«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»
Оценка 5

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
01.09.2019
«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов на занятиях по обучению грамоте. Здесь говорится как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из этапе, как формировать фонематические процессы, какие признаки являются нарушениями фонематических процессов. Предлагаются игры и упражнения .
Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушением зрения.docx
что   отражается   на   процессе   усвоения   Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка. Л.С.Выготский         Развитие  речевого   общения  детей  с нарушением   зрения,  как  и  у  зрячих, опирается   на   развитие   фонематического   восприятия.   Вследствие   нарушения зрительного   анализатора,   расстройства   речи   слепых   и   слабовидящих   детей обусловлены   её   ранним   недоразвитием:   отмечается   несформированность компонентов языковой системы. Для речи таких детей характерны не только дефекты   произношения   звуков,   но   и   замены   одного   звука   другим,   смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов   в   результате   нарушения   их   слухопроизносительной   дифференциации. Такие нарушения препятствуют практическому овладению звуковым анализом и синтезом, грамоты.     Цель: Развивать фонематическое восприятие у дошкольников с нарушениями зрения, используя дидактические игры и упражнения.   Задачи:   1. Развивать фонематический слух, умение слышать и находить заданный звук. 2.Формировать   фонематические   представления   на   основе   фонематического восприятия, анализа и синтеза.      Изучением звукового состава речи занимается фонетика. Теория и практика логопедической   работы   убедительно   доказывают,   развитые   фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение   фонематического   восприятия   приводит   к   тому,   что   ребёнок   не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его   словарь   не   пополняется   теми   словами,   в   состав   которых   входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают   и   различают   окончания   слов,   приставки,   общие   суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный   звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть   умение   анализировать   звуковой   состав   слова,   является   важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.     Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и        письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.            К фонематическим процессам относят:  Фонематический   слух   —   способность   к   слуховому   восприятию   речи,   фонем. Фонематический   слух   имеет   важнейшее   значение   для   овладения   звуковой стороной   языка,   на   его   основе   формируется   фонематическое   восприятие, фонематическое   восприятие   —   процесс   восприятия   на   слух   определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.  Фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.  Фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.  Фонематические   представления   —   звуковые   образы   фонем,   воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.      Признаками нарушения фонематических процессов являются:  Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).  Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа   (пропуск   гласных   и   согласных   звуков,   слогов;   вставки   звуков; перестановка звуков, слогов).   Нарушение   дифференциации   звуков   на   слух,   имеющих   акустико­ артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.      Развитие  фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения является одним из основных направлений образовательной деятельности     воспитателя.   следующие:        Основными   задачами   развития   фонематических   процессов   являются  Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.  Формирование   фонематических   представлений   на   основе   фонематического восприятия, анализа и синтеза.  Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков. Этапы работы по формированию фонематических процессов.    В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:  I этап — узнавание неречевых звуков;  II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых  звуков, слов, фраз;  III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап — дифференциация слогов;  V этап — дифференциация фонем; VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.       Остановимся   подробнее   на   том,   как   осуществляется   развитие   фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.        На  I  этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания у детей с нарушениями зрения, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в   речь   окружающих   и   дифференцировать   фонемы.   В   это   время   работает физический слух. Для подкрепления образа звука мы используем возможности других   анализаторов:   тактильное   ощущение   мягких   и   твёрдых   звуков, подкрепление   понятий   о   глухости   и   звонкости   с   помощью   разно   звучащих погремушек,   пропевание   гласных   звуков   под   музыку,   соотнесение   слухового образа звука с движением тела. Игры на различение неречевых звуков. Игра «Угадай, на чём играю» Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Воспитатель выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки.   Затем   предлагает   детям   закрыть   глаза   («настала   ночь»),   внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали. Игра «Узнай по звуку» Различные   предметы   и   игрушки,   которыми   можно   производить   характерные звуки:     металлическая   ложка,   карандаш,   молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник).   (деревянная   ложка,   Игры на дифференциацию по способу воспроизведения (хлопки, притопы). Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили?». Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять  направление звука. Для   этой   игры   нужен   колокольчик   или   другой   звучащий   предмет.   Ребенок закрывает   глаза,   Вы   встаете   в   стороне   от   него   и   тихо   звоните   (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми   глазами   рукой   показать   направление,   потом   открыть   глаза   и проверить  себя. Можно  ответить  на  вопрос:  «Где  звенит?» – слева,  спереди, сверху, справа, снизу.  Игры на дифференциации по ритму  (ритмические рисунки). Игра «Полянка» Цель: узнавать ритмический рисунок. На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по­разному:  заяц­1 раз, волчонок ­2 раза, белка – 3 раза, а ёжик ­4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.     На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр    голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Игры на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. Игра «Метель» Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и  от громкого к тихому.  ­ Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие. Игра «Дует ветер». Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться  громким или тихим голосом. Дует легкий летний ветерок : у­у­ у (тихо­тихо). Подул сильный ветер : У­У­У (громко). Можно использовать картинки. Игры на  дифференциацию слов, близких по звуковому составу. Игра "Правильно­неправильно". Воспитатель показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на  ней нарисовано, например ­ вагон. Затем объясняет: "Я буду называть эту  картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я  ошибусь ­ хлопни в ладоши. (Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван. Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.) Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак зуб, суп коза, коса лук, люк мишка, мышка трава, дрова  Воспитатель называет 3­4 слова в определенной последовательности, ребенок  отбирает соответствующие картинки, и расставляет их в названном порядке. Игры на дифференциацию слогов. Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па­ па, ло­па­та, ба­ле­ри­на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант:  предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.  Игра «Что лишнее? » Воспитатель произносит ряды слогов "па­па­па­ба­па", "фа­фа­ва­фа­фа"…    Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.  Игры на дифференциацию фонем. Игра «Что просит ёжик» Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез. Оборудование : игрушка ёжик, муляжи продуктов. Ход: Покажите детям игрушку и скажите, изображая её : «Я очень голоден,    но боюсь лисы, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых  есть звук «А» . Аналогично с другими звукам. Игра «Поймай звук». «Поймай песенку» Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. III   этап   полностью   построен   на   играх,   которые   способны   научить   ребенка различать слова, близкие по звуковому составу. На данном этапе детям предлагаются задания на: • Определение количества слогов в словах разной сложности • Выделение первого и последнего звука в слове • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения. • Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный­ согласный,  глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ; • Определение места, количества, последовательности звуков в слове Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками) ­  построение моделей. Игра «Отстукивание слогов» Цель: обучение слоговому анализу слов Оборудование: барабан, бубен Описание   игры:   Дети   садятся   в   ряд.   Воспитатель   объясняет,   что   каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству   слогов   слова.   Победителями   будут   те,   кто   не   сделал   ни   одной ошибки. Игра «Слоговой поезд».  Цель: упражнять детей в делении на слоги. Паровоз с тремя вагонами. На первом схема 1 слога, на втором ­из 2х слогов, на  третьем ­из 3х слогов.  Детям необходимо «расселить» картинки в нужный вагон. Игра «Светофор».       Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.      Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную,        среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в        зависимости от того, где слышится заданный звук.                                  На IV этапе дети учатся различать слоги.             На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует       обязательно с дифференциации гласных звуков.  На этом этапе дети учатся               различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с        дифференциации гласных звуков.                                                   Игра «Покажи картинку».       Взрослый раздает детям картинки с изображением волка, ослика , больной                девочки и т.д., и объясняет: «Волк воет: у – у – у», «У девочки болит зуб: о­о­          о»              и т.д. Затем попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: о­о­о­о, или       у – у – у – у. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие        картинки.      Игра «Выбери правильно»       Среди пяти­шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть           заданный звук.      Игра «Различай звуки».       Дифференциация звуков в словах имеющих акустико­артикуляционное сходство      и различия. Ребёнок выделяет смешиваемые  звуки «Ж» и «З» в словах  на слух,       называет картинки сначала со звуками «Ж», затем со звуками «Ш».           Задачей последнего VI этапа является формирование у детей навыков         элементарного звукового анализа и синтеза. Начинается эта работа с того, что         дошкольники учатся определять количество слогов в слове и отхлопывать д         двусложные и  трехсложные слова, объясняя и показывая детям, как отхлопывать     слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится     анализ гласных звуков, затем слогов и слов.     «Назови первый звук в слове» Цель:  развивать у детей фонематическое восприятие, элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звуки, составлять слово из заданных звуков.           Взрослый показывает игрушку (например, Буратино) и предлагает определить, с какого  звука начинается  ее имя. После ответа ребенка взрослый дает задание определить, с какого звука начинаются имена родственников, друзей, названия тех или   иных   животных,   предметов.   Обращает   внимание   на   то,   что   звуки   надо произносить четко.            «Назови последний звук в слове»           Для   выполнения   понадобятся   картинки   (автобус,   гусь,   птенец,   плащ,   дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.).           Взрослый   показывает   картинку,   просит   ребенка   назвать,   что   на   ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание   на   четкое   произношение   изолированных   звуков,   дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове «дверь» последний звук [рь], а не [р]).          Когда все картинки будут рассмотрены,  взрослый предлагает отложить в одну сторону   картинки,   на   которых   названия   предметов   заканчиваются   на   твердый согласный, в другую – на мягкий. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый сам отчетливо произносит согласный звук в конце слова.                    В результате систематической работы с детьми с нарушениями зрения по формированию фонематических процессов воспитанники овладевают навыками:  Узнают неречевые, речевые звуки;  Различают слова близкие по звуковому составу;  Выделяют последовательность звуков в словах;  Называют слова с определенным звуком;  Находят слова с этим звуком в предложении;  Определяют место звука в слове;  Различают слова по своему звуковому составу;  Различают   на   слух   и   отчетливо   произносят   слоги   и   слова   с   оппозиционными фонемами.                     Наработанная   система   игр   по   развитию   фонематического   восприятия помогает   нам   эффективно   решать   задачи   данного   раздела   программы,   строить интересный педагогический  процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.                     Таким   образом,   данная   система   работы   позволяет   детям   старшего дошкольного   возраста   с     нарушениями   зрения   успешно   овладевать   звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения. Кроме того, дети стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.  Агранович  З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005г 2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «учебники для вузов. Специальная литература» ­ СПб.: Издательство «Лань», 1999г 3.   Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5­6­летних детей с общим недоразвитием речи. / Логопед № 2, 2004г 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2­е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г 5.  Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001г 6. Лалаева   Р.И.   нарушение   чтения   и   пути   их   коррекции   у   младших   школьников. Учебное пособие. – СПб.,1998г 7. школьном возрасте. – Л., 1946г Орфинская К.В. О воспитании фонологических представлений в младшем 8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г 9. Словарь «Термины и понятия логопедии» // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой) 10.Тихеева Е.И. развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 5­е изд. – М.: Просвещение, 1981г .

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2019