Развитие творческих способностей учащихся
в детской школе искусств
Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения сложна и многогранна. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творчества – объективные и субъективные стороны. Объективная сторона творчества определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта. Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества. Новизна конечного продукта, состояние вдохновения, внезапность догадки могут иметь субъективный характер. Другой особенностью развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача для учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а так же форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.
Еще К.Д.Ушинский писал: «Воспитатель, который торопится с укоренением привычек и навыков, рискует вовсе не укоренить их». Гаммы, аккорды, чтение с листа – все должно быть направлено и обращено к исполнительству детей, к развитию их творческих способностей, в каждом упражнении необходимо ставить перед учащимися исполнительскую задачу.
С первых шагов необходимо приучать детей к самостоятельности, научить их выполнять ряд элементарных операций. К примеру, сделать самостоятельно простейший анализ мелодии, фрагмента пьесы и т.д. «Учителя нетерпеливые, подсказывающие ребенку, как только он запнется, портят память детей». (К.Д.Ушинский).
Активное «вмешательство» (подыгрывание, подпевание, топание) в исполнительский процесс учащегося забирает у педагога определенное количество творческой энергии и ограничивает возможность его слуха. Без такого вмешательства у ребенка появляется возможность самостоятельной работы, а также повышается ответственность по отношению к авторским указаниям. Больше доверия детям и терпения.
Одной из форм творческой деятельности является организация и проведение тематического концерта класса. Каждая тема в новой концертной программе – это очередная ступенька лестницы, ведущей к овладению основами музыкальной культуры. Тема – стержень, вокруг которого объединяются на уроке все виды музыкальной учебной деятельности. Тема – импульс к созданию на занятиях проблемных ситуаций, требующих самостоятельного «погружения» в музыку, самостоятельных размышлений о ней. Эта форма деятельности имеет широкую музыкально – эстетическую направленность.
Многолетний опыт работы с детьми убеждает в том, что учащиеся чрезвычайно заинтересованно воспринимают те методы педагогического воздействия, которые предполагают проявление их собственной активности и инициативы.
При подготовке к творческим концертам класса «Ручеек грустит и улыбается» («Детский альбом» Ю.Лазаревой) и «Испанские зарисовки» учащиеся моего класса наряду с освоением музыкально – теоретического материала активно занимались созданием сценария, подготовкой декораций, подбором костюмов. Родители учащихся также активно были вовлечены в этот творческий процесс. Такой подход объединяет вокруг себя все возможные формы учебной музыкальной деятельности на уроке и является средством проникновения в закономерности музыкального искусства. Тем самым достигается органичная целостность музыкальных занятий.
Одной из задач в обучении является развитие у детей музыкального восприятия. Восприятие музыки – это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Вспомним высказывание Г.М.Когана: «В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать – не умеют писать, где не умеют слушать – не умеют играть».
Принципиально важна в формировании музыкальной культуры учащихся последовательность развития их музыкального восприятия.
При этом происходит переосмысление функций разных видов деятельности. Применительно к занятиям, здесь можно говорить не только о пении, игре на инструменте, а об исполнительстве в целом. Ставятся новые задачи - средствами фортепианного исполнительства способствовать повышению культуры музыкального восприятия.
Педагог – практик решает ряд проблем, одной из которых является учет того жизненного и музыкального опыта, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу. Нельзя забывать, что ребенок в дошкольный период усваивал определенные умения и навыки, приобретал слуховой опыт и доступные ему знания, приобщался к различным видам музыкальной деятельности, т.е. проявлял свои музыкально – сенсорные способности и избирательное отношение к музыке. Недооценка, также как и переоценка детского музыкального опыта может привести к неверному построению процесса обучения, а это в свою очередь, повлечет за собой потерю у шестилетних детей интереса к урокам музыки.
Взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы, а также обеспечения дальнейшей перспективы музыкального развития младших школьников с учетом ранее накопленного ими опыта требует от педагога тщательного изучения возможностей шестилетних детей, уровней их музыкального развития, а, следовательно, и целенаправленного отбора содержания, форм и методов музыкального обучения и воспитания.
В школе искусств существует многолетняя отлаженная система взаимодействия с ДОУ, а также СОШ. Учащиеся отделений школы выступают с агитационными концертами перед ребятами старших и подготовительных групп д/с. Дети из ДОУ приходят в школу искусств на концерты, а также на экскурсию по школе. Осматривают музыкальные и теоретические классы, инструменты. Преподаватели школы беседуют с музыкальными руководителями и педагогами ДОУ. Выявляют способных и одаренных детей. Встречаются с родителями детей старших и подготовительных групп ДОУ. Тем самым обеспечивается взаимодействие и преемственность в работе ДОУ и музыкальной школы.
В связи с обновлением содержания образования особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования. Целенаправленное интенсивное развитие стало одной из центральных задач обучения. Существует целая программа для одаренных детей: это специальные репертуарные программы повышенной сложности, это дополнительные часы к основной нагрузке в школе, это возможность для одаренных учащихся регулярно выступать в концертах и конкурсах разного уровня.
Современная педагогика признает различные пути обучения, но достижение целей возможно через инновационную деятельность педагога и учащегося. Перед нашими преподавателями были поставлены задачи по обновлению и поиску новых форм и методов работы. Примером таких новаций может служить создание проектов «Классическая музыка детям» и «Как много вокруг интересного», и это только на фортепианном отделении.
Проведение в школе конкурсов различного уровня можно рассматривать как создание «музыкально – развивающей среды» учреждения. Межрегиональный конкурс «Звенит струна, рояль играет, и звонко льются голоса» на базе нашей школы дал импульс к активной подготовке учащихся не только фортепианного отделения, но и вокального, и народного отделений.
Создание специальной музыкально-развивающей среды учреждения определяет новые требования к профессиональной деятельности педагогов и их взаимодействию в решении проблем развития творческих способностей детей.
Реализация педагогической модели развития творческого потенциала учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий способствует формированию у учащихся исследовательской активности, побуждению к приобретению новых знаний, умению ориентироваться в изменяющемся потоке информации, повышению уровня развития творческого потенциала личности.
Список литературы:
1.Даринская Л.А. «Педагогика творческого развития личности» С-Пб, 2007;
2.Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» учебное пособие. М.; Издательский центр академия, 2002.
3.Александрова Е.Н. «К вопросу о развитии творческих способностей дошкольников средствами дополнительного музыкального образования», 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.