Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в начальной школе
Оценка 5

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в начальной школе

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
музыка
7 кл—10 кл
06.10.2022
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в начальной школе
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в начальной школе.docx

Н. А. Лозовская

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки

в начальной школе

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение------------------------------------------------------------------------------------------- 3

 

1.Понятие о творчестве--------------------------------------------------------------------------4

 

2.Развитие музыкального творчества в разных видах музыкальной деятельности-5

 

3.Способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки--------------------------------------------------------------------------------------------7

 

4.Творческие задания---------------------------------------------------------------------------14

 

5.Заключение-------------------------------------------------------------------------------------16

 

6.Список использованной литературы------------------------------------------------------19



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Искусство с раннего детства служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в музыке ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В практической деятельности, анализируя детское продуктивное творчество, мы можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Теоретически основа толкования понятия детского музыкального творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности, как игра, инсценировка, песня, сочинение и другие.

Борис Михайлович Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное.

Лев Семенович Выготский и Алексей Владимирович Запорожец доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

Однако развитие творчества, у детей младшего школьного возраста, недостаточно используется в современной практике, не закладываются эти основы и в семье. Тем самым обедняется воспитательный процесс, его эстетическая направленность.

 

Понятие о творчестве

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.


Развитие музыкального творчества в разных видах музыкальной деятельности

Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Стимулом к творческому восприятию искусства может стать создание на уроке проблемных ситуаций. Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что творческое начало детей может проявляться в своеобразии ответов, стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы.

К видам музыкальной деятельности на уроке музыки относятся:

1. Восприятие музыки.

2. Хоровое пение.

3. Музыкально-ритмические движения.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5. Творчество учащихся.

Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного постижения содержания музыкального произведения.

Хоровое пение – это коллективная форма певческого исполнительства, обладающая огромными возможностями в развитии музыкальных способностей, формирующая вокально-хоровые навыки, воспитывающая лучшие человеческие качества.

Музыкально – ритмические движения – это вид деятельности в основе которой лежит моторно-пластиковая проработка музыкального материала, способствующая усилению эмоционального воздействия музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах – это один из видов коллективной исполнительской деятельности, способствующей проявлению музыкальных способностей учащихся, обогащающий художественный опыт, развивающий интерес к исполнительской деятельности.

Творчество учащихся на уроке музыки – это один из видов музыкальной деятельности, связанный с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками; с умением применять их в новых условиях, в разных видах деятельности.

Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на уроке ещё не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания. Для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме, теме четверти, года, а сам урок обеспечивает целенаправленное музыкальное развитие учащихся.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальное, но и общее творчество. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общее творчество влияет на формирование музыкального творчества. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

 

 

Способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки

Музыка, как другие виды искусства, в системе общего среднего образования имеет особое предназначение - способствовать духовному совершенствованию человека. Но она не только носитель духовных ценностей, а и язык духовного общения, которым нужно овладеть. Это происходит в творческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа, в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Большинство психологов считают, что существует две группы условий и развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.

  • точки зрения Д. Б. Эльконина, развитие личности осуществляется в конкретной социальной ситуации через появление новообразований.

Это подтверждается в исследованиях познавательной потребности, проведенной В.С. Юркевич:

  • «начальный уровень познавательной потребности – потребность младенцев и дошкольников во впечатлениях;
  • следующий уровень – любознательность, расцвет которой в младшем подростковом возрасте, когда познавательная активность уже гораздо более целенаправленна, но все, же носит стихийный характер;
  • третий уровень выступает в устойчивом осознанном стремлении к получению новых знаний, соответствующих интересам и склонностям». [3]

По мнению Л. С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной.

 

  • фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению.

 

Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития творческих способностей.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. [4]

  • уже с первых дней пребывания ребенка в школе необходимо прививать развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - так считают научные исследователи.

Современные научные исследователи свидетельствуют о том, что музыкальное развитие имеет большое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума.

Для ребенка младшего школьного возраста характерны такие виды деятельности как: учение, общение, игра и труд.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка: общительность, контактность, отзывчивость и [5] покладистость, а так же волевые черты: настойчивость, целеустремленность, упорство.

Создание условий, способствующих формированию творческих способностей, является одним из важнейших факторов творческого развития детей.На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, мы выделить основные условия успешного развития творческих способностей детей:

 

- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу;

  • ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;
  • тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждал известный педагог В. А. Сухомлинский.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить, что развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.

