Развитие социального интеллекта дошкольников в процессе создания мультфильмов
Ржевская Ольга Сергеевна,
воспитатели
В наше время мы сталкиваемся с проблемой социализации детей. Термин «социализация» означает процесс накопления социального опыта и его использование в общении и деятельности. Важнейшим периодом в становлении личности и накоплении опыта является дошкольное детство. Именно оно должно быть насыщено творчеством и искусством, которые помогут ребенку реализовать себя. В поисках методов, которые способствуют развитию социального интеллекта, творческого мышления ребенка, мы обратились к мультипликации.
Создание мультипликационного фильма – это сложный, но творческий
процесс, объединяющий несколько видов искусств и оказывающий значимое влияние
на личность ребенка дошкольного возраста и его социальное развитие, воздействуя
на его воображение и восприятие окружающего мира.
Мультипликация включает в себя возможности для развития творческих
способностей, происходит накопление опыта взаимодействия с окружающим,
расширяется кругозор ребёнка, развивается речь, активизируются познавательные
процессы, происходит развитие социально-коммуникативных навыков.
Ребенок, создавая мультфильм сам, учится планировать действия, передает свои переживания, эмоции и чувства. Проигрывая персонажей, дошкольник лучше усваивает социальные нормы и правила, развиваются навыки общения при работе в команде, дети учатся договариваться, высказывать свое мнение. В результате у детей дошкольного возраста повышается уверенность в себе и плавно протекает процесс социализации.
Создание мультфильма — это групповая работа. В ходе создания мультфильма распределяются роли, задания для каждого участника. Дети пробуют себя в роли режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора. Во время подготовки дети знакомятся с различными техниками в создании мультфильмов.
Создание мультфильма – это процесс, который соединяет в себе различные виды детской деятельности: познавательную, речевую, игровую, изобразительную и т.д. В результате у детей развиваются инициативность, любознательность, отзывчивость, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д.
На каждом этапе при создании мультфильма развитие социального интеллекта дошкольников формируется по-своему.
На первом этапе, где происходит подбор материала для сценария, дети все вместе обговаривают сюжет своего будущего мультфильма. Если они решают использовать готовое художественное произведение, то выслушивается мнение каждого, и в итоге выбирается одно для всех. А если дети решают придумать свой сюжет, то готовится совместное творчество.
Для начала детям предлагается разделиться на подгруппы. Деление может происходить как на основании личных интересов (кто с кем дружит), так и с помощью игры, например, «Деление по какому-либо признаку». Группе предлагается разделиться на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Например: по цвету глаз, по длине волос, по первой букве имени (команда, чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную) и т.д.
После этого каждой подгруппе предлагается своя форма работы по созданию сюжета своей будущей сказки. Это может быть и интеллект-карта, и карты Проппа, и кубики историй. Каждая техника по-своему уникальна и способствует развитию коммуникативной компетенции детей. Дети с интересом фантазируют и рассказывают друг другу свои импровизированные рассказы.
Рассказывание подобных историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждая подгруппа рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, страхами. Дети учатся не только рассказывать, но и самовыражаться.
Когда все истории представлены подгруппами, дети выбирают самую интересную путём голосования. Именно эта история и ляжет в основу будущего мультфильма.
На втором этапе дети обсуждают характерные черты будущих героев, их внешний вид и роль в мультфильме. Работая подгруппами по изготовлению героев, детям дается возможность не только фантазировать и развивать свое воображение, но и учиться договариваться, планировать и создавать вместе. Распределение персонажей и атрибутов тоже может строиться на основе социо-игровой технологии.
На третьем этапе происходит съемка анимационного фильма. Кто-то выполняет роль оператора и следит за процессом, остальные же дети переставляют героев и декорации в соответствии с сюжетом, соблюдая последовательность и точность. При этом все следят, чтобы в кадре не было посторонних предметов. Этот этап для детей, как правило, самый интересный, и все активно вовлечены в процесс.
Последующее звуковое оформление записывается небольшими отрывками, и во время записи должна быть тишина. На данном этапе дети сами договариваются, кто из них будет озвучивать героев мультфильма. А помогает им с выбрать лучшего актёра игра, например, «Скажи с разной интонацией». Детям дается предложение, и они произносят его с разной интонацией: радость, печаль, озорство, грусть, интерес, уныние, любопытство, злость, раздражение, уныние, равнодушие, наглость, обида, уважение и др. Остальные дети оценивают, кто лучше передал интонацию, и кто для каких персонажей больше подходит. При этом учитываются мимика и жесты ребенка. Эта игра учит не только проявлять и различать человеческие чувства, но и правильно на них реагировать.
Завершающим этапом является монтаж мультфильма, сделанный воспитателем, по итогу которого происходит просмотр готового творческого видео-продукта всей группой и обсуждение результатов работы.
Таким образом, процесс создания мультфильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса, позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничество, развивать творческие способности дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.
Список используемой литературы
1. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо – игровых приёмов обучения дошкольника. - М., 2014.
2. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
3. Воронкова Л.Ю., Мацкевич Ж.В. Особенности организации художественно-проектной деятельности старших дошкольников посредством создания мультфильмов. М.:Аркти, 2015.
4. Запивахина Е.М. Социо- игровые технологии в работе с дошкольниками //Практический журнал. Воспитатель ДОУ. 2015. №5.
5. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.