Конспект мастер-класса
для педагогов
Тема «Развитие речи дошкольников с помощью развивающего пособия В.В.Воскобовича «Теремки Ларчик»
1. Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр В.В.Воскобовича в образовательной деятельности.
2. Задачи |
Ожидаемые результаты мастер-класса |
1. Повысить мотивацию педагогов к использованию развивающего пособия «Теремки Ларчик» В.В.Воскобовича в образовательной деятельности; 2. Показать практическую значимость пособия «Теремки Ларчик» для речевого развития дошкольников, познакомить с вариантами игр;
3. Развивать творческую активность педагогов.
|
1. Сформирован интерес к использованию развивающего пособия «Теремки Ларчик» В.В.Воскобовича в образовательном процессе; 2. Улучшены практические навыки использования пособия «Теремки Ларчик» для речевого развития дошкольников, освоена вариативность использования; 3. Повысилась творческая активность педагогов.
|
3. Методическое оснащение занятия:
Методы и приёмы
4. Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, пособие В.В.Воскобовича «Теремки Ларчик» (2 шт), «Игровизор» (2 шт), маркеры на водной основе (2 шт), «Набор Букв и Знаков Ларчик» (2 шт), Разноцветные верёвочки
5. Логика проведения мастер-класса
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность участников мастер-класса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вступительная часть |
Приветствует участников мастер-класса: - Добрый день, уважаемые коллеги, приветствуем вас на занимательном мастер-классе! Знакомит с содержанием мастер-класса: - Сегодня вы познакомитесь с вариантами использования пособия «Теремки Ларчик» в обучении грамоте и речевом развитии детей с ТНР, попробуете поиграть сами. Предлагает разделиться на две команды: - Для дальнейшей игры, предлагаю Вам взять по жетону и разделиться на 2 команды. Каждая команда придумает себе название. В конце нашего мероприятия, команда, получившая большее количество жетонов, становится победителем и получает … БУРНЫЕ аплодисменты! |
Слушают,
делятся на две команды. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическая часть |
Читает доклад: Всем
известно, что для детей, а особенно для детей дошкольного возраста,
самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Пособие «Теремки Ларчик», как впрочем, и многие другие пособия В.В.Воскобовича адаптированы для коррекционной работы с детьми с ТНР и входит в состав группы игр со звуками, буквами, слогами и словами. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Пособие «ТеремкиЛарчик» («Царство Попугавия») состоит из ковролинового игрового поля (1420*1000 мм), сказочных образов попугаев на картоне и 91 модульного элемента с креплением на липучках. Элементы дублируют состав ранее выпущенного «Набора букв букв и знаков Ларчик» (кавролин, многоцвет): буквы (красные, синие, зелёные), а так же комплект для звукового анализа – колокольчики, знаки отрицания, молоточки. «Теремки Ларчик» - это фронтальная версия популярной игры «Теремки Воскобовича» - набора кубиков для обучения грамоте детей дошкольного возраста. Современный темп жизни требует от нас, двигаться в ногу со временем, поэтому в коррекционной работе с детьми с ТНР, мы используем пособие «Теремки Ларчик» В.В. Воскобовича, которое является прекрасным психологическим мотиватором к выполнению игровых и учебных действий. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в парах, подгруппами. Благодаря этой игре дети гораздо эффективнее овладевают образной речью, и учатся читать. Обучение детей с ТНР чтению и подготовке руки к письму осуществляется в три этапа: - Первый этап предполагает знакомство со звуками и буквами, дифференциацию звуков на согласные и гласные звуки и буквы, разделение согласных на твердые и мягкие, звонкие и глухие. - Второй этап предполагает освоение дошкольниками слияние букв и знакомство со слогами. Дети знакомятся с согласными и гласными буквами, учатся складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Ребенок, играя с ними, узнает значение незнакомых слов, постигает в процессе игры алгоритм словообразования, придумывает новые слова, знакомится с орфографическими исключениями родного языка. Так же «Теремки Ларчик», мы используем для автоматизации поставленных звуков, включая чистоговорки ( например: Са-са-са – ко мне летит оса, ребенок самостоятельно строит слоги из букв имеющихся в наборе, переставляет буквы, получая при этом другой слог, проговаривая чистоговорки) и для дифференциации звуков в словах, например: Лиза – лиса и т.п. - На третьем этапе дошкольники осваивают слоговое чтение и чтение простых слов. С целью обучения конструирования слов и простых предложений, нам снова помогает пособие «Теремки Ларчик». Так, например, по теме «Город. Страна» детям предлагается поиграть в города, договаривая слова: То…(льятти), Са…(мара) и т.