Стрельникова Вера Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ «Хохольская СОШ»
Развитие связной устной речи является важнейшей частью коррекционной работы.
Связная речь - это сложное целое, состоящее из одной или нескольких групп предложений, характеризующихся единством темы, чётким выделением структурных единиц (вступление, основное содержание, заключение), использованием специальных языковых средств, связывающих предложения друг с другом (личные и указательные местоимения, местоименные наречия, сочинительные союзы, вводимые слова и т.д.) В устной речи связующим звеном является интонация. Для учащихся характерно нарушение всех компонентов языка т.е. фонетики, лексики, грамматического строя. А это затрудняет формирование их связной речи. Эти трудности усугубляются ещё рядом недостатков: слабостью осмысления темы, недопониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, ведущим к быстрой истощаемостью внутренних побуждений к речи.
В процессе работы по развитию связной речи у детей исправляются не только недостатки самой речи с точки зрения формы (точность словаря, правильность связи слов), но и дефекты смысловой стороны высказывания.
Связная устная речь представляет собой двухсторонний процесс из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую. Их объединяет единая целевая установка: выполнение функций общения.
У учащихся нарушены оба вида речи. При этом оказывается недостаточно развитой не только экспрессивная, но и инпрессивная речь. Учащиеся с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, не выражают заинтересованности в продолжении разговора.
Для учащихся нашей школы характерно искажение логики последовательности высказывания, его фрагментарности, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присуща ситуативной речи.
Для создания оптимальных условий разговорной речи детей в 1 — 4 классах выделены специальные уроки. В содержание этих уроков входит сведения естествоведческие (сезонные изменения в природе, растительный и животный мир), обществоведческие (семья, город, деревня, транспорт) и бытовые (посуда, обувь, мебель). На уроках применяю следующие наглядные и практические методы, с помощью которых дети всесторонне знакомятся с материалами: наблюдают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют. Использую и словесные методы для направления внимания учащихся на рассмотрении объектов, на их сравнение, на побуждение к высказыванию.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей младших классов к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроения, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал.
Все дидактические игры условно можно разделить на три группы:
Все эти виды дидактических игр я чаще всего применяю не только для закрепления и повторения пройденного, но и для усвоения нового материала.
Не меньшее значение для развития устной речи имеют уроки чтения и грамматики.
Устная речь школьника маловыразительна, бедна интонациями, монотонна, изобилует паузами, неправильными ударениями, иногда подражая старшим, дети пользуются словами, смысл которых им далеко не ясен. Словарь их беден, и если они знают мало названий предметов, то слов, обозначающих название действий ещё меньше, а слова, характеризующие свойства и качества предметов, появляются в учащихся лишь изредка. Достаточно легко, правильно учащиеся называют различные предметы, но названия резко затрудняется, если между свойствами объектов имеется сходство, особенно, если нужно название свойств и качеств предметов. На уроках, например, словом «большой» дети обычно характеризуют не только величину, но и такие качества, как тяжесть, длину, высоту, ширину. (Дом многоэтажный, высокий - говорят «дом большой» Многие качества характеризуют односложно: плохой - хороший. Вместо необходимых прилагательных используют сходные по звучанию слова (бледный - белый). Неадекватно раскрывают смысл многих слов. Слова обобщающего значения появляются в их активном словаре только после длительной целенаправленной работы. Так, они не говорят «животные», а перечисляют их (белка, волк, заяц), так же деревья, одежда и т.д. Для исправления недостатков речевого развития учащихся, для обогащения словаря, для активизации познавательной деятельности. На своих уроках я провожу игры «Что из чего?» На доске выставляю вертикальный ряд картинок: овца, дерево, корова, колосья. Детям раздаются картинки: свитер шерстяной, варежки, шарф; стол, стул, забор; масло, сыр, мороженое, батон, пирожное, рогалик. У каждого ученика 1-2 картинки. Предлагаю детям прикрепить свою картинку к одной из четырех, помещенных на доске и объяснить, почему они так сделали.
Только часть слов, известных ученикам входят в их пассивный словарь и лишь относительно небольшая используется активно.
