Дополнительная общеразвивающая программа "Студия Лик" (вокальное исполнительство, инструментальная музыка)
Оценка 4.7

Дополнительная общеразвивающая программа "Студия Лик" (вокальное исполнительство, инструментальная музыка)

Оценка 4.7
docx
15.01.2024
Дополнительная общеразвивающая программа "Студия Лик" (вокальное исполнительство, инструментальная музыка)
6-1программа Студия ЛИК.docx

Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, развитие их художественных способностей и склонностей. Правильно организованная и тщательно продуманная работа ВИА способствует подъему общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, а также формирует направление нравственно-эстетических взглядов, мировоззрение обучающихся.

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа художественной направленности, носит ярко выраженный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа музыкального творчества обеспечивает образовательный процесс в инструментальных ансамблях, хоровых коллективах; способствует воспитанию у учащихся сознательного отношения к работе, устойчивого самоконтроля, развитию аналитического мышления, способности к обобщению своего исполнительского опыта. 

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

Современный вокально-инструментальный ансамбль выполняет разнообразные функции, главная из которых – воспитание гармонически развитой личности. Вот почему так важно, чтобы обучающиеся научились не только петь и играть на инструменте, красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене, но и формировать свою личность.

В ходе обучения реализуется дифференцированный подход к учащимся, отличающимся по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.

За время обучения учащиеся учатся правильно формировать певческие гласные и согласные на середине диапазона, приобретают навыки осмысленно и выразительно петь простейшие вокальные произведения с текстом, добиваясь чистоты интонации, а также подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях. Игра в ансамбле имеет огромное воспитательное значение в создании коллектива. 

Цель данной программы являются:

 Основной целью программы является включение подростков в активную творческую деятельность для оказания целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка средствами музыкального искусства, в частности формирование эстетической культуры личности и способности направленного использования разнообразных музыкальных стилей; развитие и укрепление музыкальных данных; содействие самореализации личности ребенка и педагога. 
Задачи программы: 

·              Развивающие - развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального слуха,  мышления, воображения,  устойчивого, глубокого интереса и любви к исполнительству.

·               Воспитательные – воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств, нравственных  установок; привитие воспитанникам навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности; формирование  личности, способной творчески реализовать себя в социуме.

·              Обучающие -  овладение обучающимися разнообразными техническими  приемами игры на  инструментах, вокальному мастерству; обучение воспитанников основам музицирования и импровизации; профориентация наиболее способных.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

В отличие от школьных программ по музыке, программа дополнительного образования расширяет возможности учащихся в овладении элементами музыкального творчества, сольного и концертного исполнения.

В коллектив принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы ВИА, предполагает обучение на различных инструментах и по постановке голоса.

Основной состав ансамбля не должен превышать 5 – 7 человек.

Качественно-количественный состав может варьировать от трех до большего количества инструментов в зависимости от возможностей учащихся, знаний руководителя и технического оснащения кружка, но не более 5 – 7.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, а оборудование соответствовать, а оборудование соответствовать современному техническому уровню.

Обучающихся следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.

Звучность инструментов во время репетиции и на концерте должна быть умеренной. Все инструменты должны быть тщательно настроены.


Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5-18 лет.
Оптимальное количество обучающихся – 12-15 человек.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа предусматривает 3 года обучения. После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу исходя из своего опыта, специализации и интересов детей. Образовательный процесс за календарный год осуществляется за 36 недель. Время, отведенное на обучение, составляет:

1 год обучения – 4+2 часа в неделю; 144 часа в год + 72 часа (ансамбль)

2 год обучения –  4+2 часа в неделю; 144 часа в год + 72 часа (ансамбль)

3 год обучения – 4+2 часа в неделю; 144 часа в год + 72 часа (ансамбль)

Рекомендуемый минимальный состав группы 1 – 3 года обучения:

барабанщик – 2; бас-гитарист – 1; гитарист – 1; клавишные – 2; вокалисты – 6

В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию.
Формы и режим занятий

Практические занятия составляют большую часть программы.

Каждое практическое занятие состоит из 2 частей: 

  • подготовительной (распевка, подготовка и проверка инструментов); 
  • основной (определение тональности произведения, инструментов, разбивка произведения по партиям, определение нужной тональности, подбор звуков, снятие ритма, исполнение готовых произведений). 

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

Должны знать (1 год обучения):

  • историю своих музыкальных инструментов; 
  • буквенное обозначение нот и аккордов. 

Должны уметь (1 год обучения): 

  • слышать сопутствующие инструменты группы; 
  • играть основные ритмы, стили. 