д. А для формирования навыков употребления существительных во множественной числе по теме: «Домашние животные», дети играя в игру: «Один – много» - оперируя буквами вместо слова «коза» – образуют слово «козы» и т.п. На всех этапах освоения детьми задач по грамоте пособие «Теремки Ларчик» является незаменимым! Мы используем его как самостоятельно, так и часто комбинируем с другими играми и пособиями Вячеслава Вадимовича. Ведь все игры у него универсальны. Когда дети уже овладели навыками чтения отдельных слов и коротких предложений, используем пособие и для развития речевых навыков: грамматического строя речи (согласование различных частей речи, словообразование, подбор родственных слов…), связной речи. Каждая игра технологии имеет свою сказку, но дети очень любят сочинять авторские сказки к играм. Пособие «Теремки Ларчик» побуждает к созданию сказок о появлении букв, о дружбе гласных и согласных, о новоселье букв в звуковых домиках и мн.др. Сочинение собственных небольших сказок способствует развитию речевых навыков и логического мышления. |
Слушают, конспектируют по необходимости |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая часть |
Приглашает поиграть: - Теперь пришла пора посоревноваться! Все задания будут появляться на экране, Ваша задача смоделировать их у себя на пособии «Теремки Ларчик» и выполнить. Команда, справившаяся быстрее и правильно выполнившая задание, получает жетон. Победит команда набравшая большее количество жетонов. Первое задание для команд: - «Подбери слова» (к выложенной из цветных кружков звуковой схеме нужно подобрать как можно больше слов, победившая команда получает жетон) - «Вырасти слово!» (Участникам команд нужно соединить разноцветными верёвочками приставки, суффиксы и окончания с корнем слова –воз- и –сад-, и «нарисовать» таким образом дерево из однокоренных (родственных) слов)
- «Хвостоглав» Мы малышки-коротышки. Будем рады, если вы Поразмыслив, нам отыщите И начала и хвосты. Одной команде слово МЕЛЬ, другой – МАК (добавляют недостающие буквы в начале слова или в конце – шМЕЛЬ, МЕЛЬница….) - «Кто пятый?» Слон, тигр, шакал и бегемот С утра отправились в поход. А кто же пятый за кустами? Должны вы догадаться сами. Острее ум! Острее взгляд! Спустите буквы в нижний ряд! Четыре слова сложены из ковролиновых букв. Задание – разноцветными верёвочками «спустить» нужные буквы вниз по порядку, чтобы получилось слово-отгадка. - «Депеша дикобраза» Проследи за стрелками три раза, Собирая буквы по одной, И тогда депеша дикобраза Явится сама перед тобой! На игровом поле буквы расположены в тря ряда и 13 столбиков
Каждой команде даётся схема прочтения, зарисованная Умными стрелочками. Подсчитывает баллы, заработанные командами, объявляет победителей. |
Слушают.
Слушают задание, выполняют его: подбирают слова к звуковой схеме, записывают на игровизоре (1 минута). Работают на «Теремках Ларчик» - соединяют приставки и суффиксы с корнем, «рисуют» дерево Разноцветными верёвочками Работают на «Теремках Ларчик» - добавляют недостающие буквы, получают в итоге новые слова.
Соединяют Разноцветными верёвочками буквы и пустые клетки, в итоге должно получиться слово «горилла»
Три игрока из каждой команды: один читает схему, второй находит букву, третий записывает её на Игровизоре.
Слушают, поздравляют команду соперников. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
И в заключении оцените, пожалуйста, свои впечатления от пособия. Поставьте цветной кружочек в выбранный сектор на «Теремках Ларчик»: Попугай Эник – знакома с пособием, использую в работе; Попугай Бэник – больше эмоций, чем мыслей, надо все обдумать, возможно, буду использовать пособие; Попугай Веник – пособие уже использую, но необходимо расширять свои знания; Король Попугай – очень интересные идеи, обязательно буду использовать в своей практике. Оглашает результаты рефлексии, приглашает обменяться мнениями. |
Слушают ведущего.
Берут разноцветные цветные кружки и размещают их на пособии «Теремки Ларчик» по своему выбору.
Обмениваются мнениями. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов |
Подводит итоги, рекомендует литературу, интернет-сайты для получения дополнительной информации по играм, в которые можно поиграть с помощью пособия «Теремки Ларчик»: Волина В.В. «Учимся играя» Новая школа, Москва 1994 Волина В.В. «Весёлая грамматика» Знание, Москва 1995 Аромштам М. «Азбучные сказки» |
Слушают, записывают по необходимости, делятся своими ресурсами. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.