы съедобны о разных грибах можно узнать из специальных книг
- Это рассказ? /Нет/.
- А почему это не рассказ? /Тут нет точек. Смысл непонятен/.
- Хорошо. Так давайте с вами расставим точки и заглавные буквы, чтобы у нас получился интересный рассказ.
Дети называют логопеду правильные ответы, логопед исправляет текст на доске.
- А теперь посчитайте, сколько предложений в рассказе? /В рассказе 4 предложения./
- Давайте придумаем называние к нашему рассказу. /О грибах/.
6. Пальчиковая гимнастика (2 мин).
- А сейчас отдохнем и потренируем наши пальчики!
«Крючки», «Кулачки», «Стряхнули капельки водички», «Пальчики здороваются», «Ёжик», «Замок».
7. Основная часть (продолжение) (10 мин).
Е) Работа в тетради.
– Хорошо, молодцы! Откройте тетради, запишите число и спишите текст, написанный на доске без ошибок.
Дети списывают текст.
Далее – индивидуальная проверка.
3) Итог занятия (2 мин).
- О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Что вспомнили сегодня?
- Что Вам понравилось на занятии?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.