Основными условиями успешного развития творческих способностей детей являются: раннее физическое развитие, создание обстановки, опережающей развитие детей, характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил, предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Творческое развитие детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством, в частности с музыкальным искусством.

 

Развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.

 

Существуют современные концепции творческого развития личности. Основываясь на выше изложенный теоретический материал, следует обратить внимание, что для успешного развития творческих способностей детей необходимы определенные условия: тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, свобода в выборе деятельности, ненавязчивая, доброжелательная помощь взрослых, создание обстановки, опережающей развитие детей.

Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, через театрализованную деятельность. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Интенсивно развивается творческая активность младших школьников в ходе занятий музыкой. Процесс активизации творчества на уроках искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. В основе занятий творческого типа лежат два взаимообусловленных фактора: эстетическое восприятие как сотворческий процесс и художественное творчество на основе развитой способности к эстетическому переживанию.

 

Различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) стимулируют проявление творческих способностей младших школьников и, прежде всего, развитие музыкально-образного видения мира. Так, музыкальное творчество детей младшего школьного возраста на уроке реализуется в пении простых мотивов, сочинения мелодий на предложенный текст, показа ритмического сопровождения, вступления, в оценочных суждениях об услышанной музыке и т.д. подготовка младших школьников к музыкальному творчеству предполагает овладение способом творческих действий. На уроках музыки учитель предлагает творческие задания в форме игры. Причем впоследствии дети сами ведут игру.

Активизирующим творческим потенциалом младших школьников, является импровизация. Импровизация, фантазирование основаны в индивидуальном творческом поиске младшего школьника: интерпретация песни, музыкального отрывка и т.д. Детские сочинения не самоцель, а средство его духовного преобразования. У педагога в процессе условий для свободной импровизации доминирует стремление поставить ученик в творческую позицию. Импровизация предполагает сотрудничество.

  1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.
  2. В отличие от других видом искусства, музыка непосредственно связана движениями и адресована душе каждого школьника.
  3. Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения.
  4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно. [6, с. 6-8]

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально – творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях.

Развитие творческих способностей у младших учащихся на уроках музыки станет возможным, если:

  • повысить творческую активность и творческий потенциал младших учащихся;
  • использовать творческие виды работ в определенной системе.

Создавая урок музыки, нужно учитывать еще одно обстоятельство – это мотивация обучения. Это первый этап. Второй этап в подготовке к уроку – формирование ясного представления о том, для кого он готовится, какой именно класс будет приобщаться к музыке.

Развитие творческих способностей младших школьников осуществляется в условиях развивающего обучения при помощи специально разработанных серий творческих заданий, которые составляются с учетом всех видов музыкальной деятельности, применяемых на уроках музыки (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских инструментах), и предполагают развитие творческой активности и музыкальных способностей (ритмического чувства, ладового и звукового слуха, художественно-образных представлений), а также творческого восприятия музыки.

Творческие задания должны быть вариативными, содержать "эффект новизны", соответствовать возрастным особенностям младших школьников, основываться на принципе наглядности, соответствовать коллективному обучению с учетом индивидуальности учащихся.

 

Творческие задания

«Лесенка»- задание на определение звуковысотности:

Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.

Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты).

Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.

«Учитесь танцевать»

Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.

Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.

Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.

«Букеты»

Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие).

Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.

Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.

«Угадай мелодию»

Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам «Поле чудес», «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Зов джунглей», «Заветный час», «Прогноз погоды» и др.

Задача участников – угадать, что за передача.

«Великие люди»

Приглашаются по одному человеку из команды, перед которыми кладутся таблички с указанием фамилий известных композиторов.

Звучат мелодии знакомых песен, а игроки должны поднять табличку с фамилией композитора.

«Музыкальный платочек»

Помощники в игре – обыкновенный платочек и метла. Начинает звучать музыка, и платочек быстро передают по кругу. Потом ведущий говорит: «Стоп!», музыка перерывается, и тот, у кого платочек, выбывает из игры. Снова звучит музыка, снова платочек летит по кругу. Кто остался, то и победитель. А в руках у ведущего появляется метла. Всем стоящим в кругу он раздает номера. Музыкант играет польку или вальс. Держась за руки, все танцуют. Но ведущий называет номер и бросает метлу из рук. Если игрок под этим номером не успел подхватить метлу, он выбывает из игры. Успел – становится ведущим.

«Музыкальная кисть»

Цель игры - развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников.

Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером.

Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсона.

Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти». Задача учащихся - вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.


