Агапова Елена Евгеньевна
учитель-логопед
БДОУ г. Омска «Детский сад №249 комбинированного вида»
Развитие духовно – нравственное воспитание у дошкольников с ОВЗ
Дошкольный возраст - это период становления личности. В это время формируется способность у ребёнка к уважению и пониманию других людей, предпосылки к социальным навыкам, культурно - нравственному поведению, здорового образа жизни. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Процесс воспитания очень многогранен, сложен даже тогда когда речь идёт о здоровых детях, а что говорить о детях с отклонениями в развитии.
В чём же трудность данной проблемы с детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Семья с детьми ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
2. Недостаточностью исследования темы духовно – нравственного воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в этом направлении.
Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Живя в таких семьях, дети запечетливают с детства отрицательный жизненный опыт. Считается, что каждому ребёнку вне зависимости от тяжести инвалидности даётся возможность реализовать своё право на образование в учреждениях любого типа с использованием необходимой специализированной помощи. Поэтому, целью коррекционно-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении стал поиск инновационных подходов к решению проблемы, в том числе и развития речи у детей с ОВЗ.
Что бы воспитывать необычных детей необходимо разработать и использовать разнообразные методы, приёмы и технологии.
В основу содержания работы по формированию духовно – нравственного воспитания вошли такие формы:
1. православные праздники;
2. народное творчество;
3. природный календарь.
Эти формы помогают реализовать цели коррекционной и логопедической работе детьми ОВЗ.
На базе дошкольных учреждениях ежегодно проводятся православные праздники: «Рождество», «Пасха», «Масленица». Эти праздники приносят детям радость, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства, пополняют и обогащают их лексический запас. Что позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Природный календарь, доступен и понятен ребенку. Это мир, в котором живёт ребёнок. Наблюдая за изменчивостью природы, за её красотой, ребёнок наполняет свою душу чистотой, милосердием, поэтичностью. Дети черпают свои знания о слове, о языке из окружающей его среде. Они воспроизводят то, что слышали при общении со сверстниками и взрослыми. Эта работа особенно важна для детей ОВЗ, словарный запас которых чрезвычайно низок.
Но особенно хочется отметить значения фольклора, который дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. «Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные и бытовые сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа. Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» - А. Н. Толстой. [1, 367].
С целью добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть с целью автоматизации звука в логопедической работе используются скороговорки, чистоговорки. Иногда сам ребёнок может придумать чистоговорку. Логопед только говорит: « СА, СА, СА», а дети в рифму придумывают свое предложение: «Вот бежит лиса». Такая работа способствует развитию у детей чувства языка, ритма, рифмы, а также развивает памяти и логическое мышление. Для устранения орфоэпических ошибок у детей, в логопедической работе отдается предпочтение стихам, потешкам. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у детей, и тем самым закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное поэтическое слово прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья. Соотношение звуков в словах сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова. Для закрепления в речи правильного произношения слов можно предложить детям сказки. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Результатом работы, является усвоении ребёнком языковых уставов и вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит…» [2, стр170]
Литература:
1.Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. - 367 с.;
2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2. стр.170Агапова Елена Евгеньевна
учитель-логопед
БДОУ г. Омска «Детский сад №249 комбинированного вида»
Развитие духовно – нравственное воспитание у дошкольников с ОВЗ
Дошкольный возраст - это период становления личности. В это время формируется способность у ребёнка к уважению и пониманию других людей, предпосылки к социальным навыкам, культурно - нравственному поведению, здорового образа жизни. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Процесс воспитания очень многогранен, сложен даже тогда когда речь идёт о здоровых детях, а что говорить о детях с отклонениями в развитии.
В чём же трудность данной проблемы с детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Семья с детьми ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
2. Недостаточностью исследования темы духовно – нравственного воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в этом направлении.
Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Живя в таких семьях, дети запечетливают с детства отрицательный жизненный опыт. Считается, что каждому ребёнку вне зависимости от тяжести инвалидности даётся возможность реализовать своё право на образование в учреждениях любого типа с использованием необходимой специализированной помощи. Поэтому, целью коррекционно-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении стал поиск инновационных подходов к решению проблемы, в том числе и развития речи у детей с ОВЗ.
Что бы воспитывать необычных детей необходимо разработать и использовать разнообразные методы, приёмы и технологии.
В основу содержания работы по формированию духовно – нравственного воспитания вошли такие формы:
1. православные праздники;
2. народное творчество;
3. природный календарь.
Эти формы помогают реализовать цели коррекционной и логопедической работе детьми ОВЗ.
На базе дошкольных учреждениях ежегодно проводятся православные праздники: «Рождество», «Пасха», «Масленица». Эти праздники приносят детям радость, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства, пополняют и обогащают их лексический запас. Что позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Природный календарь, доступен и понятен ребенку. Это мир, в котором живёт ребёнок. Наблюдая за изменчивостью природы, за её красотой, ребёнок наполняет свою душу чистотой, милосердием, поэтичностью. Дети черпают свои знания о слове, о языке из окружающей его среде. Они воспроизводят то, что слышали при общении со сверстниками и взрослыми. Эта работа особенно важна для детей ОВЗ, словарный запас которых чрезвычайно низок.
