Развитие техники в средних классах фортепиано ДШИ
Оценка 5

Развитие техники в средних классах фортепиано ДШИ

Оценка 5
Работа в классе
doc
музыка
16.11.2023
Развитие техники в средних классах фортепиано ДШИ
К началу 19 века, когда фортепиано окончательно вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно фортепианный стиль и развивается виртуозное искусство, гаммовый комплекс становится основой фортепианного обучения. Еще одна причина, по которой гаммы и арпеджио приобрели большое значение в воспитании пианиста – это все более частое употребление в игре первого пальца. В пору раннего клавирного исполнительства музыканты нередко обходились не только без подкладывания первого пальца, но и вообще без него.
Пономарева а.doc

Гузяева Людмила Петровна, преподаватель фортепианного отделения МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска

«История развития  гаммового комплекса

в фортепианной педагогике»

 

         Откуда же произошло слово «гамма»? «Гаммой», т.е. названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд музыкант XI века Гвидо Д’Ареццо. Ему же мы обязаны и названием и самих нот.

         Кроме русского языка, слово «гамма» употребляется во французском (датте); в других же европейских языках используется слово «лестница». В русских трудах вплоть до начала XIX века фигурируют слова «лестница» или «лествица» (также «музыкальная лестница» или «лестница тонов»).

         Гаммой называется последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных, начиная от основного тона в восходящем или нисходящем порядке со строго определенными интервалами между соседними звуками.

         В клавирной педагогике, при обучении на клавишных струнных инструментах, таки как чембало, клавикорд и клавесин, изучение гамм, аккордов и арпеджио было обязательной частью музыкального воспитания.       К началу 19 века, когда фортепиано окончательно вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно фортепианный стиль и развивается виртуозное искусство, гаммовый комплекс становится основой фортепианного обучения. Еще одна причина, по которой гаммы и арпеджио приобрели большое значение в воспитании пианиста – это все более частое употребление в игре первого пальца. В пору раннего клавирного исполнительства музыканты нередко обходились не только без подкладывания первого пальца, но и вообще без него. Первому пальцу вроде бы и не находилось места при игре, если учесть скромные размеры клавиатуры и склад музыки, господствовавшей в то время. Лишь постепенно первый палец входит в употребление, становясь, по словам Альфреда Корто, своего рода «множителем пальцев». Подкладывая первый палец под третий или четвертый, или перекладывая эти пальцы через него, то есть, переводя руку из одной позиции в другую, музыканты как бы умножают количество пальцев. Гаммы с использованием новой, получившей всеобщее употребление аппликатурой, с использованием первого пальца дважды в пределах одной октавы, оказались превосходным материалом для развития его подвижности и гибкости.

         С течением времени постепенно сложились составные части гаммового комплекса и порядок его исполнения, который мы используем в настоящее время.

         В истории фортепианной педагогики отношение к комплексу гамм, аккордов и арпеджио не всегда было однозначным.

         «В старину для каждого исполнителя считалось необходимым хорошее владение гаммами и арпеджио. Потом был период, когда это было совершенно заброшено. Музыкант-педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами и арпеджио, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить пассажи каждый раз как частный случай. А для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными» - пишет А.Б. Гольденвейзер.

         На протяжении всего 19 века работа над гаммами оставалась краеугольным камнем технического воспитания пианиста.

         На рубеже 19-20 веков отношение к гаммовому комплексу изменяется. Справедливо борясь за умственный подход к работе над техникой, за осмысленность занятий, выступая против длящейся часами автоматической зубрежки бесконечных упражнений, в том числе и гамм, некоторые методисты стали отрицать и сам инструктивный тренировочный материал. В 30-е годы в истории советской фортепианной педагогики предписывалось развивать технику ученика только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм.

         Но далее гаммовый комплекс был полностью восстановлен в правах и в настоящее время ни один пианист не обходится основательного изучения гаммового комплекса.

         Изучение гамм позволяет овладеть основными формулами фортепианной техники. Учащийся на практике знакомится с ладотональной системой, осваивает кварто-квинтовый круг тональностей. Учащийся знакомится с основными аппликатурными формулами, учится аппликатурной логике. Изучение комплекса позволяет выработать пальцевую четкость, ровность, беглость.

 

Список литературы:

1.Добровольский С.А. Основы аппликатурно - двигательной культуры пианиста. Новосибирск, 1989

2.Корыхалова Н. Играем гаммы. М., Музыка, 1995


Гузяева Людмила Петровна, преподаватель фортепианного отделения

Гузяева Людмила Петровна, преподаватель фортепианного отделения

Альфреда Корто, своего рода «множителем пальцев»

Альфреда Корто, своего рода «множителем пальцев»

Но далее гаммовый комплекс был полностью восстановлен в правах и в настоящее время ни один пианист не обходится основательного изучения гаммового комплекса

Но далее гаммовый комплекс был полностью восстановлен в правах и в настоящее время ни один пианист не обходится основательного изучения гаммового комплекса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2023