В данной статье вниманию педагогов представлен опыт работы, как с помощью интерактивных игр, интерактивной доски на организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей с общим недоразвитием речи развивать математические навыки, логическое мышление, память, речь., умение ориентироваться в пространстве.
Развитие элементарных математических представлений с использованием
интерактивной доски в группах компенсирующей направленности.
Журавлева Е.Х
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 85», г. Бийск
Время не стоит на месте. Современное общество постоянно развивается, в
информационные
современный мир семимильными шагами врываются разнообразные
технологии.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) содержание работы по математике в ДОУ должно обеспечивать
развитие первичных представлении о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере материале звучании, количестве, числе, части и целом ритме, темпе,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
В дошкольном учреждении актуально и ново включение информационных технологий
в воспитательнообразовательном процессе в группах компенсирующей направленности.
Использование ИКТ в детском саду приводит к тому, что основной акцент в обучении
делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, творческих способностей,
и на умении самостоятельно учиться. [2]
Для того чтобы реализовать задачи развития математических представлений у детей с
ОНР, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался
и обучался одновременно. Этому способствует использование разнообразных средств
развития математических представлений у детей дошкольного возраста.[1]
Одним из таких средств является применение информационнокоммуникативных
технологий в развитии детей. Применение новых информационных технологий в детском саду
предусматривает создание новых, научнообоснованных доступных средств развития.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес к деятельности.
Использование интерактивной доски на организованной образовательной деятельности
по развитию математических представлений создает мощную мотивацию к мыслительной
деятельности. Как показывают многочисленные исследования психологов, у детей
старшего дошкольного возраста преобладают нагляднообразное и нагляднодейственное
мышление, также у детей старшего дошкольного возраста появляются задатки словесно
речевого мышления.[2] Математические занятия с использованием интерактивной доски
повышают мотивацию обучения детей, активизацию непроизвольного внимания за счет
использования новых способов подачи материала, помогает развитию произвольного
внимания.
Дошкольники получают элементарные начальные математические представления о
сложении и вычитании, множестве и числе, прямом и обратном счете, составе числа,
выполняют простейшие арифметические действия об отношениях величин, о простейших
геометрических фигурах, об основных пространственных направлениях, благодаря
мультимедийному способу подачи информации. [2]Информационнокоммуникативные технологии в организованно образовательной
деятельности позволяют педагогу отойти от привычного объяснительноиллюстративного
способа передачи информации к деятельностному подходу, где ребенок становиться
активным участником, а не пассивным объектом педагогического действия. С помощью
интерактивной доски дети могут выполнять разнообразные виды деятельности (работать с
изображениями – передвигая их, создавать графические рисунки с помощью шаблонов,
специальных карандашей или пальчиком). [2]
Материал для работы с интерактивной доской воспитатель тщательно подбирает в
соответствии с возрастной группой, задачами, следует принципу от простого к сложному.
Разработанные мною игры для использования на интерактивной доске по развитию
математических представлений – «Какой по счету?», «Какой фигуры не хватает?», «Сравни»,
«От большого к маленькому», «Будь внимательный», «Закономерности», «Части суток» –
основанные на материалах рабочей программы, темы недели позволяют ребятам овладевать
практическими способами работы с информацией. Дети с удовольствием решают
математические задачи, создают различные множества, разбивают множества на части,
выполняют задания на установление закономерностей, легко ориентируются в пространстве и
на плоскости.
В своей работе также использую игры сайта МЕРСИО «Цифры с Дракошей»,
«Лягушкачислоедка», «Бабушкины запасы» и многие другие игры на развитие
математических представлений.
Работая с интерактивной доской необходимо учитывать методические рекомендации:
У педагога должны быть начальные знания устройства компьютера, работа в
программах Word, PowerPoint, практика работы в Интернете; изучить инструкцию
соответствующую интерактивной доске
Педагог должен изучить содержание компьютерных программ или игр, применяемых
на занятии, знать их операционную характеристику
Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками
при соблюдении СаНПиНа;
организованная образовательная деятельность с одной подгруппой, включающие
деятельность детей у доски, беседу, игру, гимнастику для глаз, динамическую паузу,
длительность 2025 мин, при этом использование экрана должно быть не более 7 – 10 мин
(34 слайда), что соответствует требованиям СанПин 2.4.1.266010 и не вызывает
неблагоприятных изменений в организме детей.
Очень важно подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть
очень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.
Использование интерактивной
доски в образовательной деятельности не
ограничивается только образовательной деятельностью по математике, функции доски
широко используются в различных видах деятельности: изобразительной деятельности,
развитию познавательноисследовательской деятельности, речевому развитию, ознакомлению
с миром природы. [3]
Информационные технологии дают возможность воспитателю создавать свой
собственный методический материал, систематизировать его. Образовательная деятельность с
использованием интерактивной доски становиться более продуктивной, динамичной, а
восприятие материала интересным.Список литературы:
1.
Браташ, Э.Е. Средства развития математических представлений у детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный
вестник. – 2016. – № 52.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id
/ Информационные технологии в дошкольном
рекомендации.
[Текст] Методические
https://madou25nv caduk.ru
2.
Ерошкова, Ю.Ю.
образовательном
– Зима: ТРЦ, 2008. – 30 с.
3.
учреждении.
Использование возможностей интерактивной доски для организации учебного
процесса [Текст]: Учебнометодическое пособие / Авт.сост. О.В. Карзакова, Н.В.
Бурковская, О.Л. Леонтьева – Барнаул, АКИПКРО,2010
4.
Солоневичева, М.Н. / Использование информационных технологий в
дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : Методическое пособие – СПб:
ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и
информационных технологий» , 2008. – 88 с.