Ожидаемые результаты (1 год обучения): 

  • владеть на уровне первого года обучения своим музыкальным инструментом; 
  • самостоятельно исполнять несложные произведения. 

Должны знать (2 год обучения):

  • историю своих музыкальных инструментов; 
  • буквенное обозначение нот и аккордов; 
  • не менее 10 – 15 произведений военно-патриотического и эстрадного направлений. 

Должны уметь (2 год обучения): 

  • слышать сопутствующие инструменты группы; 
  • играть аккорды, обороты, ритмы и переборы; 
  • подключать звукоусиливающую аппаратуру 

Ожидаемые результаты (2 год обучения): 

  • владеть на уровне второго года обучения своим музыкальным инструментом; 
  • работа с аудиторией; 
  • сценические движения; 
  • регулировка музыкальных инструментов; 
  • уметь пользоваться динамическими оттенками 

Должны знать (3 год обучения):

  • историю своих музыкальных инструментов; 
  • буквенное обозначение нот и аккордов; 
  • обращения аккордов; 
  • аккордовую аранжировку; 
  • выразительность и стиль 

Должны уметь (3 год обучения): 

  • самостоятельно снимать музыкальные произведения; 
  • извлечение звука медиатором. 

Ожидаемые результаты (3 год обучения): 

  • самостоятельно, в составе группы исполнять музыкальные произведения без присутствия руководителя или отдельного инструмента группы 

Ожидаемые результаты после выполнения программы:

  • формирование эстетической культуры личности и способности направленного использования разнообразных музыкальных стилей; 
  • развитие и укрепление музыкальных данных; 
  • содействие самореализации личности ребенка и педагога. 

В целом программа музыкального творчества носит комплексный характер, обеспечивая развитие у учащихся их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения. 
Формы подведения итогов реализации образовательной программы (концерты, выезды на конкурсы).

Педагогический контроль включает показатели практической и концертной деятельности (количество практических дней, занятий; концертов, выездов).

Контроль теоретической подготовки осуществляется с помощью тестов , чтения гармонии с листа. Теоретические занятия имеют определенную направленность и вырабатывают у воспитанников умение использовать полученные знания на практике. Учебный материал распределяется на весь период обучения.

Современный вокально-инструментальный ансамбль выполняет разнообразные функции, главная из которых – воспитание гармонически развитой личности. Вот почему так важно, чтобы обучающиеся научились не только петь и играть на инструменте, красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене, но и формировать свою личность.

 Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту коллектива, а также определит его творческое лицо, позволит верно решать воспитательные задачи.

Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться несколькими принципами:

1.     Художественной ценностью.

2.     Логикой компоновки будущей концертной программы. 

3.     Образностью

4.     Соответствием возрасту

5.     Индивидуальностью

6.     Педагогической целеустремленностью

В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, концертно-просветительская деятельность через организацию конкурсов исполнителей внутри коллектива, музыкальных вечеров, участие в городских и районных смотрах и праздниках.

 

 

Условия реализации программы.

Методическое обеспечение программы

Основной формой занятий в объединении является репетиция. Подведение итогов по каждой теме проводится в форме зачета.

В организации учебно-воспитательного процесса рекомендуется использовать следую­щие методы обучения:

Специальная методическая литература: П.Агафошин. Игра на гитаре: Школа игры на шестиструнной гитаре Москва (музыка)1990г. Э.Пухоль: Школа игры на шестиструнной гитаре Москва «Советский композитор»1989г.  П.Вещицкий: Игры на шестиструнной гитаре (аккорды и аккомпанемент) Москва «Советский композитор» 1989 г. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства . Емельянов Е.В.  « Развитие голоса» координация и тренинг. Издательство (Планета музыки) 2007 г. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей  Ярославль 1997 г. Музыкально-эстетическое воспитание : пособие для учителя –М. 2000 г. Попов В. Методика музыкального воспитания –М. 1990 г. Стулова Г.П. развитие детского голоса в процессе обучения пению М. МПГУ им. Ленина 1992 г. 270 с. Нотная библиотека.  Дидактические материалы:     видеозаписи; аудиозаписи; табулатура; клавиатура.                                                                                                                                                  

Материально-техническое оснащение:

Помещение для занятий должно быть просторным и звукоизолированным, оборудование соответствовать современному техническому уровню. Для ансамбля необходимо иметь:

- набор электро-усилительной аппаратуры: усилитель, микшерский пульт, колонки;

- набор музыкальных инструментов: бас-гитара, соло-гитара, ударная установ­ка, ритм-гитара, клавишные электромузыкальные инструменты;

- шнуры и пальчиковые джеки для подключения музыкальных инструментов к электро-усилительной аппаратуре;

