«Развитие творческих способностей школьников на основе визуального мышления».
Оценка 4.9

«Развитие творческих способностей школьников на основе визуального мышления».

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитание
7 кл—11 кл
10.02.2021
«Развитие творческих способностей  школьников на основе визуального мышления».
Слайд 1. Учитель – это тонкая работа. Он – скульптор, он – художник, Он – творец. Не должен ошибиться ни на йоту, Ведь человек – труда его венец. - Я рада приветствовать всех участников конкурса. В Филипповской основной общеобразовательной школе я работаю второй год. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направить ее в нужное русло. Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают мне проложить тропинку к детским душам. Слайд 2. Мой педагогический проект называется «Развитие творческих способностей школьников на основе визуального мышления». Развитие в человеке прекрасного происходит посредством его видения мира, таким образом прослеживается взаимосвязь между творчеством, визуальным мышлением и воображением. Только благодаря данной связи человек способен развиваться как творческая личность. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала. Часто встает вопрос о том, как можно более эффективно организовать работу учащихся в целом и работу с информацией в частности, а кроме этого еще и развивать творческие способности. Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из огромного информационного потока. А потом сохранить это и воспроизвести. В результате изучения опыта работы школы, полученных результатов, я пришла к выводу, что есть технологии, помогающие использовать более полно возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании. С помощью инструментов и методик визуального мышления я могу соединить логическую и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта.
Педагогический проект-1.docx

         Педагогический
проект

Развитие творческих способностей
младших школьников
на основе визуального мышления

 

 

 

 

Слайд 1.

Учитель – это тонкая работа.

Он – скульптор, он – художник,

Он – творец.

Не должен ошибиться ни на йоту,

Ведь человек – труда его венец.

- Я рада приветствовать всех участников конкурса.

 

   В Филипповской основной общеобразовательной школе я работаю второй год. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направить ее в нужное русло. Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают мне проложить тропинку к детским душам.

Слайд 2.

   Мой педагогический проект называется «Развитие творческих способностей  школьников на основе визуального мышления».

Развитие в человеке прекрасного происходит посредством его видения мира, таким образом прослеживается взаимосвязь между творчеством, визуальным мышлением и воображением. Только благодаря данной связи человек способен развиваться как творческая личность.

 

 В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

 

   Часто встает вопрос о том, как можно более эффективно организовать работу учащихся в целом и работу с информацией в частности, а кроме этого еще и развивать творческие способности. Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из огромного информационного потока. А потом сохранить это и воспроизвести.

     В результате изучения опыта работы школы, полученных результатов, я пришла к выводу, что есть технологии, помогающие использовать более полно возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.

     С помощью инструментов и методик визуального мышления я могу соединить логическую и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта.

 

Слайд 3

 

Цель проекта

  Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Слайд 4.

Задачи проекта

·       Формирование нового стиля мышления

·       Развитие базовых качеств личности

·       Стимулирование самостоятельной творческой деятельности

·       Создание банка эффективных методов визуального мышления

Слайд 5

Концептуальные положения

Концептуальной основой моего проекта являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления, школа творчества Игоря Павловича Волкова.

Объёкт исследования –школьник.

Предмет проектирования -познавательная  деятельность в процессе визуального мышления.

Гипотеза – познавательная деятельность и развитие творческих способностей в процессе визуального мышления.

 

Данный проект долгосрочный рассчитан на 4 года обучения (5-6классы)

Слайд 6.

Проект организован по трем этапам

Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), так называемый паспорт проекта, выявление и учет индивидуальных творческих способностей.

Основной (деятельностный)- Развитие творческих способностей на основе визуального мышления

         Создание учебных предметных моделей (переход от реалистичного изображения к абстрактных схемам, рисункам)

         Разработка творческих проектов

         Участие в творческих конкурсах и олимпиадах

         Создание базы творческих работ учащихся.

Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии визуального мышления, оценивание результатов творчества.

Слайд 7.

 Для того, чтобы помочь ребятам «определить» свои способности, а также выявить уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе проекта я провела исследование способностей детей. Все задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности .

 Исследование творческих способностей детей

Задания

1.              Раздели лист пополам прямой горизонтальной линией,

2.              Раздели лист на три части двумя вертикальными линиями.

3.              В левой верхней части листа нарисуй треугольник.

         4.   Если тебе нравится рисовать, раскрась треугольник в красный цвет; если не очень нравится -в синий; совсем не нравится - в черный.

     5.В средней верхней части листа нарисуй квадрат.

