Развитие речи дошкольников с помощью развивающего пособия В.В.Воскобовича "Теремки Ларчик"

  • Лекции
  • docx
  • 28.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мастер-класс для работы с воспитателями детских садов и педагогами начальной школы. Поможет повысить мотивацию педагогов к использованию развивающего пособия «Теремки Ларчик» В.В.Воскобовича в образовательной деятельности; показать практическую значимость пособия «Теремки Ларчик» для речевого развития дошкольников, познакомить с вариантами игр. Будет способствовать развитию творческой активности педагогов.
Иконка файла материала мастер-класс.docx

Конспект мастер-класса

для педагогов

Тема «Развитие речи дошкольников с помощью развивающего пособия В.В.Воскобовича «Теремки Ларчик»

1.     Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр В.В.Воскобовича в образовательной деятельности.

2.     Задачи

Ожидаемые результаты мастер-класса

1.     Повысить мотивацию педагогов к использованию развивающего пособия «Теремки Ларчик» В.В.Воскобовича в образовательной деятельности;

2.     Показать практическую значимость пособия «Теремки Ларчик» для речевого развития дошкольников, познакомить с вариантами игр;

 

 

3.     Развивать творческую  активность педагогов.

 

1.      Сформирован интерес к использованию развивающего пособия «Теремки Ларчик» В.В.Воскобовича в образовательном процессе;

2.      Улучшены практические навыки использования пособия «Теремки Ларчик» для речевого развития дошкольников, освоена вариативность использования;

3.      Повысилась творческая активность педагогов.

 

 

3.     Методическое оснащение занятия:

Методы и приёмы

4.     Материалы и оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, пособие В.В.Воскобовича «Теремки Ларчик» (2 шт), «Игровизор» (2 шт), маркеры на водной основе (2 шт), «Набор Букв и Знаков Ларчик» (2 шт), Разноцветные верёвочки

5.     Логика проведения мастер-класса

 

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность участников мастер-класса

Вступительная часть

Приветствует участников мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые коллеги, приветствуем вас на занимательном мастер-классе!

  Знакомит с содержанием мастер-класса:

- Сегодня вы познакомитесь с вариантами использования пособия «Теремки Ларчик» в обучении грамоте и речевом развитии детей с ТНР, попробуете поиграть сами.

Предлагает разделиться на две команды:

- Для дальнейшей игры, предлагаю Вам взять по жетону и разделиться на 2 команды. Каждая команда придумает себе название. В конце нашего мероприятия, команда, получившая большее количество жетонов, становится победителем и получает … БУРНЫЕ аплодисменты!

Слушают,

 

 

 

 

 

 

 

 

делятся на две команды.

Теоретическая часть

Читает доклад:

 Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольного возраста, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры.  
 Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.

 Пособие «Теремки Ларчик», как впрочем, и многие другие пособия В.В.Воскобовича адаптированы для коррекционной работы с детьми с ТНР и входит в состав группы игр со звуками, буквами, слогами и словами. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием.

 Пособие «ТеремкиЛарчик» («Царство Попугавия») состоит из ковролинового игрового поля (1420*1000 мм), сказочных образов попугаев на картоне и 91 модульного элемента с креплением на липучках. Элементы дублируют состав ранее выпущенного «Набора букв букв и знаков Ларчик» (кавролин, многоцвет): буквы (красные, синие, зелёные), а так же комплект для звукового анализа – колокольчики, знаки отрицания, молоточки. «Теремки Ларчик» - это фронтальная версия популярной игры «Теремки Воскобовича» - набора кубиков для обучения грамоте детей дошкольного возраста.

 Современный темп жизни требует от  нас, двигаться в ногу со временем, поэтому  в коррекционной работе с детьми с ТНР, мы используем пособие «Теремки Ларчик» В.В. Воскобовича, которое является прекрасным психологическим мотиватором  к выполнению игровых и учебных действий. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в парах, подгруппами.  Благодаря этой игре  дети гораздо эффективнее овладевают образной речью, и  учатся читать.

   Обучение детей с ТНР чтению и подготовке руки к письму осуществляется в три этапа:

 - Первый этап предполагает знакомство со звуками и буквами, дифференциацию звуков на согласные и гласные звуки и буквы, разделение согласных на твердые и мягкие, звонкие и глухие.

 - Второй этап предполагает освоение дошкольниками слияние букв и знакомство со слогами.  Дети знакомятся   с согласными и гласными  буквами, учатся  складывать буквы в слоги, а слоги в слова.  Ребенок, играя с ними, узнает значение незнакомых слов, постигает в процессе игры алгоритм словообразования, придумывает новые слова, знакомится с орфографическими исключениями родного языка. Так же «Теремки Ларчик», мы используем для автоматизации поставленных звуков, включая чистоговорки ( например: Са-са-са – ко мне летит оса, ребенок самостоятельно строит слоги из букв имеющихся в наборе, переставляет буквы, получая при этом другой слог, проговаривая чистоговорки)  и для дифференциации звуков в словах, например: Лиза – лиса и т.п.