- набор из барабанных палочек, треугольника, ковбелла, бубна эстрадного, тарелок для ударной установки;

- музыкальный центр, цифровые видеокамера и фотоаппарат, CD и DVD диски, мини-диски, набор ин­струментов для настройки музыкальных инструментов, комплекты запасных струн для гитары ритм, гитары бас, и де­талей для музыкальных инструментов;

- шнуровые и радио-микрофоны, стойки и держатели для микрофонов;

- гитарные процессоры, педали громкости, ритмбоксы;

- компьютер с установленной или выносной звуковой картой, принтер, сканер;

- компьютерные программы для записи и обработки звука;

Используемые образовательные технологии

§ Учебный диалог.  Преподаватель - равноправный участник диалогового общения.

§ Ансамблевая работа. Учащиеся выступают в качестве активных индивидуальных деятелей-исполнителей, и одновременно с тем, учатся слушать и уважать других.

§ Использование ИКТ – привлечение ресурсов интернет при подготовке к занятиям, мероприятиям.

§ Личностно – ориентированный подход в обучении – признание индивидуальности, самобытности, ценности каждого ученика, его развития как индивида. Целью личностно – ориентированного обучения является развитие познавательных способностей учащегося, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Календарный учебный график

 

 

Этапы образовательного процесса

 

1 год

2 год

3 год

 

Продолжительность учебного года, неделя

 

36

36

36

Количество учебных дней

 

 

108

108

108

Продолжительность учебных периодов

 

 

1 учебный год

01.09.2020-31.05.2021

01.09.2020-31.05.2021

01.09.2020-31.05.2021

 

Возраст детей, лет

 

5-18

5-18

5-18

Продолжительность занятия, час

 

 

2

2

2

 

Режим занятия

 

3раза/нед

3раза/нед

3раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

 

 

144+72

144+72

144+72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный  план.

 

                                                 I год обучения.

 

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма

аттестации

1.

 

Основы музыкальной грамоты. Техника безопасности. Певческая установка. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.). Работа над дикцией и артикуляцией

21

 

15

 

6

 

Прослушивание

2.

 

 

 

Индивидуальные и групповые занятия (игра на  инструменте, обучение вокалу, сценическое мастерство). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

96

 

 

 

15

 

 

 

81

 

 

 

Прослушивание

3.

 

Групповые занятия  в ансамбле.

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).

72

 

12

 

60

 

Зачет и  участие в конкурсных выступлениях

4.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты)

27

 

6

21

Участие в отчетных концертах, конкурсах и фестивалях.

 

Итого: 144+72 часа (ансамбль)  216 часов в год.

 


Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения:

Учащиеся должны знать:

      - устройство инструмента, приёмы извлечения звука;

      - правильная посадка и аппликатура;

      - основы нотной грамоты и нотного письма;

      -первичный навык чтения нот;

       -первичные навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммы -минус;.

     - правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой.

Учащиеся должны уметь:

- читать ноты с листа в пределах одной октавы;

-  играть аккорды по буквам;

- исполнять нетрудные пьесы в состава ансамбля;

Форма аттестации:

Тесты по сольфеджио, участие в конкурсах, отчетных концертах.

Содержание изучаемого курса 1 года обучения:

Введение

Теория: экскурсия в историю музыкального коллектива. Беседа об устройстве студии. Формы предстоящей работы: учеба, практика. Правила техники безопасности. Теоретические предметы. Цели и задачи изучения, обоснование необходимости.

Практика: тестирование, прослушивание, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей. Пение под аккомпанемент знакомых песен.

Нотопись

Теория: правописание нот, знаков. Ключи скрипичный и басовый. Такт, размер, другие обозначения (знаки музыкальной выразительности, штрихи, специальные термины, буквы и ноты)

Практика: письменные упражнения по освоению нотного почерка. Ноты, группировки длительности в размерах 2/4, 3/4,4/4. чтение нот в ключах скрипичном и басовом. Штрихи, оттенки, знаки музыкальной выразительности, чтение, анализ материала студии.

Метр и ритм

Теория: понятия и определения новых терминов. Музыка как временной вид искусства. Длительности, простейшие ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Практика: анализ музыкальных примеров и выводы о разной значимости терминов, наблюдения за взаимосвязью и взаимозависимостью. Доля, такт, определение размеров 2/4, 3/4, 4/4. упражнения по теме: «Чтение ритма и анализ на слух в размерах 2/4, 3/4, 4\4»; тактирование, дирижирование, использование учебных пособий и практического материала студии.

Тон и полутон. Знаки альтерации

Теория: понятие, определение, беседы о свойствах музыкального звука.