6.Если тебе кажется, что ты умеешь хорошо рисовать, раскрась квадрат в красный цвет; не очень - в синий; если тебе кажется, что совсем не умеешь - в черный.

    7.В правой верхней части листа нарисуй круг.

    8.Представь, что это волшебный шар. Если бы он был волшебным, как бы он был раскрашен? Раскрась.

    9.В левой нижней части листа нарисуй человека - мальчика или девочку,

   10.В средней нижней части листа нарисуй любое животное.

   11.В правой нижней части листа нарисуй любой транспорт.

·                      задания 1-3, 5, 7, 9,10,11 направлены на исследование уровня развития пространственных представлений ("пополам", "левый", "верхний" и т. д.);

·                   задания 3-8 - исследование уровня развития восприятия цвета, формы;

·                   задания 3,4, 7 - исследование способности соотносить изображение эталонному образцу;

·                   задания 8-11 - исследование творческих возможностей.

По итогам исследования необходимо заполнить бланк, в котором проставляются отметки, обозначающие уровни развития у ребенка тех или иных навыков, а именно:

·                   В - высокий уровень (3 балла);

·                   С - средний уровень (2 балла);

·                   Н - низкий уровень (1 балл).

 

 

Слайд 8

 

Динамика отслеживается по следующим критериям:

1.        Развитие пространственных представлений:

·                   высокий уровень - ребенок свободно, без ошибок ориентируется на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), точно соблюдает соотношение и наличие частей, деталей;

·                   средний уровень - не всегда точно ориентируется на листе, в соотношении и наличии частей, деталей, их расположении в пространстве;

·                   низкий уровень - не ориентируется на листе и в пространстве, не соблюдает соотношение частей, деталей.

2.        Развитие восприятия цвета, формы:

·                   высокий уровень - различает основные и вспомогательные цвета, формы;

·                   средний уровень - различает основные цвета и формы, вспомогательные - не всегда;

·                   низкий уровень ~ не различает ни основные, ни вспомогательные цвета и формы.

3.        Соотношение изображения эталонному образцу:

·                   высокий уровень - изображение соответствует образцу;

·                   средний уровень - в целом изображение соответствует образцу, но есть небольшие по грешности;

·                   низкий уровень - изображение не соответствует образцу.

4.        Развитие графомоторных навыков:

·                   высокий уровень - движения у ребенка точные, прослеживается хороший контроль за силой, амплитудой, скоростью и ритмичностью движений;

·                   средний уровень - не всегда отмечается точность движений, регуляция их силы, амплитуды, скорости, ритмичности и контроля за ними;

·                   низкий уровень - движения неточные, нет контроля за силой, амплитудой, скоростью и ритмичностью движений, постоянно пользуется ластиком.

5.        Развитие творческих возможностей:

·                   высокий уровень - ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, выразительность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;

·                   средний уровень - иногда проявляет творческую инициативу, с удовольствием принимает участие в предлагаемых творческих заданиях, стремится улучшить свои изобразительные навыки;

·                   низкий уровень - не проявляет творческой инициативы, отказывается от творческих заданий или не доводит их до конца. На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом. Кроме того, это помогает при распределении поручений в коллективе – кому комфортнее в каком экипаже.

Слайд 9.

Сейчас проект находится на основном этапе работы. Приведу примеры наиболее интересных и удачных приемов. У учащихся хорошо развито наглядно-образное мышление. Младшие школьники мыслят образами, визуальными образами. Проще говоря, картинками. При этом, чем более эмоционально этот образ окрашен, тем сильнее он остается в памяти ребенка. Технология развития визуального мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, которые можно использовать на разных этапах урока.

Так в 4 классе  на уроке окружающего мира при изучении нового материала «Природные ресурсы» мы с ребятами создавали учебную предметную модель для понятия «ресурс».

 Первый технологический этап – индивидуальное создание гипотезы. Учитель предлагает ребус. Дети отгадывают слово «фигура». Называют, какие фигуры изображены.

Далее в процессе актуализации знаний учащиеся вспоминают, чтобы назвать ресурсы нужны условные обозначения. Каждому ресурсу соответствует определённое обозначение, определённая фигура. Чтобы выбрать соответствующую фигуру ресурсу, нужно ассоциировать её с определённым ресурсом. На втором этапе – работа в парах идет определение: какая фигур больше подойдет на обозначение  данного ресурса? Почему? А на третьем этапе – афиширование – учащиеся доказывают, почему выбрали ту или иную фигуру..

