Развитие зрительного восприятия и узнавания (буквенного гнозиса) у обучающихся с ОВЗ

  • Особые потребности
  • ppt
  • 08.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При оптической дислексии и дисграфии у детей с ОВЗ наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в нескольких направлениях, одно из которых: 1) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.
Иконка файла материала развитие зрительного восприятия и .ppt

Развитие зрительного восприятия и узнавания
(буквенного гнозиса)
у обучающихся с ОВЗ
Практические рекомендации и пособие для учителей начальных классов, дефектологов и логопедов
Автор – составитель: Кордюкова Любовь Владимировна, учитель – дефектолог МБОУ СОШ №19
г. Сургут- 2020

При оптической дислексии и дисграфии у детей с ОВЗ наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в нескольких направлениях, одно из которых:

1) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.

Дифференциация смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:
1) Дифференциация графически сходных букв изолированно:
разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука.
записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно.
реконструировать одну из смешиваемых букв в другую.
зашифровать смешиваемые буквы при помощи графических опор или символов (б - прямоугольник, д- овал; и - 2, ш - 3), а потом расшифровать и назвать их.
найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряд слитно.
2) Дифференциация графически сходных букв в слогах:
составить слоги из букв: в первой строчке записаны сравниваемые буквы, во второй - гласные.
выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами.
3) Дифференциация графически сходных букв в словах:
«Не перепутай ведра»: надо в одно ведро поместить картинки с написанной буквой п , а в другое с буквой т ;записать слова в два столбика.
составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами (в первом слове должна быть одна изучаемая буква, а во втором - другая).
4) Дифференциация графически сходных букв в предложениях:
найти в предложениях, в тексте и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;

Отгадай загадку и напиши букву

1. Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

2. В сосне дупло
В дупле тепло,
А кто в дупле
Живет в тепле?

Развитие буквенного гнозиса и дифференциация смешиваемых звуков и букв в слогах, словах, предложениях.

Расшифруй словечки

и-2 ш-3

3 п 2 к
3 п 2 он
2 де 3 ь
3 утк 2
3 2 3 ка
лет 2 3 ь

3 ар 2 к
3 2 ло
беж 2 3 ь
м 2 3 ка
аф 2 3 а
малы 3 2

Покажи все буквы Р. Сколько всего букв Р?

5

3

1

4

2

6

7

8

Найди буквы в неправильном положении.
Букву б обведи в квадрат, а букву д в прямоугольник

Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать):

Рассмотри картинки. Выпиши слова с буквой Л в левый столбик,
а слова с буквой М — в правый столбик.

ЛОЖКИ, КЛЕТКА,ПЧЕЛА

МУХА, КОМАР,САМОВАР,
МИСКА,САМОВАР, МЕШКИ

Соедини букву с картинкой

п

т

Голуоой оант, оелая оумага, олинный кориоор,

оольшая раоость. оежал по оороге, оурый меовеоь,

раоотал на завоое, пооарок оля оеоушки.

Игра «Чей хвостик?»

У … красивая рубашка.
Машина стоит у ….

Золушка отправилась на….
Папа…совет сыну.

Капусту положили в ….
Мама взяла за руку….

Жучка живет в ….
Пастух играет на ….

Прочитай предложения, вставь пропущенные слова с нужной буквой Б или Д

Даня
баня

бал
дал

дочка
бочка

дудка
будка

В ДЕРЕВНЕ.
Летом .ратья .ыли в .еревне у .а .ушки и .е. .ушки. Не .алеко от .еревни .ежала .ыстрая речка. Каж .ый .ень .ети лю .или
у .ить там ры .у с утра и .о о .а. Потом спешили в лес за
гри .ами и яго .ами. А вечером .ратья ра .отали в огоро .е вместе с . е. .ушкой и .ушкой.
Назови слова: сначала с буквой б (для белки), потом с буквой д (для дятла).

Работа на уровне текста. Дифференциация б – д в тексте
Вставь буквы б - д в слова и прочитай текст. Выдели букву б – красным цветом, д– желтым цветом.

б

д

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

б

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

Литература:
Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» - 003 г.
Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» - тетрадь №5. Аквариум-2004 г.
Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» С-Петербург из-во «Союз» - 2004 г.
Е.В. Мазанова. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Издательство ГНОМ и Д. 2008.
Е. В. Мазанова Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Издательство: ГНОМ и Д, 2006 г.