Практика: использование в качестве пособий музыкальных инструментов: гитары, фортепиано; зрительная наглядность и анатиз на слух. Письменное упражнение: диез, бемоль, бекар. Чтение примеров по нотам.

Лад: мажор, минор

Теория: лад как система. Понятие об устойчивости, неустойчивости

-     опорном звучании отдельных ступеней (I - III - V). Мажор, минор: разность ладовой окраски, особенности тембрового звучания. Специфика построения: тоны и полутоны, их сущность, роль во взаимоотношении ступеней лада, в системе мажора и минора. Виды лада - натуральный, гармонический, мелодический.

Практика: интонационные упражнения: пение ступеней мажора, минора; анализ построения, сходства и различия, анализ на слух. Интонирование - пение тетрахордов - ступеней I - II - III - IV мажора и минора, сравнительный анализ. Построение лада: определенность в последовательности тонов и полутонов. Опевание устойчивых ступеней и пение ступеней I - II - V как опорных, основных; слуховой анализ устойчивости. Запись и чтение примеров. Пение по нотам: упражнения в тональностях до мажор, ля минор.

Тональность. Тонаугьности до трех знаков

Теория: определение тональности как высоты лада. Повторение знаков альтерации, случайные и ключевые знаки.

Практика: построение лада (мажор, минор) от разных нот на разной высоте. Выявление определенной системы, порядка возникновения ключевых знаков. Построение и чтение схемы тональностей (примерно до 3-х - 4-х знаков). Запись, работа в тональностях: интонирование ступней, слуховой анализ, пение по нотам упражнений в тональностях, примерно до трех ключевых знаков.

Интервал. Аккорд

Теория: определение, вывод об интервалах из повседневных жизненных примеров; сущность интервала в музыке. Диссонанс, консонанс; ступеневая, тоновая величина, обозначения. Аккорд как гармоничное, слаженное сочетание звуков; консонантность, слитность трезвучий. Понятия о сокращенной, буквенной записи аккордов (повторение вопросов темы № 2 «буквы и ноты»).

Практика: построение интервалов на ступенях мажора, минора. Устойчивое, неустойчивое звучание интервалов, анализ на слух. Обозначение, письменные упражнения; пение интервалов на студиях до мажор, соль мажор). Построение аккорда-трезвучия. Тоническое трезвучие: пение, слуховой анализ, запись. Мелодическое гармоническое звучание интервалов, аккордов. Анализ музыкальных примеров. Практические работы по записи и чтению аккордов (начальный этап).

Транспозиция. Понятие, выводы.

Теория: понятие, выводы о необходимости из анализа музыкальных примеров. Способы претворения.

Практика: упражнения по транспозиции на определенный интервал вверх, вниз; письменные работы. Пение по нотам в транспорте - в другой тональности. Закрепление материала. Проверка и анализ степени усвоения. Урок - беседа теории музыки под общим заголовком «Вопросы и ответы», подведение итогов работы. Практические упражнения: пение по нотам, интонирование (ступени лада в пройденных тональностях), слуховой анализ.

Клавишные инструменты

Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора. Роль и функция клавишных в ансамбле. Солирующие партии.

Аккомпанемент. Особенности ансамблевого исполнения, его отличие от сольных выступлений.

Ноты, гаммы. Аккорды, арпеджио (нотная грамота), ноты и буквы. Пультовая дека инструмента: тембры, регистры, звуковые эффекты.

Практика: извлечение звука на фортепиано; о специфике работы над игрой - исполнением: упражнения в положении «сидя» и «стоя» за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук.

Понятие о штрихах, обозначениях музыкальной выразительности и приемах игры.

Практические упражнения: чтение, игра, прослушивание и анализ работы. Исполнение: аккомпанирование солисту, другому инструменту (гитаре), группе. Начальные навыки ансамблевой игры.

Струнные

Шестиструнная гитара

Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.

Практика: аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.

Игра от исходной открытой ноты на струне дальше по грифу. Разучивание простейших упражнений (одноголосно, двухголосно).

Фразировка. Баррэ. Приемы игры: легато, стаккато, тремоло, арпеджиато. Динамические оттенки. Авторские песни.

Электрогитара

Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры. Технические характеристики электрогитары, темброблока, усилителей и колонок; правила подключения, использование, хранение. Игра медиатором.

Практика: освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло, игра по буквенно­цифровым обозначениям. Исполнения различных ритмов.

Бас-гитара

Теория: устройство, техническая и тембровая характеристики. Подключение, пользование и хранение, роль в ансамбле.

Практика: положение инструмента, постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца. Игра по нотам в басовом ключе. Штрихи.