На уроках окружающего мира часто использую прием «Выглядит, как… Похоже на.…». Этот прием работает хорошо на смысловой стадии, направлен на присвоение «понятий, терминов», учит детей словесному рисованию. Ребята очень любят придумывать ассоциации и фиксировать их в виде схемы или рисунка.

   Для того, чтобы повысить познавательный интерес, я предлагаю учащимся на уроках карточки для индивидуальной работы, выполненные на разных геометрических фигурах разных цветов (основываясь на ранее проведенных опросах), используя предметные картинки. Так оказалось, что больше всего детям нравятся зеленый, красный, желтый цвета. Эти элементарные визуальные предпочтения помогают ученику положительно настроится на предлагаемую работу.

Слайд 10

    В рамках проекта большое внимание отводится творческой «писательской» деятельности детей, которая отражает их способность мыслить словесно-художественными образами. Причем свои произведения ребята представляют в виде комбинированной работы – мини-проекты: книжки-малышки, иллюстрированные журналы. Несколько человек из класса регулярно знакомят нас со своим литературным творчеством: сказки, рассказы, загадки собственного сочинения. Наглядный пример выполненных работ стимулирует и других учащихся класса. Они хотят участвовать в творческих заданиях, стараются отличится.

Слайд 11, 12, 13

В арсенале технологии визуального мышления, также как и во многих других общепедагогических технологиях, есть так называемая «система погружения, т.е. «погружаю» в окружающий нас мир. Мы наблюдаем за природными процессами, растительным и животным миром. И  затем воплощаем эти наблюдения в своём творчестве: выполнение поделок, апликаций из природного материала. Выполняем поделки из синтетических материалов, пластика, пластмасс, которые могут быть загрязнителями окружающей среды.. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: словесное, изобразительное и цветовое решение, материал, назначение.

Без взаимодействия с родительской общественностью система работы над проектом была бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю к созданию необходимых декораций, наглядности, портфолио учащихся. Родители с удовольствием участвуют в жизни класса, выполняют с ребятами совместные проекты. Традицией класса стала встреча с родителями – представителями разных профессий (в гостях уже побывали детский библиотекарь, врач, сотрудник ГИБДД). Наглядный пример – лучшее средство обучения и воспитания.

Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу,  выставка работ, награждение грамотами, дипломами, присвоение званий. Но главным подведением итогов является заполнение Творческой тетради каждым учеником. Идея  взята из системы И.П. Волкова, который разработал творческие книжки школьника. Моя творческая тетрадь – это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие)работы, выполненные сверх учебной программы. Например, участие в выставках и конкурсах, сообщения, музыкальные выступления. По окончании определенного периода тетрадь заверяется классным руководителем или другими лицами.

Слайд 14

Работа над проектом продолжается, так как сферы применения визуального мышления очень разнообразны.

·       Если возникла учебная проблема и нужно найти лучший способ решения

·       Если вы хотите, чтобы дети создавали новые идеи

·       Если вы хотите, чтобы они более эффективно делились своими мыслями с другими детьми

·       Если вы хотите сделать обучение чему-либо более интересным и быстрым

Тогда визуальное мышление – это для вас. Как говорится: «Картинка стоит тысячи слов!»

 

Материалы данного проекта, а также другие разработки и творческие работы мои и моих учеников можно найти на моем сайте. Буду рад увидеть Ваши комментарии, советы и отзывы. Спасибо за внимание!

 

 


 

«Развитие творческих способностей школьников на основе визуального мышления».

«Развитие творческих способностей  школьников на основе визуального мышления».

Слайд 1. Учитель – это тонкая работа

Слайд 1. Учитель – это тонкая работа

Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из огромного информационного потока

Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из огромного информационного потока

Объёкт исследования –школьник.

Объёкт исследования –школьник.

Все задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности

Все задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности

Слайд 8 Динамика отслеживается по следующим критериям: 1

Слайд 8 Динамика отслеживается по следующим критериям: 1

На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом

На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом

На уроках окружающего мира часто использую прием «Выглядит, как…

На уроках окружающего мира часто использую прием «Выглядит, как…

Мы наблюдаем за природными процессами, растительным и животным миром

Мы наблюдаем за природными процессами, растительным и животным миром

Слайд 14 Работа над проектом продолжается, так как сферы применения визуального мышления очень разнообразны

Слайд 14 Работа над проектом продолжается, так как сферы применения визуального мышления очень разнообразны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2021