+Развитие устной речи и ручной моторики2
Оценка 4.6

+Развитие устной речи и ручной моторики2

Оценка 4.6
docx
23.08.2021
+Развитие устной речи и ручной моторики2
+Развитие устной речи и ручной моторики2.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию устной речи и ручной моторики  дошкольной группы 

«Звездочки»

(второго года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Речь — необходимая основа человеческого мышле­ния, средство организации психической и практической деятель­ности.

Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон. В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Особенно тесно связано с установлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Программа по развитию устной речи и ручной моторики  составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: развитие основных функций речи.

Задачи:

-                     Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

-                     Продолжать развивать у детей зрительно-двигательную координацию.

-                     Продолжать формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

-                     Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

-                     Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из двух-трех слов.

-                     Учить детей узнавать и описывать действия персонажей по картинкам.

-                     Воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях.

-                     Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.

-                     Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.

-                     Учить детей употреблять глаголы 1-го и 3-го лица в единственном числе и 3-го лица во множественном числе («Я рисую», «Катя танцует», «Дети гуляют»).

-                     Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных).

-                     Учить детей употреблять в активной речи предлоги на, под, в.

-                     Развивать у детей речевые формы общения со взрослыми и сверстниками.

-                     Учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам.

-                     Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на них: «Где кошка? - Вот она!»

-                     Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

-                     высказывать в речи свои потребности («Хочу пить», «Дай покушать», «Хочу в туалет»)

-                     отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту

-                     выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога на, употреблять этот предлог в речевых высказываниях

-                     разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.

-                     составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек («Кто в домике живет?», «Куда Маша идет в гости?»)

-                     описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов)

-                     выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога под, употреблять этот предлог в речевых высказываниях

-                     дифференцировать предлоги на, под (выполнение инструкции и составление фразы)

-                     составлять фразу на основе выполнения инструкции, заданной взрослым

-                     составлять фразу на основе действия с двумя игрушками

-                     Знакомить детей с взаимодействием персонажей из сказки «Теремок»

-                     составлять небольшие описательные рассказы по игрушке  

-                     разучивать потешки и стихи:

-                     составлять небольшой рассказ по двум игрушкам с использованием диалога («Кукла варит суп из овощей»)

-                     задавать вопросы и отвечать на вопросы («Кто там?», «Где собачка?»)

-                     высказывать свои потребности и желания в речи («Хочу играть с большой куклой», «Давайте играть в догонялки», «Почитайте сказку «Три медведя»)

-                     понимать изображение и действия персонажей, нарисованных на картинке, отвечать на вопросы по демонстрируемым картинкам («Что нарисовано на картинке?», «Максим, покажи, что делает девочка на картинке»)

-                     отвечать на вопросы по прочитанному или рассказанному тексту  

-                     заучивать наизусть стихи, считалочки, поговорки

-                     составлять короткие рассказы по двум-трем игрушкам (педагог демонстрирует игрушки — куклу и собачку, дети составляют рассказ с помощью педагога: «Жила-была девочка. Девочку звали Катя. У нее была собачка Жучка. Катя и Жучка вместе играли». Аналогичные рассказы можно составить по следующим наборам игрушек: мальчик и мячик; полянка, елочка, грибок; зайчик и лисичка)

-                     Учить детей нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок по образцу

-                     Продолжать учить детей катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию)

-                     Продолжать учить детей бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью

-                     Учить детей захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания («Приготовим обед», «Опусти бусинки»)

-                     Учить детей проводить пальцами по дорожке на листе бумаги, от ее начала до конца (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5— 1 см)

-                     Учить детей проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки (ширина дорожки от 2,

Игры и упражнения: «Заяц в гости пришел», «Девочка и жучка», «Как зовут мальчика?», «С кем ты пришел?» и т.п.

 

Целевые ориентиры к концу второго года обучения.

Ребенок может  научиться:

-                     высказывать свои потребности в активной фразовой речи; 

-                     узнавать и описывать действия персонажей по картинкам; строить фразу, состоящую из двух-трех слов; 

-                     рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;

-                     понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;

-                     отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные;

-                     отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;

-                      узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами.

-                     брать мелкие предметы указательным типом хватания;

-                     выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;

-                     показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                  Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

3.                 Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

4.                 Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

 

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

 

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Речь — необходимая основа человеческого мышле­ния, средство организации психической и практической деятель­ности

Пояснительная записка Речь — необходимая основа человеческого мышле­ния, средство организации психической и практической деятель­ности

Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции

Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции

На занятия отводится 20 минут

На занятия отводится 20 минут

Совместное проигрывание действий педагогом и детьми ·

Совместное проигрывание действий педагогом и детьми ·

Кукла варит суп из овощей») - задавать вопросы и отвечать на вопросы («Кто там?», «Где собачка?») - высказывать свои потребности и желания в речи («Хочу…

Кукла варит суп из овощей») - задавать вопросы и отвечать на вопросы («Кто там?», «Где собачка?») - высказывать свои потребности и желания в речи («Хочу…

Учить детей проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки (ширина дорожки от 2,

Учить детей проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки (ширина дорожки от 2,

Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников

Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021