Ударные инструменты

(малый барабан, альты, том бас, хай-хет, тарелка).

Теория: сведения об инструменте, устройстве, уход за ним. Ритмы, их обозначение.

Практика: упражнения для развития рук. изготовление приспособления и использование его в работе. Аппликатура. Одиночные ударные «двойки», «двойки с ускорением». Триоли. Синкопа. Упражнения на основе ритмов народов мира.

Основные певческие навыки

Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.

Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Единство художественного и технического. Роль возрастного роста и развития в процессе обучения.

Теория: ознакомление с основами вокального искусства. Первичная установка. Дыхание. Упражнения на дыхание. Понятие атаки звука. Изучение механизма первичного звукообразования.

Практика: артикуляция. Дикция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Пение нефорсированным звуком. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Определение диапазона

голоса и работа над его расширением. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам). Работа над культурой речи. Фразировка. Динамические оттенки. Особенности драматургического развития, художественный образ. Достижение чистого унисона.

Ансамбль

Теория: значение термина «Ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент».

Практика: единовременное начало и окончание игры. Слаженная и уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс между инструментальной и солирующей группами). Развитие музыкально­слуховой дисциплины.

Учебный план II год обучения.

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

 

Основы музыкальной грамоты. Техника безопасности. Певческая установка. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.). Работа над дикцией и артикуляцией

9

 

3

 

6

 

2.

 

 

 

Индивидуальные и групповые занятия (игра на  инструменте, обучение вокалу, сценическое мастерство). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

102

 

 

 

15

 

 

 

87

 

 

 

3.

 

Групповые занятия  в ансамбле.

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).

72

 

12

 

60

 

4.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, участие в конкурсах)

33

 

6

27

 

Итого: 144+72 часа (ансамбль)  216 часов в год.

 

.

Прогнозируемые результаты после 2-го года обучения:

Должны знать (2 год обучения):

  • историю своих музыкальных инструментов; 
  • буквенное обозначение нот и аккордов; 
  • не менее 10 – 15 произведений военно-патриотического и эстрадного направлений. 

Должны уметь (2 год обучения): 

  • слышать сопутствующие инструменты группы; 
  • играть аккорды, обороты, ритмы и переборы; 
  • подключать звукоусиливающую аппаратуру 

Ожидаемые результаты (2 год обучения): 

  • владеть на уровне второго года обучения своим музыкальным инструментом; 
  • работа с аудиторией; 
  • сценические движения; 
  • регулировка музыкальных инструментов; 

Форма аттестации:

Тесты по сольфеджио, участие в конкурсах, отчетных концертах.

Содержание изучаемого курса 2 года обучения:

Аббревиатура

Теория: аббревиатура (сокращенные обозначения нотного письма). Цель, необходимость, приемлемость в ансамблевой музыке: способы претворения.

Практика: буквенные обозначения: ноты, аккорды; упражнения по чтению; пение, игра на инструменте. Другие способы сокращения нотного письма. Письменные упражнения.

Интервал. Аккорд. Гармония как предмет.

Теория: интервал как элемент гармонии; созвучность (согласие) и диссонантность (противоречие) ступеней лада. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд - определение. Гармония как ладовая основа, фундамент, опора мелодии. Закономерная связь интервалов, созвучий; новая сфера выразительных средств музыки.

Практика: интервалы в ладу в новой интерпретации темы. Пение интервальных последовательностей, выявление их устойчивости, неустойчивости, тяготения к разрешению. Трезвучия и их роль (функция) в ладу. Трезвучия главных ступеней: построение, пение, запись, игра на инструменте, анализ на слух. Трезвучия других ступеней. Функциональность и фонизм (обзор).

Аккордовые последовательности.

Теория: роль гармонии, функциональная основа музыки (продолжение темы).

Практика: письменные упражнения в построении аккордовых последовательностей. Пение по голосам, игра на инструменте, анализ на слух. Работа по материалу студии: понятие о тональном плане, запись на слух:

а) нотными знаками, б) буквенными знаками (аббревиатура письма).

Гармонизация мелодии

Теория: «Гармония» (продолжение темы).

Практика: практические работы по гармонизации: нотная запись мелодии и подбор по слуху определенных аккордов, функций лада; запись (аббревиатурно, буквенными обозначениями) аккордов по тактам, продолжение упражнений по слуховому анализу музыкального материала. Упражнения по систематизации закономерностей гармонии: голосоведение, правила удвоения в 4-голосии, соединение аккордов главных ступеней лада; письменные работы и игра на инструменте, пение.

Склад и фактура

Теория: понятие о музыкальной ткани, о типах изложения одного материала разными способами.

