Развитие творческих способностей младших школьников
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей младших школьников

Оценка 4.7
doc
16.01.2022
Развитие творческих способностей младших школьников
доклад.doc

Развитие творческих способностей младших школьников

1Слайд Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Слайд 2

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения.  Специалисты, умеющие мыслить нестандартно, «креативно», востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий.

Многие уверены, что способности ребёнка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако ученые утверждают. Человек не появляется на свет способным к какому-то определённому виду творчества (рисование, вокал, сочинительство). Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено воздействием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Бесталанных детей нет.

Под творческими способностями детей младшего школьного возраста понимается: Слайд3

создание ребенком субъективно нового (прежде всего значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком);

придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;

применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации .

 

Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что "развить способности - это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости".

Развивать творческие способности? Что это значит?

Слайд 4

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, развитие воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.( на слайд условия). Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. И вот почему:Слайд 5

Учебный процесс

Внеурочные занятия

 

- Обязательство

 

- Отметки

 

- Дисциплина

 

- Стандарт

 

- Ограничение во времени     

 

- Интерес

 

-Безотметочное обучение (нет страха)

 

- Свобода общения

 

- В основе нестандартные задания

 

- Временные рамки расширены

 

- Расширение кругозора за рамки программы

 

- Получение опыта в общении с разными детьми в деятельности (команда)

 

- Развитие толерантности

 

- Разные формы занятий

 

- Опыт общения с другими педагогами

 

 

 

  С целью творческого развития своих воспитанников в течение учебного года веду кружоки по внеурочной деятельности   Слайд 6«Азбука дорожной безопасности», «Юный краевед» «Бумажная фантазия», на котором дети занимаются различными  видами  деятельности и творческой в том числе.. Наиболее подробно хочу остановится на кружке « Бумажная фантазия».Слайд 7 Его целью является создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой  (оригами, квиллинга  .), как художественного способа конструирования из бумаги. 

Принципы, лежащие в основе программы:Слайд 8

·                           доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

·                           наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

·                           демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

·                           научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

·                           “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)

 

В процессе занятий используются различные формы занятий:

·                        традиционные,

·                        комбинированные и практические занятия;

·                         игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

 

 

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Слайд 9

Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия с бумагой. Они не только развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но также воспитывает и корректирует характер, развивает творческие способности, укрепляет волевые качества. Искусство оригами, квиллинг является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Слайд 10

Занятия внеурочной деятельности в кружке «Бумажная фантазия» дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовой гаммы, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

 Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Оригами тесно связано с творчеством детей.

Слайд 11.Очень важно и то, что при складывании бумаги одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия с бумагой гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы делаем всё двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое.Слайд 12 Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретённым кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. Таким образом, условно определённое первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.

 

Другое направление связано с применением фигурок. Слайд 13.Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

В ходе работы в технике оригами, квиллинг ребенок учится воспринимать  устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания движения рук. Работа с бумагой  улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

 Эти занятия интересны детям и доставляют им огромные наслаждения.

  Ребята приучаются работать играючи, бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. Для каждой игрушки выбирается имя, я предлагаю придумать какую- нибудь историю, сказку с участием изготовленных игрушек. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят.  

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет использование нами технологии мини - проектов. Слайд 14,15.Ее мы применяем при выполнении композиций, коллективных работ, так нами были выполнены следующие работы: «Букет для мамы», «Тюльпановое поле», «Болото» и др. Объявляя детям тему предстоящей работы, предлагаю обсудить, что мы можем сделать в известной нам технике оригами или квиллинг, какую композицию мы можем составить. Ребята самостоятельно разрабатывают несколько проектов  будущей композиции, предлагают технику в которой  будут её выполнять. И затем после утверждения наиболее понравившейся работы  приступают к реализации проекта.

Занятия оригами и квиллингом является эффективным средством воспитания младших школьников. формируют такие нравственные качества обучащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда. Слайд 16

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.

Поэтому мы проводим выставки, отмечаем лучшие работы,участвуем в различных конкурсах.

Ну, а так как мы личности творческие, то и конкурсы в которых принимаем участие связаны не только с оригами и квиллингом.Слайд 17,18,19.

Работа в технике оригами, квиллинг является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения и не только во внеурочной деятельности, но и на уроках труда или дома. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти творческая личность, готовая к жизни в современном обществе.

Слайд 20


Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческих способностей младших школьников 1Слайд

Развитие творческих способностей младших школьников 1Слайд

Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности

Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности

Обязательство - Отметки -

Обязательство - Отметки -

Принципы, лежащие в основе программы:

Принципы, лежащие в основе программы:

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли

В ходе работы в технике оригами, квиллинг ребенок учится воспринимать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания движения рук

В ходе работы в технике оригами, квиллинг ребенок учится воспринимать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания движения рук

Работа в технике оригами, квиллинг является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения и не…

Работа в технике оригами, квиллинг является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения и не…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2022