Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации
Оценка 4.8

Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитание
Взрослым
14.02.2022
Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Современное воспитание осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе. Проблема воспитания и развития личности на современном этапе актуальна, как никогда.
Проблемы воспитания личности.docx

Сафонова Ирина Викторовна,

преподаватель специалист

Обособленного подразделения

«Многопрофильный педагогический

колледж Луганского государственного

педагогического университета»

 

Проблемы воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации

 

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Современное воспитание осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе. Проблема воспитания и развития личности на современном этапе актуальна, как никогда. Происходят кардинальные перемены в стране и обществе,  старые ценности критикуются, а новые еще не сформировались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла – в XXI веке именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы.

Все чаще педагоги, психологи, социологи современности, когда речь заходит о великом искусстве воспитания человека, задаются вопросами, ответы на которые, к сожалению, до сих пор остаются открытыми: Почему переполнены тюрьмы в нашей стране? Почему так много брошенных детей? Почему в каждой школе есть «трудные» дети? Почему равнодушие, жестокость, лицемерие являются нормой в отношениях людей? Ученные отмечают подмену традиционных культурных норм ценностями, основанными на рационально – логическом способе познания и освоения мира[1].

Как преподаватель русской литературы я отметила, в первую очередь, недостаток эстетического опыта, пренебрежительное отношение ко всему традиционному, классическому, отсутствие культуры читательской деятельности, снижение интенсивности и ухудшение качества чтения. Изменились и способы получения информации, вербальное общение уступает место визуальным, что влечет за собой изменения восприятия информации при обучении. Современные подростки предпочитают визуальную информацию с массой образов, текстовых событий, схем, таблиц, графиков [2].

Каждый раз я убеждаюсь в том, что дети 21 века получают информацию «как есть», напрямую, просто сканируя ее из интернет -  пространства и дублируют ее в своем поведении. Более того, они не фиксируют полученный опыт, чтобы повторить его. Они каждый раз создают ситуацию или навыки с ноля, иногда даже противоположными. И этим они приводят в шок своих учителей, которые уверенны, что если навык был закреплен, то дети должны его помнить. А они непредсказуемы, эти дети нового тысячелетия. У них нет запретов и ограничений, они  в информационном пространстве. Конечно же, информационное пространство рассматривается как неотъемлемый компонент социализации, который определяет становление социальной и личной идентичности подростков. Информационная социализация создает клип – культуру у молодого поколения, порождает клиповое сознание, в котором нет места рефлексии и воображению.

Общепризнан тот факт, что информационная социализация, с одной стороны, способствует освоению определенных норм и ценностей подростками, овладению ими широким кругом информации, развитию навыков поисковой деятельности в целом. У детей появляется возможность выбирать язык получения необходимой информации. С другой стороны, исследователями выявлен недостаток данных о влиянии информационной социализации на эмоциональную сферу личности, так как интернет – пространство увеличивает возможность возникновения риска выбора негативного объекта подражания.

Проблема воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации связана с выявлением характера и особенностей процессов восприятия литературных произведений, роль которых возрастает не в силу их конкуренции с невербальными источниками информации, а в силу новых возможностей использования художественный образов, их влияния на эмоциональную сферу личности. Существует потребность систематизации знаний, методологического обоснования воспитания на уроках литературы – предмета, изучение которого традиционно способствует развитию эстетической и нравственной сферы личности, формированию ценностной ориентации, направленный на идеал [3].

В 21 веке целью воспитания является формирование у детей активной жизненной позиции, умения правильно реализовать свой потенциал и возможности. Дети 21 века развиваются в самовоспитании и самосовершенствовании. Считаю, что очень важно поддержать их в этом правильно и осознанно. Нужно учить их, учиться у них, учиться вместе с ними. Меняться нужно не им, а нам – преподавателям, вот что важно. У наших детей не простое будущее, им предстоит провести нас в новое время.

Список литературы

1.                          Гинтер С.М. К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников// Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. № 2. С. 37-41;

2.                          Гребенникова О.В., Пархоменко А.Н. Современная молодежь в информационном обществе // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30;

3.                          Собкин В.С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе // Социология образования. Т. 15, вып 27. М.: Ин-т социологии образования РАО, 2011. С. 137.

 

 


 

Сафонова Ирина Викторовна, преподаватель специалист

Сафонова Ирина Викторовна, преподаватель специалист

Изменились и способы получения информации, вербальное общение уступает место визуальным, что влечет за собой изменения восприятия информации при обучении

Изменились и способы получения информации, вербальное общение уступает место визуальным, что влечет за собой изменения восприятия информации при обучении

Существует потребность систематизации знаний, методологического обоснования воспитания на уроках литературы – предмета, изучение которого традиционно способствует развитию эстетической и нравственной сферы личности, формированию ценностной ориентации,…

Существует потребность систематизации знаний, методологического обоснования воспитания на уроках литературы – предмета, изучение которого традиционно способствует развитию эстетической и нравственной сферы личности, формированию ценностной ориентации,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022