Практика: анализ музыкальных примеров: аккордовая фактура разложенная, развернутая музыкальная ткань. Анализ партитур студии, сочетание различных способов изложения музыкального материала как одно из средств выразительности.

Полифония в музыке ВИА

Теория: понятия: подголосочность, разнотемность; имитация, контрастность; противосложение; контрапункт.

Практика: полифония как склад музыкального письма. Вид, жанр, экскурс в историю музыки. Непрерывность движения, заполнение «пустых» тактов. Контрапункт как средство художественной выразительности. Тематический контраст и тематическое сходство, имитация. Элементы полифонии во всех жанрах музыки; анализ примеров.

Электроклавишные

Теория: техническая характеристика, принцип эксплуатации, правила техники безопасности. Мануалы, чистые и смешанные тембры, музыкальная оправданность эффектов.

Практика: техника исполнения, ее совершенствование, упражнения, пьесы, этюды, песни репертуара студии. Запись и чтение буквенно-аккордовых схем в тональностях до 5 знаков. Импровизация на основе музыкальной грамоты, сольфеджио; практические работы по сочинению. Солирующая и аккомпанирующая функция инструмента: роль подголосочной полифонии (контрапункта) и ее практическое применение; педальное задержание и его значение. Разучивание партий в песнях и пьесах. Исполнение партий в составе ансамбля. Понимание своей роли в каждом произведении. Значение штрихов, пометок в нотах - партиях клавишных и партитурах; динамические оттенки, музыкальность исполнения.

Электрогитара, гитара

Теория: закрепление знаний первого года обучения; техника безопасности; настройка инструмента, тембры.

Практика: исполнение гамм, аккордов, пьес в различных позициях, тональностях. Чтение нот с листа, аккордов по буквенно-цифровому обозначению. Отработка техники: аккорды, арпеджио, легато, глиссандо, пиццикато, вибрато, тремоло. Исполнение различных ритмических рисунков.

Бас-гитара

Теория: закрепление знаний первого года обучения, настройка инструмента, тембры.

Практика: игра, стоя, сидя. Игра по нотам, буквенно-цифровому обозначению. Штрихи. Типы басовой партии: аккордовый и гаммообразный.

Ударные инструменты

Теория: устройство и правильная эксплуатация установки. Нотная запись ритмов.

Практика: исполнение различных ритмов (по записи их на слух). Продолжение изучения ритмов народов мира. Подготовка сольных композиций.

Вокальная группа

Теория: повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, округлым, сформированным звуком. Выравнивание регистров.

Практика: упражнение на артикуляцию. Вокально-ансамблевая работа.

Одновременное дыхание и атака звука. Правильная вокализация, единая подтекстовка. Унисонное пение. Элементы двух - трехголосия, пение гармонических интервалов. Пение аккордов. Пение различных ступеней гаммы. Знакомство с элементами джазового пения. Импровизация. Выработка дыхания. Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы. Исполнение ансамблем.

Ансамбль

Теория: роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом.

Практика: дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами. Разучивание песен и инструментальных пьес и их исполнение.

Основы сценического движения

Теория: характер музыки. Особенности ритмов исполняемой музыки. Работа с режиссером.

Практика: подчинение движения характеру музыки и текста. Постановка номеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный  план III год обучения.

 

 

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

 

Основы музыкальной грамоты. Техника безопасности. Певческая установка. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.). Работа над дикцией и артикуляцией

9

 

3

 

6

 

2.

 

 

 

Индивидуальные и групповые занятия (игра на  инструменте, обучение вокалу, сценическое мастерство). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

102

 

 

 

15

 

 

 

87

 

 

 

3.

 

Групповые занятия  в ансамбле.

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).

72

 

12

 

60

 

4.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, участие в конкурсах)

33

 

6

27

 

Итого: 144+72 часа (ансамбль)  216часов в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты после 3-го года обучения:

Должны знать (3 год обучения):

  • историю своих музыкальных инструментов; 
  • буквенное обозначение нот и аккордов; 
  • обращения аккордов; 
  • аккордовую аранжировку; 
  • выразительность и стиль 

Должны уметь (3 год обучения): 

  • самостоятельно снимать музыкальные произведения; 
  • извлечение звука медиатором. 

Ожидаемые результаты (3 год обучения): 

  • самостоятельно, в составе группы исполнять музыкальные произведения без присутствия руководителя или отдельного инструмента группы 

Форма аттестации:

Тесты по сольфеджио, участие в конкурсах, отчетных концертах.

 

Содержание изучаемого курса 3 года обучения:

Первое полугодие

Основа работы - подготовка нового репертуара, досуговых и развлекательных программ. Работа над сценическим движением, развитием воображения, фантазии, знакомство с работой художника- оформителя, буфатора.