Заключение

Таким образом, если на уроках музыки использовать различные виды музыкальной деятельности, то это будет способствовать развитию творчества младших школьников.

В результате целенаправленного педагогического воздействия, связанного с развитием музыкально – творческих способностей в процессе импровизации эффективно развиваются: музыкальный слух (мелодический, тембровый ,динамический, гармонический), музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление. Результаты эксперимента показали эффективность проделанной работы.

  1. Музыкальная импровизация используется как метод для развития творческих музыкальных способностей детей, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке.
  2. Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки,

музыкальный слух, музыкальное воображение ребёнка, способность комбинировать, развивать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

Музыкально– творческие способности не существуют вне восприятия музыки или её воспроизведение в живом звучании или представлении. Являясь сложным сочетанием природного (врождённого), социального и индивидуального, они развиваются лишь в практической музыкальной деятельности. Именно такой деятельностью и является импровизация, тем самым учебная музыкальная деятельность выступает как процесс, а музыкальные способности – как потенциал личности, теснейшим образом взаимодействующие друг с другом.

Процесс формирования музыкально– творческих способностей можно представить, как повышенную реактивность на музыкальные впечатления, которые порождают потребность к слушанию музыки и её исполнению (импровизации).

При решении проблем развития музыкально– творческих способностей детей необходимо учитывать:

  • общие тенденции развития музыкальных способностей;
  • каждая способность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память,

музыкальное мышление, музыкальное воображение) – это сложное образование, состоящее из множества взаимодействующих компонентов, в том числе моментов общей одарённости

  • личных качеств. Трансформируясь в специальные музыкальные способности, они содействуют их развитию от элементарных к все более сложным составляющим и обеспечивают их объединение в целостную систему;
    • все музыкально– творческие способности развиваются в условиях тесного взаимодействия: не может быть одной способности, при полном отсутствии другой, но качественное развитие и индивидуально- различно;

особое значение в педагогическом процессе имеет достижение единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что значительно повышает психические возможности учащихся и позволяет педагогу– музыканту расширять спектр средств педагогического воздействия. Это становится возможным благодаря постоянному и активному привлечению связей музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и её выразительных средствах, подключению музыкальных знаний и внемузыкальных ассоциаций, выявлению и обогащению музыкально-художественного и общего жизненного опыта учащихся.

В результате целенаправленного педагогического воздействия эффективно развиваются творческие музыкальные способности учащихся младшего возраста.

Творчество младших школьников нужно стараться формировать и развивать на каждом уроке, используя для этого самые разнообразные виды музыкальной деятельности.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ” (Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Андрианова М.А. и др. Развитие творчества младших школьников / М.А Андрианова. – М.: Просвещение, 1990. – 230 с.

 

2.Массол Л.М. Методика обучения искусству в начальной школе [посібник для учителей / Л.М. Массол, О.В. Гайдамак, Е.В. Белкина.]. – Х.: Веста: Ранок, 2006. – 256 с.

 

3.Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: 1984. – 206 с.

 

4.Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное

 

5.Лук А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук. - М.: Наука, 1988. – 114 с.17

 

6. Теплов Б. М. Способность и одаренность. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М. 1982, с. 136.

 

 

7.http://kalashnikova-irina.ru/met/metod/vidy-muzy-kal-noj-deyatel-nosti-na-uro-2

 

8.http://studbooks.net/1826730/pedagogika/sposoby_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov_urokah_muzyki

 


 

Н. А. Лозовская Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в начальной школе

Н. А. Лозовская Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в начальной школе

Введение Искусство с раннего детства служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление

Введение Искусство с раннего детства служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать…

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать…

Творчество учащихся на уроке музыки – это один из видов музыкальной деятельности, связанный с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками;…

Творчество учащихся на уроке музыки – это один из видов музыкальной деятельности, связанный с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками;…

По мнению Л. С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться…

По мнению Л. С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться…

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни

Интенсивно развивается творческая активность младших школьников в ходе занятий музыкой

Интенсивно развивается творческая активность младших школьников в ходе занятий музыкой

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими способностями

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими способностями

Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие

Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие

Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти»

Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти»

Трансформируясь в специальные музыкальные способности, они содействуют их развитию от элементарных к все более сложным составляющим и обеспечивают их объединение в целостную систему; все музыкально–…

Трансформируясь в специальные музыкальные способности, они содействуют их развитию от элементарных к все более сложным составляющим и обеспечивают их объединение в целостную систему; все музыкально–…

Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца:

Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2022