Если учащиеся самостоятельно подбирают прилагательные к данным существительным, то они напишут по одному признаку, но если им дать слова для справок, то они могут осуществить правильный подбор прилагательных. Подсказывание или правильная постановка серии вопросов помогает учащимся припомнить нужное слово. Таким образом дети сохраняют в своей памяти значительное количество слов и понимают их назначение, но не употребляют. В ходе обучения запас слов значительно возрастает. Но процесс обогащения речи детей протекает односторонне. Происходит накопление главным образом пассивного словаря. Переход словаря в активный осуществляется гораздо медленнее. Речь учащихся 1 класса состоит из простых предложений. Рассказы представляют цепочку из грамматических разнозначных звеньев. Например: «Летом. Дома. Я купалась. Мы это загорали. Ездили к бабе. Загорали».
Любой урок русского языка начинаю с упражнений учащихся в диалоге. Основным видом упражнений является беседа. Одним из условий связности высказываний является развёрнутая форма предложений, наряду с непринужденным разговором постоянно учу учащихся давать полные ответы на вопросы. От класса к классу ответы становятся все более развернутыми. В процессе занятий обучаю детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками - одна из форм выражения их речевой активности.
Учащиеся младших классов ещё полностью не овладевают построением простых предложений. Говорят очень аграмматично, в их речи широко распространены нарушение синтоксических связей согласования и управления «У него нет голова», «Сделаем снегу бабу». Пропуски предлогов, слов, нарушение структуры слов. «Иду школу», «Голова - говала».
По мере того, как дети преображают умение строить простые предложения, аграмматизмы и пропуски предлогов исчезают из устной речи уч-ся. Но они снова обнаруживаются в тех случаях, когда у школьников возникают затруднения в формировании своих мыслей в состоянии смущения, волнения, страха и т.д. Учащиеся 1 класса пользуются предложением из одного слова (да, нет). Я стараюсь заинтересовать учащихся на уроке для возникновения потребности говорить (повышение мотивации - заинтересованность детей в изучении материала). Это и поощрительные меры, которые стимулируют учащихся к продолжению речи: одобрение, вручение флажков, звёздочек.
На каждом уроке организованны разнообразные виды деятельности учащихся (игровые): отгадывание недостающих элементов в картине, работа со скрытой картинкой, ролевые игры, определение последовательности в серии картинок при соревновании рядов класса. Так в 1 классе для запоминания графического изображения буквы использую разнообразные приёмы: выкладывание букв из палочек, лепка из пластилина, «печатание» в тетрадях по чтению;
Сравнению буквы с различными окружающими предметами. (например, буква О похожа на обруч, колесо, сделай руки как О и т.д.).
Учащимся нелегко запомнить, осознать и передать характеристику звука (звук А гласный, потому что его можно петь и тянуть, звук Н согласный и т.д.), а это необходимо для проведения коррекционной работы. У уч-ся 1 класса возникают большие проблемы в овладении звукобуквенным анализом и синтезом слов, усвоении таких абстрактных понятий, как звук, слог.
Используя игрушки и наглядные средства во время занятий способствует решению многих сложных ситуаций. Дети видят в кукле друга, общение с ней доставляет ребёнку радость, задания от лица Буратино и Петрушки выполняются детьми охотно и быстро. Именно поэтому я исполняю на уроках азбуку «Буква кукла», с помощью которой для детей ожили все буквы и звуки русского языка. Азбука облегчает овладение звукобуквенным анализом слогов, восприятие гласных и согласных звуков.
На первых занятиях я объясняю, что мы живём в звучащем мире. Нас окружают шум дождя, автомобиля, голоса людей, крики и щебетанье птиц, люди говорят, поют, произнося различные звуки. Можно произносить
звуки весело, грустно, озорно, т.е. с различной интонацией.
Параллельно ведется работа над развитием звукового восприятия неречевых звуков: звучание различных музыкальных инструментов, шелест бумаги, фольги, Открытия коробок; узнавание шелеста сыпучих продуктов.
Наша речь состоит из звуков, они соединены в слоги, те в слова. Слова - ручейки стекаются в целые предложения. А потом малыши приглашают в сказки, и перед ними появляется существа в красной рубашечке (гласные), в синей рубашечке (согласные).