Профессиональная подготовка по индивидуальным планам.

История эстрадной музыки XX века

Эстрадное искусство. Разнообразие форм исполнительного творчества. Советский период, Театрализованный джаз Л.утесова;

музыка И.Дунаевского, Л.Книппера, М.Блантера и др; массовая песня. Хоровая музыка.

Вокально-инструментальный ансамбль как новое направление в искусстве

Ансамблевое и сольное пение. Расцвет музыки вокально-                                          

инструментальных ансамблей во второй половине XX века.

Стилистические черты как творческий портрет ансамбля.

Технические возможности и новые средства музыкальной выразительности. Театральность, сценичность в исполните гьской                                                         

деятельности. Социально-экономические явления, их отражение в творчестве групп. Ансамбли в нашей стране и за рубежом.                                                                     

 

Вопросы музыкальной -формы

Формы: понятие, представление. Художественная форма в других видах искусства: литература, театр, архитектура.                                                                                   

Музыкальная речь и ее строение. Фраза, предложение. Куплетная форма.                

Гармония, ее решающая роль в формообразовании. Повторность кадансов и членение формы. Симметричные, квадратные построения;                                                        

тональный план. Свободная импровизация па гармонической основе.

Тема и ее варианты: анализ музыкальных примеров, выводы. Творческая                 

деятельность: сочинение, импровизация на тему, импровизация на бас                     

(элементы джазовой импровизации).                                                                           

Специализированный курс теории - сольфеджио

Метроритмика в новой стадии понимания. Чтение, запись. Дальнейшее освоение материала по теме «Лад и тональность», Работа над чистотой интонации, интервалика, аккордика («лад как система»),                                                                                    

слуховой анализ, диктант.                                                                                            

Пение по нотам, одноголосие, двухголосие. Анализ произведений:                           

форма, тональный план. Практические упражнения на инструменте по                     

вопросам гармонии.    

Клавишная техника как элемент единства ансамбля, студии

Чтение фонограмм, магнитофонных записей; снятие партий, подготовка концертных номеров.

Импровизационные упражнения на джазовой основе (см; теория, «вопросы музыкальной формы»).

Совершенствование техники игры. Гаммы, этюды, упражнения. Игра по нотам; подбор на слух.

Прослушивание, анализ исполнения произведений других студий, коллективов, ансамблей.

Анализ работы, художественная оценка своего коллектива.

Концертная группа.

Вокально-ансамблевая работа

Закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное, цепное дыхание, единая подтекстовка, фразировка, ансамбль).

Расширение певческого диапазона. Работа над тембром, чистотой интонирования. Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение аккордов. Работа над трехголосием. Разучивание репертуара ансамбля. Сольное пение с собственным аккомпанементом. Основы гармонии и строение музыкальной формы.

Ансамбль

Повторение и закрепление навыков ансамблевой игры. Функция и роль каждого инструмента. Звуковой баланс. Разучивание песен и пьес. Исполнение вместе с солистами. Звуковой баланс между пением и сопровождением, сото и аккомпанементом. Раскрытие художественного образа. Импровизация. Игра с листа.

 

План воспитательной работы на 2020-2021 учебный год

п/п

Содержание работы

Срок

Отметка о выполнении

1

День открытых дверей

сентябрь

2

Экскурсионный маршрут г. Брат

сентября





3

Тематическая беседа «Лучший подарок-песня». Подготовка праздничных номеров к Дню учителя.

Сентябрь

4

Концертная программа для родителей «Осенний марафон»

октябрь



5

Музыкально-песенное мероприятие  «День пожилого человека»

октябрь

 

6

музыкальная гостинная «Когда мы едины- мы непобедимы»

Ноябрь

7

Тематическая беседа «Песенный ансамбль-творческий коллектив».

Ноябрь



8

Музыкально-песенное мероприятие  «День матери »

ноябрь

 

9

Тематическая беседа «Как рационально организовать своё время вокалисту для участия в школьных и классных мероприятиях»

Декабрь



10

Участие в Новогодних утренниках. Подготовка песен к мероприятию «Новый год »

Декабрь

11

Рождественские посиделки.

Январь

12

Тематическая беседа «Конкурсное концертное выступление - совместный проект родителя и ребенка».

Февраль



13

Музыкальная гостинная к мероприятию «День защитника Отечества»

Февраль

14

Музыкальная гостинная «Международный женский день »

Март

15

Музыкально - песенное сопровождение мероприятий  «Ученик года», « Воспитатель года», «Учитель года»

апрель

16

Родительское собрание с концертом обучающихся.

