Сафонова Ирина Викторовна,
преподаватель специалист
Обособленного подразделения
«Многопрофильный педагогический
колледж Луганского государственного
педагогического университета»
Проблемы воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Современное воспитание осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе. Проблема воспитания и развития личности на современном этапе актуальна, как никогда. Происходят кардинальные перемены в стране и обществе, старые ценности критикуются, а новые еще не сформировались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла – в XXI веке именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы.
Все чаще педагоги, психологи, социологи современности, когда речь заходит о великом искусстве воспитания человека, задаются вопросами, ответы на которые, к сожалению, до сих пор остаются открытыми: Почему переполнены тюрьмы в нашей стране? Почему так много брошенных детей? Почему в каждой школе есть «трудные» дети? Почему равнодушие, жестокость, лицемерие являются нормой в отношениях людей? Ученные отмечают подмену традиционных культурных норм ценностями, основанными на рационально – логическом способе познания и освоения мира[1].
Как преподаватель русской литературы я отметила, в первую очередь, недостаток эстетического опыта, пренебрежительное отношение ко всему традиционному, классическому, отсутствие культуры читательской деятельности, снижение интенсивности и ухудшение качества чтения. Изменились и способы получения информации, вербальное общение уступает место визуальным, что влечет за собой изменения восприятия информации при обучении. Современные подростки предпочитают визуальную информацию с массой образов, текстовых событий, схем, таблиц, графиков [2].
Каждый раз я убеждаюсь в том, что дети 21 века получают информацию «как есть», напрямую, просто сканируя ее из интернет - пространства и дублируют ее в своем поведении. Более того, они не фиксируют полученный опыт, чтобы повторить его. Они каждый раз создают ситуацию или навыки с ноля, иногда даже противоположными. И этим они приводят в шок своих учителей, которые уверенны, что если навык был закреплен, то дети должны его помнить. А они непредсказуемы, эти дети нового тысячелетия. У них нет запретов и ограничений, они в информационном пространстве. Конечно же, информационное пространство рассматривается как неотъемлемый компонент социализации, который определяет становление социальной и личной идентичности подростков. Информационная социализация создает клип – культуру у молодого поколения, порождает клиповое сознание, в котором нет места рефлексии и воображению.
Общепризнан тот факт, что информационная социализация, с одной стороны, способствует освоению определенных норм и ценностей подростками, овладению ими широким кругом информации, развитию навыков поисковой деятельности в целом. У детей появляется возможность выбирать язык получения необходимой информации. С другой стороны, исследователями выявлен недостаток данных о влиянии информационной социализации на эмоциональную сферу личности, так как интернет – пространство увеличивает возможность возникновения риска выбора негативного объекта подражания.
Проблема воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации связана с выявлением характера и особенностей процессов восприятия литературных произведений, роль которых возрастает не в силу их конкуренции с невербальными источниками информации, а в силу новых возможностей использования художественный образов, их влияния на эмоциональную сферу личности. Существует потребность систематизации знаний, методологического обоснования воспитания на уроках литературы – предмета, изучение которого традиционно способствует развитию эстетической и нравственной сферы личности, формированию ценностной ориентации, направленный на идеал [3].
В 21 веке целью воспитания является формирование у детей активной жизненной позиции, умения правильно реализовать свой потенциал и возможности. Дети 21 века развиваются в самовоспитании и самосовершенствовании. Считаю, что очень важно поддержать их в этом правильно и осознанно. Нужно учить их, учиться у них, учиться вместе с ними. Меняться нужно не им, а нам – преподавателям, вот что важно. У наших детей не простое будущее, им предстоит провести нас в новое время.
Список литературы
1. Гинтер С.М. К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников// Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. № 2. С. 37-41;
2. Гребенникова О.В., Пархоменко А.Н. Современная молодежь в информационном обществе // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30;
3. Собкин В.С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе // Социология образования. Т. 15, вып 27. М.: Ин-т социологии образования РАО, 2011. С. 137.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.