Чтобы узнать имя гостьи, детям предлагаю отгадать загадку и определить, на какой звук начинается отгадка, либо попросить открыть ротик и произнести звук.
Мы с вами в сказке, поэтому мы можем звук увидеть. Давайте вместе с ним споём его песенку.
Как мы её поём?
Правильно, долго: Почему? Звук А - гласный. Его можно петь и тянуть долго, насколько хватит дыхания. Все гласные любят красный цвет. Поэтому рубашечка у А красная. Ребёнок не только услышал звук, но и увидел его, даже поиграл с ним. И именно это обличает в дальнейшем работу над звукопроизношением, звуковым анализом и синтезированием звуков в слова.
Каждый звук прикреплён липучкой к букве. Это означает, что звук «живет в букве». А буква -это квартирка для звука. Затем называю слова на А. Далее рассматриваем её форму: сравнивают с предметами, на которые она похожа. Можно встать, как буква А, выложить из палочек. В дальнейшем буква А следит, как дети пишут её в тетради.
Кукла - звук помогает ученику овладеть абстрактным понятием звука. Запомнить характеристику звука, овладеть звуковым анализом, а также в постановке и автоматизации звуков. Облегчает запоминание графического изображения, соотнесённого звука и буквы, овладение звукобуквенным анализом, усвоение понятие слога.
Пособие «Буквы - Куклы» помогает успешно решать задачи по формированию интереса к обучению, осуществлять развитие фонематического слуха, позволяет превратить работу детей над произношением в увлекательную игру, устойчивее усвоить звуки и буквы русского языка. Учебный процесс становится более доступен и увлекателен для учащихся.
При изучении и выделении звуков использую игру. Назовите слова, в которых есть данный звук. Развитию внимания, умения определить на слух нужный звук способствует игра «Какой звук заблудился?». Во время изучения буквы Ж даю детям такое задание:
- Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите какой звук заблудился! Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползёт зелёный лук С длинными усами!» -Какой буквой обозначается звук (Ж)? Составить это слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки. Далее печатаем слово в тетрадях по чтению, составляем устно предложение с данными словами (лук, жук).
Упражнения для развития связной речи в начальной школе
Система упражнений по развитию связной речи включает следующие виды заданий:
- Составление предложений по представленным словами;
- Составление текста по представленным предложениями;
- Определение границ предложений;
- Ответы на вопросы;
- Составление рассказа по вопросам;
- Составление рассказа по рисункам и вопросам;
- Составление рассказа по серии рисунков;
- Составление рассказа с началом, придумывание начала, составление рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки;
- Вопрос к каждой части текста, придумывание названия;
- Разделение рассказа на законченные части, составление плана, придумывание названия;
- Изменение стиля текста.
Методические приемы развития связной речи младших школьников
Формирующий этап - цель, которого подобрать комплекс упражнений направленных на развитие связной речи младших школьников.
Подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность.
В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесены следующие упражнения:
1. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своем котике (устно).
2. Составь из слов два предложения.
Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.
3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.
Весной, в, купаются, воробьи, лужах.
Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.
4. Прочитай. Составь из слов два предложения.
На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.
Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь?
Почему?
6. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.
Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:
1. Прочитай текст.
Подруги.
Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.
Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.
2. Рассмотри рисунки. Составь текст на тему "Мы любим спорт".
3. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.
Есть, театр, в Москве, удивительный.
На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.
Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.
Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.
4. Прочитай начало сказки.
В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.
Однажды к мастеру пришел... .
Придумай продолжение сказки.
5. Составь текст из трех - четырех предложений на тему "Дятел - полезная птица". Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.
6. Прочитай и сравни два заголовка: "Наш класс", "Наш класс дружный". Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.
Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.
7. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)
Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко.
Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.
Таким образом, прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать различные приемы и методы направленные на развитие связной речи младших школьников.
Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.
Специфическая структура уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике (хрестоматии), направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.
В целом, система литературного чтения направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной школе - принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию.
В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:
1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;
2) в нём точно передано содержание высказываний;
3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи. [6, 39]
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека. [4; 27]
Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - М.: Просвещение, 1986. -284с.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
3. . Баранов С.П. Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 368с.
4 Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. - Питер, 2000. - 298с.
6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. -218с.
9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.