май

17

Памятные даты.. «День Великой победы»

май

 

18

Концертно–развлекательная программа для детских площадок по отдельному графику

июнь

 



 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио: для 1-2 кл. ДМШ, - Л: Советский композитор, 1979.

 

Морген Л. Школа-самоучитель игры на бас-гитаре. М.: Просвещение, 1983г.

 

Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей. М.: Просвещение, 1983г.

Берков В. Гармония: Учебник. - М: Музыка, 1970.

 

Вахромеев В. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1975.

Дмитриев Л , Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.

 

Яшкин В. Вокально-инструментальные ансамбли. М.: Просвещение, 1980г.

Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения дчя малого барабана. - М.: Музыка, 1994

Максимов С. Музыкальная грамота. - М.: Музыка, 1979.

 

Портнов Б. Концертный комплекс электромузыкальных инструментов. М.: Просвещение, 1993г.

Панайотов Л. Самоучитель игры на гитаре (электрогитаре). - М.: Музыка, 1979.

 

Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. М.: Просвещение, 1980г.

 

Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах. М.: Просвещение, 1979г.

 

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Просвещение,1983г.

Бранд В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля (Методическое пособие).

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Зильберквит М. Мир музыки. М., 1998.

 Клёнов А. Там, где музыка живет. М., 1994. 3.

 Мильто И. Поговорим о музыке. Минск, 1996

 Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.

 Феофанов О. Рок-музыка вчера и сегодня. М., 1998.

Ровнев В. Работа самостоятельного вокального ансамбля. Л., 1973. 14.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М., 1982.

Яшкин В. Вокально-инструментальный ансамбль. М., 2000.

Браславский Д. Эстрадные ансамбли. М., 1974.

Дощечко Н. Гармония в джазовой и эстрадной музыке. М., 1983

 

                                   

                                   


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеразвивающая программа "Студия Лик" (вокальное исполнительство, инструментальная музыка)

Дополнительная общеразвивающая программа "Студия Лик" (вокальное исполнительство, инструментальная музыка)

Пояснительная записка Данная программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, развитие их художественных способностей и склонностей

Пояснительная записка Данная программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, развитие их художественных способностей и склонностей

Задачи программы: ·

Задачи программы: ·

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Должны уметь (1 год обучения): слышать сопутствующие инструменты группы; играть основные ритмы, стили

Должны уметь (1 год обучения): слышать сопутствующие инструменты группы; играть основные ритмы, стили

В целом программа музыкального творчества носит комплексный характер, обеспечивая развитие у учащихся их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения

В целом программа музыкального творчества носит комплексный характер, обеспечивая развитие у учащихся их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения

Условия реализации программы.

Условия реализации программы.

Используемые образовательные технологии §

Используемые образовательные технологии §

Календарный учебный график

Календарный учебный график

Учебный план.

Учебный план.

Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения:

Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения:

Тон и полутон. Знаки альтерации

Тон и полутон. Знаки альтерации

Анализ музыкальных примеров. Практические работы по записи и чтению аккордов (начальный этап)

Анализ музыкальных примеров. Практические работы по записи и чтению аккордов (начальный этап)

Электрогитара Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности

Электрогитара Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности

Понятие «аккомпанемент». Практика: единовременное начало и окончание игры

Понятие «аккомпанемент». Практика: единовременное начало и окончание игры

Прогнозируемые результаты после 2-го года обучения:

Прогнозируемые результаты после 2-го года обучения:

Трезвучия других ступеней. Функциональность и фонизм (обзор)

Трезвучия других ступеней. Функциональность и фонизм (обзор)

Элементы полифонии во всех жанрах музыки; анализ примеров

Элементы полифонии во всех жанрах музыки; анализ примеров

Практика : исполнение различных ритмов (по записи их на слух)

Практика : исполнение различных ритмов (по записи их на слух)

Учебный план II I год обучения

Учебный план II I год обучения

Прогнозируемые результаты после 3-го года обучения:

Прогнозируемые результаты после 3-го года обучения:

Ансамблевое и сольное пение. Расцвет музыки вокально- инструментальных ансамблей во второй половине

Ансамблевое и сольное пение. Расцвет музыки вокально- инструментальных ансамблей во второй половине

Звуковой баланс. Разучивание песен и пьес

Звуковой баланс. Разучивание песен и пьес

Тематическая беседа «Как рационально организовать своё время вокалисту для участия в школьных и классных мероприятиях»

Тематическая беседа «Как рационально организовать своё время вокалисту для участия в школьных и классных мероприятиях»

ЛИТЕРАТУРА Баева Н ., Зебряк

ЛИТЕРАТУРА Баева Н ., Зебряк

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024