Е.В. Чурбанова
МБОУ гимназия №44 имени Деева В.Н.
г. Ульяновск
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения
Аннотация
Учащиеся начальной школы –это то звено, которое отделяет детство от юности. Именно в этот период у детей закладывается не только умение жить в социуме, но и формируются творческие предрасположенности. Актуальность озвученного аспекта заключается в том, что некоторые педагоги начальной школы считают своей главной обязанностью научить ребенка читать. Бесспорно, навык чтения педагог должен привить воспитаннику в однозначном порядке. Однако проблема нераскрытого детского таланта стоит остро на повестке дня в современном обществе. Именно урок литературного чтения дает возможность ученику сформировать свои творческие навыки. Он может о них даже не знать, что и должно стать главной целью работы с ним педагога с большой буквы.
Ключевые слова: творчество, развитие, литература, способности, игра.
Текст статьи
В современном образовательном пространстве одной из актуальных проблем является развитие творческих способностей младших школьников.
Изучением этого вопроса занимались, занимаются и будут заниматься зарубежные и отечественные педагоги и психологи.
В современном мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Ранее главная цель определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас - сделать акцент на воспитание личности активной и творческой.
Современному пространству необходимы люди, мыслящие не традиционно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Анализируя работы ученых в области педагогики и психологии, обмениваясь опытом с учителями, работающими над данной проблемой, можно сделать следующие заключения. Творческая деятельность активизируется только в благоприятной атмосфере, при доброжелательном отношении со стороны педагогов. Большую роль при этом играет открытое общение, побуждающее учащихся к размышлениям, к поиску разнообразных ответов.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения - проблема, над которой ведётся интенсивная работа. Творчество – явление сложное. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Задача учителя - создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владея конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления.
Основная цель курса литературного чтения направлена на вовлечение всех учащихся в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от особенностей, склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному. И главная задача учителя состоит в том, чтобы дать ребёнку способность самовыражения.
Вопрос развития выразительного чтения имеет на данный момент огромное значение, т.к. выразительность предусматривает вдумчивость, анализ текста, способствует глубокому пониманию произведения.
Главное средство речевой выразительности – интонация, которая возникает только после осмысления текста, осознанного отношения к героям и их поступкам. Учащиеся с удовольствием пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ребёнок читает с разными эмоциями, с разным чувством, которое присуще его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.
В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Суть игры заключается в том, чтобы среди слов афористических изречений найти те, которые составят знакомые афоризмы. В данном случае можно использовать не только пословицы, но и поговорки, загадки. Этим приёмом можно воспользоваться, для выяснения, уточнения того, на сколько учащиеся хорошо проработали то или иное произведение, используя слова и выражения из разных текстов.
Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей. Здесь возможно проведение различных конкурсов: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора», иллюстрирование.
Конкурс ораторов, игра «Общее стихотворение», «Философский стол», «Я начну, а ты продолжи» - это лишь малая часть игровых приёмов, которая активно включает в работу юных литературоведов. Значение технологии игры сложно переоценить. Ее феномен состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество. При умелом использовании игры на уроках, помимо образовательных целей игровые технологии помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.
С первых страниц учебников по литературному чтению идёт активное использование стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, чистоговорки. А это в свою очередь приводит к созданию условий для стихосложения.
Сочинительство сказок способствует самовыражению младшего школьника. Сказка - это фантазийный мир ребёнка, это его первые представления о жизни, это его опыт. И очень важно научить ребёнка анализировать сказку, понимать её замысел, сопереживать героям и делать соответствующие умозаключения.
Составление сказочного словаря, сказка наизнанку, рассказ по опорным словам, иллюстрирование сказки, рассказ по картинкам – любимые и увлекательные задания для детей младшего школьного возраста.
Особый опыт учащиеся получают не только при работе над текстом, но и при создании своих собственных произведений. Это могут быть истории из жизни класса, семейные рассказы, а иногда и фантастические истории. Эти произведения можно оформить в виде сборника, который с удовольствием будут перечитывать и пополнять юные писатели.
Уроки литературного чтения невозможно представить без драматизации, чтения по ролям и инсценировки. Используя всё это, стандартные уроки превращаются в захватывающие приключения, полные открытий, прежде всего своих собственных способностей, как со стороны педагога, так и со стороны детей.
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты.
Литература.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982 г.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2-е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997 г.
3. Обучение и развитие. Под редакцией Занкова. Л.В. – М., 1975 г.
4. Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя. - М. «Просвещение», 1992 г
5. Родина А.А. Литературное образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.