«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мы, педагоги, находимся в по-
стоянном поиске средств развития
диалогической речи дошкольни-
ков, и многие из нас сходятся во
мнении, что эффективным мето-
дическим средством для этого яв-
ляется театрализованная дея-
тельность. Театрализованная дея-
тельность позволяет решать мно-
гие педагогические задачи, каса-
ющиеся формирования речи ре-
бенка, интеллектуального, худо-
жественно-эстетического воспита-
ния. Она-неисчерпаемый источник
развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ
приобщения к духовному богат-
ству. Для правильной организации
театрализованной деятельности
нужно учитывать следующие
принципы:
1. Содержательность занятий,
разнообразие тематики и методов
работы.
2. Ежедневное включение теат-
рализованных игр во все формы
организации образовательной де-
ятельности, что сделает их такими
же необходимыми, как дидактиче-
ские и сюжетно-ролевыми;
3. Максимальная активность де-
тей на всех этапах подготовки и
проведения игр;
4. Подготовленность и заинте-
ресованность воспитателей;
5. Подбор игр и упражнений, со-
четающих в себе движения, речь,
мимику, пантомиму в различных
вариациях.
Игра-это средство формирова-
ния способностей к общению.
Именно с помощью игры педагог
способен помочь ребенку восста-
навливать контакт с окружающим
миром, а также со сверстниками и
взрослыми. Театрализованная де-
ятельность приобретает новую
окраску, проходит более эмоцио-
нально, выразительно, что в итоге
способствует повышению уровня
развития творческих способностейребенка, пополняет его активный
запас, расширяет кругозор.
Огромную роль в организации
театрализованной деятельности
играет выразительное чтение
сказки. Следует подчеркнуть, чем
полнее и эмоциональное восприя-
тие произведений, тем выше уро-
вень театрализованной деятель-
ности. Театрализованная игра-это
творческая игра. Она представля-
ет собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (ска-
зок, рассказов). Герои литератур-
ных произведений становятся
действующими лицами, а их при-
ключения-событие жизни, изме-
ненное детской фантазией-
сюжетом игры. Театрализованная
игра позволяет ребенку решать
многое проблемные ситуации опо-
средованно от лица какого-либо
персонажа. Это помогает преодо-
левать робость, неуверенность в
себе, застенчивость; развивает
память, внимание, инициатив-
ность, самостоятельность и раз-
вивает речь.
Произведения устного народно-
го творчества, в том числе и уст-
ные фольклорные формы (посло-
вицы, поговорки, загадки, фразео-
логизмы), традиционно использу-
ются в процессе развития речи.
Произведения устного народного
творчества содержат много худо-
жественных приемов (аллегория,
диалог, повторы, олицетворения),
привлекают своеобразным строе-
нием, художественной формой,
стилем и языком, обогащая речь
детей. Одним из средств развития
речи являются загадки. Отгадыва-
ние загадок развивает способ-
ность к анализу, обобщению;
формирует умение самостоятель-
но делать выводы, умозаключе-
ния; четко выделить наиболее ха-
рактерные, выразительные при-
знаки предмета или явления; ярко
и лаконично передавать образы
предметов. Необходимо научить
детей видеть композиционные
особенности загадки, чувствовать
своеобразие ее ритмов и синтак-
сических конструкций. Сначала
детей учат отгадывать загадки, в
которых дано прямое описание
характерных признаков внешнего
вида (цвет, форма, величина), от-
мечены те качества и свойства,
которые хорошо известны детям
(голос животного, повадки). Затем
дети по образцу педагога пробуют
самостоятельно сочинить описа-
тельные загадки, например: «Хит-
рая, рыжая, с длинной мордочкой
и пушистым хвостом?».
Колыбельные песенки-спутники
детства, по мнению многих психо-
логов и педагогов. Они на ряду с
другими жанрами заключают в се-
бе могучую силу, позволяющую
развивать речь детей дошкольно-
го возраста. Колыбельные песни
обогащают словарь детей за счет
того, что содержат широкий круг
сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, ко-
торые близки опыту детей и при-
влекают своим внешним видом:
«Заиньки, заиньки, не пора ли ба-
иньки? Вам под осинку, а Маше -
на перинку».
Прекрасный доступный матери-
ал для развития речи младших
дошкольников представляют
народные песенки, потешки, пе-
стушки. Использование их помога-
ет развивать фонематический
слух.
Повторение звукоподражаний в
песенках, потешках, пестушках
способствует выработке хорошей
дикции, отчетливого и ясного про-
изношения. Прослушав текст, дети
включаются и произносят отдель-
ные звуки, слова или звукосочета-
ния. Учитывая содержание текста,
ритмические или выразительные
его особенности, детям предлагаю
различные варианты заданий: из-
менить силу голоса, темп речи,
выразить вопросительную или
восклицательную интонацию. Од-
ной из основных задач речевого
развития дошкольников является
овладение диалогической речью,
т.к. именно в ее недрах зарожда-
ется связная речь. Бесспорно, что
диалог-форма социального воз-
действия, и чтобы дошкольник мог
принять участие в диалоге, он
должен овладеть некоторыми
умениями:
1. Собственно речевые умения
(знать, когда, как, с кем вступать в
общение; как продолжать и за-
вершать разговор);
2.Умения речевого этикета (до-
школьник постепенно учится при-
ветствовать, прощаться, пригла-
шать, просить, поздравлять и т.д,
так происходит овладение рече-
выми штампами, некоторыми
шаблонными оборотами речи);
3.Невербальные умения (ребе-
нок учится правильно и уместно
использовать жесты, мимику, по-
зы).
В результате обогащения теат-
рализованным компонентом со-
держания всех видов активности
детей по специально разработан-
ной методике, с учетом установ-
ленного комплекса дидактических
принципов и педагогических усло-
вий формируется особая-единая
диалогическая среда, которая
предоставляет возможность более
эффективного, качественного, ин-
тенсивного всестороннего разви-
тия личности ребенка, формиро-
вания художественно - эстетиче-
ской, духовно-нравственной куль-
туры, достижения психоэмоциана-
ной,интеллектуальной,физиологич
еской,социально-коммуникативной
готовности к новому-школьному
периоду жизни.
Литература
1.Басалаева О.Н. Малые формы
фольклора в развитии связной ре-
чи детей старшего дошкольного
возраста/Сборник материалов
эффективных практик образовательных организаций. - Мурманск:
МОДЮБ,2016. -102с.
2. Лифанова О.И. Развитие
творческих способностей детей в
театрализованной деятельности
посредством ИКТ/Актуальные
проблемы дошкольного образова-
ния: Материалы практической
конференции. – Иркутск. 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.