Но особенно хочется отметить значения фольклора, который дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. «Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные и бытовые сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа. Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» - А. Н. Толстой. [1, 367].
С целью добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть с целью автоматизации звука в логопедической работе используются скороговорки, чистоговорки. Иногда сам ребёнок может придумать чистоговорку. Логопед только говорит: « СА, СА, СА», а дети в рифму придумывают свое предложение: «Вот бежит лиса». Такая работа способствует развитию у детей чувства языка, ритма, рифмы, а также развивает памяти и логическое мышление. Для устранения орфоэпических ошибок у детей, в логопедической работе отдается предпочтение стихам, потешкам. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у детей, и тем самым закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное поэтическое слово прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья. Соотношение звуков в словах сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова. Для закрепления в речи правильного произношения слов можно предложить детям сказки. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Результатом работы, является усвоении ребёнком языковых уставов и вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит…» [2, стр170]
Литература:
1.Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. - 367 с.;
2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2. стр.170
Агапова Елена Евгеньевна
учительлогопед
БДОУ г. Омска «Детский сад №249 комбинированного вида»
Духовно – нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ
Дошкольный возраст это период становления личности. В это время
формируется способность у ребёнка к уважению и пониманию других людей,
предпосылки к социальным навыкам, культурно нравственному поведению,
здорового образа жизни. Воспитание духовной личности возможно только
совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Процесс воспитания очень многогранен, сложен даже тогда когда речь идёт о
здоровых детях, а что говорить о детях с отклонениями в развитии.
В чём же трудность данной проблемы с детей с ограниченными
возможностями здоровья:
1.Семья с детьми ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных,
неблагополучных.
2. Недостаточностью исследования темы духовно – нравственного воспитания
для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет
специальных программ в этом направлении.
Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический
потенциал семей. Живя в таких семьях, дети запечетливают с детства
отрицательный жизненный опыт. Считается, что каждому ребёнку вне
зависимости от тяжести инвалидности даётся возможность реализовать своё
право на образование в учреждениях любого типа с использованием
необходимой специализированной помощи. Поэтому, целью коррекционно
педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении сталпоиск инновационных подходов к решению проблемы, в том числе и развития
речи у детей с ОВЗ.
Что бы воспитывать необычных детей необходимо разработать и
использовать разнообразные методы, приёмы и технологии.
В основу содержания работы по формированию духовно – нравственного
воспитания вошли такие формы:
1. православные праздники;
2.
народное творчество;
3. природный календарь.
Эти формы помогают реализовать цели коррекционной и логопедической
работе детьми ОВЗ.
На базе дошкольных учреждениях ежегодно проводятся православные
праздники: «Рождество», «Пасха», «Масленица». Эти праздники приносят детям
радость, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства, пополняют
и обогащают их лексический запас. Что позволяет ребенку успешнее овладеть
родным языком.
Природный календарь, доступен и понятен ребенку. Это мир, в котором
живёт ребёнок. Наблюдая за изменчивостью природы, за её красотой, ребёнок
наполняет свою душу чистотой, милосердием, поэтичностью. Дети черпают
свои знания о слове, о языке из окружающей его среде. Они
воспроизводят то, что слышали при общении со сверстниками
и взрослыми. Эта работа особенно важна для детей ОВЗ,
словарный запас которых чрезвычайно низок.
Но особенно хочется отметить значения фольклора, который дает
прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку
успешнее овладеть родным языком. «Русский народ создал огромную изустную
литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые
песни, торжественные былины, героические, волшебные и бытовые сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, онабыла достоинством и умом народа. Она становила и наполняла глубоким
содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам,
связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» А. Н. Толстой.
[1, 367].
С целью добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть с
целью автоматизации звука в логопедической работе используются
скороговорки, чистоговорки. Иногда сам ребёнок может придумать
чистоговорку. Логопед только говорит: « СА, СА, СА», а дети в рифму
придумывают свое предложение: «Вот бежит лиса». Такая работа способствует
развитию у детей чувства языка, ритма, рифмы, а также развивает памяти и
логическое мышление. Для устранения орфоэпических ошибок у детей, в
логопедической работе отдается предпочтение стихам, потешкам. Ритмичные и
рифмованные строки вызывают интерес у детей, и тем самым закрепляя
правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное
поэтическое слово прекрасный образец высокохудожественной речи, который
способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья. Соотношение
звуков в словах сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое
восприятие слова. Для закрепления в речи правильного произношения слов
можно предложить детям сказки. Сказки учат детей следовать заповедям,
данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок
А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет,
следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не
завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Результатом работы, является усвоении ребёнком языковых уставов и
вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и
неприятию зла. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенкалишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что
он видит…» [2, стр170]
Литература:
1.Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; М.: Худ. Лит., 1985. 367 с.;
2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения М: 1980, т.2.
стр.170