+Развитие устной речи и ручной моторики2

  • docx
  • 24.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала +Развитие устной речи и ручной моторики2.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию устной речи и ручной моторики  дошкольной группы 

«Звездочки»

(второго года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Речь — необходимая основа человеческого мышле­ния, средство организации психической и практической деятель­ности.

Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон. В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Особенно тесно связано с установлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Программа по развитию устной речи и ручной моторики  составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: развитие основных функций речи.

Задачи:

-                     Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

-                     Продолжать развивать у детей зрительно-двигательную координацию.

-                     Продолжать формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

-                     Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

-                     Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из двух-трех слов.

-                     Учить детей узнавать и описывать действия персонажей по картинкам.

-                     Воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях.

-                     Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.

-                     Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.

-                     Учить детей употреблять глаголы 1-го и 3-го лица в единственном числе и 3-го лица во множественном числе («Я рисую», «Катя танцует», «Дети гуляют»).

-                     Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных).

-                     Учить детей употреблять в активной речи предлоги на, под, в.

-                     Развивать у детей речевые формы общения со взрослыми и сверстниками.

-                     Учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам.

-                     Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на них: «Где кошка? - Вот она!»

-                     Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

-                     высказывать в речи свои потребности («Хочу пить», «Дай покушать», «Хочу в туалет»)

-                     отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту

-                     выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога на, употреблять этот предлог в речевых высказываниях

-                     разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.

-                     составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек («Кто в домике живет?», «Куда Маша идет в гости?»)

-                     описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов)

-                     выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога под, употреблять этот предлог в речевых высказываниях

-                     дифференцировать предлоги на, под (выполнение инструкции и составление фразы)

-                     составлять фразу на основе выполнения инструкции, заданной взрослым

-                     составлять фразу на основе действия с двумя игрушками

-                     Знакомить детей с взаимодействием персонажей из сказки «Теремок»

-                     составлять небольшие описательные рассказы по игрушке  

-                     разучивать потешки и стихи:

-                     составлять небольшой рассказ по двум игрушкам с использованием диалога («Кукла варит суп из овощей»)

-                     задавать вопросы и отвечать на вопросы («Кто там?», «Где собачка?»)

-                     высказывать свои потребности и желания в речи («Хочу играть с большой куклой», «Давайте играть в догонялки», «Почитайте сказку «Три медведя»)

-                     понимать изображение и действия персонажей, нарисованных на картинке, отвечать на вопросы по демонстрируемым картинкам («Что нарисовано на картинке?», «Максим, покажи, что делает девочка на картинке»)

-                     отвечать на вопросы по прочитанному или рассказанному тексту  

-                     заучивать наизусть стихи, считалочки, поговорки

-                     составлять короткие рассказы по двум-трем игрушкам (педагог демонстрирует игрушки — куклу и собачку, дети составляют рассказ с помощью педагога: «Жила-была девочка. Девочку звали Катя. У нее была собачка Жучка. Катя и Жучка вместе играли». Аналогичные рассказы можно составить по следующим наборам игрушек: мальчик и мячик; полянка, елочка, грибок; зайчик и лисичка)

-                     Учить детей нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок по образцу

-                     Продолжать учить детей катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию)

-                     Продолжать учить детей бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью

-                     Учить детей захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания («Приготовим обед», «Опусти бусинки»)

-                     Учить детей проводить пальцами по дорожке на листе бумаги, от ее начала до конца (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5— 1 см)

-                     Учить детей проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки (ширина дорожки от 2,

Игры и упражнения: «Заяц в гости пришел», «Девочка и жучка», «Как зовут мальчика?», «С кем ты пришел?» и т.п.

 

Целевые ориентиры к концу второго года обучения.

Ребенок может  научиться:

-                     высказывать свои потребности в активной фразовой речи; 

-                     узнавать и описывать действия персонажей по картинкам; строить фразу, состоящую из двух-трех слов; 

-                     рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;

-                     понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;

-                     отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные;

-                     отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;

-                      узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами.

-                     брать мелкие предметы указательным типом хватания;

-                     выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;

-                     показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                  Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

3.                 Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

4.                 Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

 

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

 

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия