"Развитие творческого мышления у учащихся начальной школы" - педагогический опыт
Оценка 4.7

"Развитие творческого мышления у учащихся начальной школы" - педагогический опыт

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
преподавание
1 кл—4 кл
07.08.2022
"Развитие творческого мышления у учащихся  начальной школы" - педагогический опыт
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Перед многими педагогами встала проблема: что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Получилось противоречие: обучающиеся должны иметь возможность для формирования универсальных учебных действий, и не имеют этих возможностей в достаточной мере. Следует организовать условия, инициирующие детское действие, при котором основным средством является учебное задание, и дать обучающимся такие инструменты, приёмы и методы, которые формируют умение самостоятельно либо в сотрудничестве добывать новые знания, собирать необходимую информацию, размышлять, анализировать, планировать, осуществлять действия, контролировать и оценивать свой способ действия и результат. И развитие творческого мышления, как раз и будет способствовать развитию умения справляется с выше перечисленными заданиями. Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, формируется креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.
Развитие творческого мышления у учащихся .docx

«Развитие творческого мышления у учащихся

начальной школы»

Тимофеенко Елены Сергеевны,

учителя начальных классов МОАУСОШ № 4 им.А.И.Миргородскогог.Новокубанска

 

Проблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих дидактических и методических проблем образовательного процесса.Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

В начальных классах, особенно в первом, только начинают формироваться способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.Именно в этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новыетребования, новая социальная роль ученика, принципиально новый виддеятельности – учебная деятельность. В школе меняются интересы, ценностиребенка, он приобретает не только знание и умение, но и определенныйсоциальный статус. Охарактеризуем социальную ситуацию в младшемшкольном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленькихшкольников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена распорядка дня.

6. Укрепляется новая внутренняя позиция.

7. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими

людьми.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится

мышление.

     Современное содержание начального образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

     Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, формируется креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.

     Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления,

Так что же такое творческое мышление, его еще принято называть креативным мышлением…. Творческое (креативное) мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач. Элементы творчества могут присутствовать во всех видах деятельности человека и присущи любому нормальному ребенку – нужно только суметь вовремя их раскрыть.

     Для создания благоприятных условий развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения я используютворческие задания на всех уроках и во внеурочное время, используяразличные приемы– и считаю, что эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов.

     Например, на своих  уроках я стараюсь использовать такие типы заданий и задач как: составление тестов, стихотворения математического характера, придумывание загадок в стихах, закрепление правил по русскому языку в картинках. Также предлагаю своим учащимся решить задачи с несформулированным вопросом, задачи на сообразительность. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Детям нравятся задания на развитие логики. Одним из любимых моих способов разнообразить учебную деятельность, расширять кругозор и словарный запас учащихся является разгадывание и составление кроссвордов. Данный способ применяю и на уроках литературы, и на уроках русского языка, математике, окружающий мир. Для меня кроссворды, как и другие игры со словами - это тот вспомогательный материал, который может дать ребенку радость умственного труда, радость творчества и успеха в учении. По моему мнению, именно с помощью таких упражнений,  учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственнуюактивность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогаютсохранить искру живого интереса к учебному процессу. Ребёнок, у которогоразвито логическое мышление, всегда будет успешнее заниматься всеми учебными предметами.

При разработке уроков я обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдаю принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития способностей и индивидуальных особенностей детей, включаю его на различных этапах урока.

     На формирование и развитие творческого мышления в своей работе использую следующие приемы:

- мозговой штурм, он особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;

- инсерт – это пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень своего развития. К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат.

- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, кроссвордов, головоломок, написание стихотворений.

- дискуссия –это метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

В начальной школе развивающее обучение становится основнойстратегической линией, которая позволяет добиваться становления личностишкольника, раскрыть его индивидуальные способности. Большой интереспредставляют творческие задания, как наиболее эффективное средство формирования творческого (креативного) мышления.

     Делая вывод, хочется отметить, что творческие задания целесообразно применять на каждом уроке и во внеурочное время, так как они играют важную роль в формировании творческого мышления. Творческие игры, различные приемы и заданияспособствуют созданию у школьников эмоционального настроя, вызываютположительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общуюработоспособность, дают возможность многократно повторить один и тот жематериал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.Формируютумения

самостоятельновестипоискрешения,развиваютумственнуюактивность,инициативность,способствуютобогащениюсловарного запаса учащихся, расширяют их кругозор и помогают сохранитьискру живого интереса к учёбе.

    Важно отметить тот факт, что устойчивые качественные результаты возможно получить при условии систематической работы по развитию творческого мышления последовательно и непрерывно как на уроках, так и на внеурочных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Абушаева З.Т. Развитие креативности младших школьников // Начальная школа. – 2017.

2. Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. – 2014. 

Интернет-ресурсы:

1. https://docviewer.yandex.ru/view/0

2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/421404-metodicheskoe-posobie-razvitie-kreativnogo-my

3. https://infourok.ru/

4. https://www.maam.ru/detskijsad/


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческого мышления у учащихся начальной школы»

Развитие творческого мышления у учащихся начальной школы»

Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского…

Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского…

К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат

К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат

Список литературы: 1.Абушаева

Список литературы: 1.Абушаева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2022