 - На третьем этапе дошкольники осваивают слоговое чтение и чтение простых слов. С целью обучения конструирования слов и простых предложений, нам снова помогает пособие  «Теремки Ларчик». Так, например, по теме «Город. Страна» детям предлагается  поиграть в города, договаривая слова: То…(льятти), Са…(мара) и т.д. А для формирования навыков употребления существительных во множественной числе по теме: «Домашние животные», дети играя в игру: «Один – много» - оперируя буквами вместо слова «коза» – образуют слово  «козы»   и т.п.

  На всех этапах освоения детьми задач по грамоте пособие «Теремки Ларчик» является незаменимым! Мы используем его как самостоятельно, так и часто комбинируем с другими играми и пособиями Вячеслава Вадимовича. Ведь все игры у него универсальны.

  Когда дети уже овладели навыками чтения отдельных слов и коротких предложений, используем пособие и для развития речевых навыков: грамматического строя речи (согласование различных частей речи, словообразование, подбор родственных слов…), связной речи.

  Каждая игра технологии  имеет свою сказку, но дети очень любят сочинять авторские сказки к играм. Пособие «Теремки Ларчик» побуждает к созданию сказок о появлении букв, о дружбе гласных и согласных, о новоселье букв в звуковых домиках и мн.др. Сочинение собственных небольших сказок способствует развитию речевых навыков и логического мышления.

Слушают, конспектируют по необходимости

Практическая часть

Приглашает поиграть:

- Теперь пришла пора посоревноваться! Все задания будут появляться на экране, Ваша задача смоделировать их у себя на пособии «Теремки Ларчик» и выполнить. Команда, справившаяся быстрее и правильно выполнившая задание, получает жетон. Победит команда набравшая большее количество жетонов.

Первое задание для команд:

- «Подбери слова» (к выложенной из цветных кружков звуковой схеме нужно подобрать как можно больше слов, победившая команда получает жетон)

- «Вырасти слово!» (Участникам команд нужно соединить разноцветными верёвочками приставки, суффиксы и окончания с корнем слова –воз- и –сад-, и «нарисовать» таким образом  дерево из однокоренных (родственных) слов)

 

 

- «Хвостоглав»

Мы малышки-коротышки.

Будем рады, если вы

Поразмыслив, нам отыщите

И начала и хвосты.

Одной команде слово МЕЛЬ, другой – МАК (добавляют недостающие буквы в начале слова или в конце – шМЕЛЬ, МЕЛЬница….)

- «Кто пятый?»

Слон, тигр, шакал и бегемот

С утра отправились в поход.

А кто же пятый за кустами?

Должны вы догадаться сами.

Острее ум! Острее взгляд!

Спустите буквы в нижний ряд!

Четыре слова сложены из ковролиновых букв. Задание – разноцветными верёвочками «спустить» нужные буквы вниз по порядку, чтобы получилось слово-отгадка.

- «Депеша дикобраза»

Проследи за стрелками три раза,

Собирая буквы по одной,

И тогда депеша дикобраза

Явится сама перед тобой!

На игровом поле буквы расположены в тря ряда и 13 столбиков

п

у

с

г

л

а

з

р

т

с

о

!

Ы

Б

ь

т

и

м

у

и

ы

к

а

о

и

л

у

д

у

т

т

в

о

м

и

к

м

и

г

Каждой команде даётся схема прочтения, зарисованная Умными стрелочками.

Подсчитывает баллы, заработанные командами, объявляет победителей.

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают задание, выполняют его: подбирают слова к звуковой схеме, записывают на игровизоре (1 минута).

Работают на «Теремках Ларчик» - соединяют приставки и суффиксы с корнем, «рисуют» дерево Разноцветными верёвочками

Работают на «Теремках Ларчик» - добавляют недостающие буквы, получают в итоге новые слова.

 

 

Соединяют Разноцветными верёвочками буквы и пустые клетки, в итоге должно получиться слово «горилла»

 

 

 

 

Три игрока из каждой команды: один читает схему, второй находит букву, третий записывает её на Игровизоре.

 

 

 

 

 

 

Слушают, поздравляют команду соперников.

Рефлексия

И в заключении оцените, пожалуйста, свои впечатления от пособия.

Поставьте цветной кружочек в выбранный сектор на «Теремках Ларчик»:

Попугай Эник – знакома с пособием, использую в работе;

Попугай Бэник – больше эмоций, чем мыслей, надо все обдумать, возможно, буду использовать пособие;

Попугай Веник – пособие уже использую, но необходимо расширять свои знания;

Король Попугай – очень интересные идеи,  обязательно буду использовать в своей практике.

Оглашает результаты рефлексии, приглашает обменяться мнениями.

Слушают ведущего.

 

 

Берут разноцветные цветные кружки  и размещают их на пособии «Теремки Ларчик» по своему выбору.

 

 

 

 

Обмениваются мнениями.

Подведение итогов

Подводит итоги, рекомендует литературу, интернет-сайты для получения дополнительной информации по играм, в которые можно поиграть с помощью пособия «Теремки Ларчик»:

Волина В.В. «Учимся играя» Новая школа, Москва 1994

Волина В.В. «Весёлая грамматика» Знание, Москва 1995

Аромштам М. «Азбучные сказки»

Слушают, записывают по необходимости, делятся своими ресурсами.