КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по развитию устной речи и ручной моторики дошкольной группы
«Звездочки»
(второго года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка
Речь — необходимая основа человеческого мышления, средство организации психической и практической деятельности.
Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон. В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Особенно тесно связано с установлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Программа по развитию устной речи и ручной моторики составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: развитие основных функций речи.
Задачи:
- Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.
- Продолжать развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
- Продолжать формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
- Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
- Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из двух-трех слов.
- Учить детей узнавать и описывать действия персонажей по картинкам.
- Воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях.
- Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.
- Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.
- Учить детей употреблять глаголы 1-го и 3-го лица в единственном числе и 3-го лица во множественном числе («Я рисую», «Катя танцует», «Дети гуляют»).
- Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных).
- Учить детей употреблять в активной речи предлоги на, под, в.
- Развивать у детей речевые формы общения со взрослыми и сверстниками.
- Учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам.
- Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на них: «Где кошка? - Вот она!»
- Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- высказывать в речи свои потребности («Хочу пить», «Дай покушать», «Хочу в туалет»)
- отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту
- выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога на, употреблять этот предлог в речевых высказываниях
- разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.
- составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек («Кто в домике живет?», «Куда Маша идет в гости?»)
- описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов)
- выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога под, употреблять этот предлог в речевых высказываниях
- дифференцировать предлоги на, под (выполнение инструкции и составление фразы)
- составлять фразу на основе выполнения инструкции, заданной взрослым
- составлять фразу на основе действия с двумя игрушками
- Знакомить детей с взаимодействием персонажей из сказки «Теремок»
- составлять небольшие описательные рассказы по игрушке
- разучивать потешки и стихи:
- составлять небольшой рассказ по двум игрушкам с использованием диалога («Кукла варит суп из овощей»)
- задавать вопросы и отвечать на вопросы («Кто там?», «Где собачка?»)
- высказывать свои потребности и желания в речи («Хочу играть с большой куклой», «Давайте играть в догонялки», «Почитайте сказку «Три медведя»)
- понимать изображение и действия персонажей, нарисованных на картинке, отвечать на вопросы по демонстрируемым картинкам («Что нарисовано на картинке?», «Максим, покажи, что делает девочка на картинке»)
- отвечать на вопросы по прочитанному или рассказанному тексту
- заучивать наизусть стихи, считалочки, поговорки
- составлять короткие рассказы по двум-трем игрушкам (педагог демонстрирует игрушки — куклу и собачку, дети составляют рассказ с помощью педагога: «Жила-была девочка. Девочку звали Катя. У нее была собачка Жучка. Катя и Жучка вместе играли». Аналогичные рассказы можно составить по следующим наборам игрушек: мальчик и мячик; полянка, елочка, грибок; зайчик и лисичка)
- Учить детей нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок по образцу
- Продолжать учить детей катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию)
- Продолжать учить детей бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью
- Учить детей захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания («Приготовим обед», «Опусти бусинки»)
- Учить детей проводить пальцами по дорожке на листе бумаги, от ее начала до конца (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5— 1 см)
- Учить детей проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки (ширина дорожки от 2,
Игры и упражнения: «Заяц в гости пришел», «Девочка и жучка», «Как зовут мальчика?», «С кем ты пришел?» и т.п.
Целевые ориентиры к концу второго года обучения.
Ребенок может научиться:
- высказывать свои потребности в активной фразовой речи;
- узнавать и описывать действия персонажей по картинкам; строить фразу, состоящую из двух-трех слов;
- рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;
- понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;
- отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные;
- отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;
- узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами.
- брать мелкие предметы указательным типом хватания;
- выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
- показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
3. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.
4. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.