Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения
Оценка 4.9

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения

Оценка 4.9
docx
12.10.2022
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения
Чурбанова Е. В. статья.docx

 Е.В. Чурбанова

МБОУ гимназия №44 имени Деева В.Н.

г. Ульяновск

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения

 Аннотация

Учащиеся начальной школы –это то звено, которое отделяет детство от юности. Именно в этот период у детей закладывается не только умение жить в социуме, но и формируются творческие предрасположенности. Актуальность озвученного аспекта заключается в том, что некоторые педагоги начальной школы считают своей главной обязанностью научить ребенка читать. Бесспорно, навык чтения педагог должен привить воспитаннику в однозначном порядке. Однако проблема нераскрытого детского таланта стоит остро на повестке дня в современном обществе. Именно урок литературного чтения дает возможность ученику сформировать свои творческие навыки. Он может о них даже не знать, что и должно стать главной целью работы с ним педагога с большой буквы.

Ключевые слова: творчество, развитие, литература, способности, игра.

Текст статьи

В современном образовательном пространстве одной из актуальных проблем является развитие творческих способностей младших школьников.

Изучением этого вопроса занимались, занимаются и будут заниматься зарубежные и отечественные педагоги и психологи.

В современном мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Ранее главная цель определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас - сделать акцент на воспитание личности активной и творческой.

Современному пространству необходимы люди, мыслящие не традиционно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Анализируя работы ученых в области педагогики и психологии, обмениваясь опытом с учителями, работающими над данной проблемой, можно сделать следующие заключения. Творческая деятельность активизируется только в благоприятной атмосфере, при доброжелательном отношении со стороны педагогов. Большую роль при этом играет открытое общение, побуждающее учащихся к размышлениям, к поиску разнообразных ответов.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения - проблема, над которой ведётся интенсивная работа. Творчество – явление сложное. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Задача учителя - создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владея конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления.

Основная цель курса литературного чтения направлена на вовлечение всех учащихся в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от особенностей, склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному. И главная задача учителя состоит в том, чтобы дать ребёнку способность самовыражения.

Вопрос развития выразительного чтения имеет на данный момент огромное значение, т.к. выразительность предусматривает вдумчивость, анализ текста, способствует глубокому пониманию произведения.

Главное средство речевой выразительности – интонация, которая возникает только после осмысления текста, осознанного отношения к героям и их поступкам. Учащиеся с удовольствием пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ребёнок читает с разными эмоциями, с разным чувством, которое присуще его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница».  Суть игры заключается в том, чтобы среди слов афористических изречений найти те, которые составят знакомые афоризмы. В данном случае можно использовать не только пословицы, но и поговорки, загадки. Этим приёмом можно воспользоваться, для выяснения, уточнения того, на сколько учащиеся хорошо проработали то или иное произведение, используя слова и выражения из разных текстов.

Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей. Здесь возможно проведение различных конкурсов: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора», иллюстрирование.

Конкурс ораторов, игра «Общее стихотворение», «Философский стол», «Я начну, а ты продолжи» - это лишь малая часть игровых приёмов, которая активно включает в работу юных литературоведов. Значение технологии игры сложно переоценить. Ее феномен состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество. При умелом использовании игры на уроках, помимо образовательных целей игровые технологии помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.

С первых страниц учебников по литературному чтению идёт активное использование стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, чистоговорки. А это в свою очередь приводит к созданию условий для стихосложения.

Сочинительство сказок способствует самовыражению младшего школьника. Сказка - это фантазийный мир ребёнка, это его первые представления о жизни, это его опыт. И очень важно научить ребёнка анализировать сказку, понимать её замысел, сопереживать героям и делать соответствующие умозаключения.

Составление сказочного словаря, сказка наизнанку, рассказ по опорным словам, иллюстрирование сказки, рассказ по картинкам – любимые и увлекательные задания для детей младшего школьного возраста.

Особый опыт учащиеся получают не только при работе над текстом, но и при создании своих собственных произведений. Это могут быть истории из жизни класса, семейные рассказы, а иногда и фантастические истории. Эти произведения можно оформить в виде сборника, который с удовольствием будут перечитывать и пополнять юные писатели.

Уроки литературного чтения невозможно представить без драматизации, чтения по ролям и инсценировки. Используя всё это, стандартные уроки превращаются в захватывающие приключения, полные открытий, прежде всего своих собственных способностей, как со стороны педагога, так и со стороны детей.

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты.

Литература.

1.     Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982 г.

2.     Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2-е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997 г.

3.     Обучение и развитие. Под редакцией Занкова. Л.В. – М., 1975 г.

4.     Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя. - М. «Просвещение», 1992 г

5.     Родина А.А. Литературное образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.

 


 

Е.В. Чурбанова МБОУ гимназия №44 имени

Е.В. Чурбанова МБОУ гимназия №44 имени

Анализируя работы ученых в области педагогики и психологии, обмениваясь опытом с учителями, работающими над данной проблемой, можно сделать следующие заключения

Анализируя работы ученых в области педагогики и психологии, обмениваясь опытом с учителями, работающими над данной проблемой, можно сделать следующие заключения

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница»

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница»

Составление сказочного словаря, сказка наизнанку, рассказ по опорным словам, иллюстрирование сказки, рассказ по картинкам – любимые и увлекательные задания для детей младшего школьного возраста

Составление сказочного словаря, сказка наизнанку, рассказ по опорным словам, иллюстрирование сказки, рассказ по картинкам – любимые и увлекательные задания для детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022