РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
11 кл
08.10.2017
Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.
В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности.
. «Прекрасное владение русским — это наше богатство, которое потерять крайне неразумно. Мы говорим и ведем документацию на русском, потому что сегодня этот язык знают все казахстанцы. Поэтому именно русский язык объединяет нашу нацию, всех граждан нашей страны»,-подчёркивает Глава государства. Работа школьного учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка и литературы интересным и востребованным.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.docx
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у
учащихся способностей к познанию, творческому использованию
полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности
к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и
предметных компетенций.
Общие ориентиры развития функциональной грамотности
определены в Государственной программе развития образования
Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, одной из целей которой
являются формирование в общеобразовательных школах
интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина
Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении
образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в
быстро меняющемся мире.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году
ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная
грамотность». Грамотность — это навыки чтения, письма, счета и
работы с документами.
Формирование функциональной грамотности — сложный,
многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов
можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные
современные образовательные педагогические технологии.
В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе
должен быть ориентирован на развитие компетентностей,
способствующих реализации концепции «образование через всю
жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности
личности является наличие определенного уровня функциональной
грамотности.
. «Прекрасное владение русским — это наше богатство, которое
потерять крайне неразумно. Мы говорим и ведем документацию на
русском, потому что сегодня этот язык знают все казахстанцы. Поэтому
именно русский язык объединяет нашу нацию, всех граждан нашей
страны»,-подчёркивает Глава государства. Работа школьного учителя-
словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение
русского языка и литературы интересным и востребованным.
Необходимо соответствовать новому времени. «Взволновав, заставить
задуматься» — вот формула выражения сущности преподавания
русского языка и литературы в казахских классах. Современный
учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но
желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не
столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти
знания
учеников.
Что
грамотность»?
Функциональная грамотность рассматривается, как способность
достоянием
«функциональная
же
такое в
в
и
грамотности
сферах
различных
безопасности
функциональной
использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных
отношений.
Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в
мире и действующий в соответствии с общественными ценностями,
ожиданиями
интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек
самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей,
обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами
являются:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и
умений, составляющих познавательную основу решения стандартных
задач
жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты,
работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила
личной
жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных
запросов; повышать уровень образования на основе осознанного
выбора.
Какова же роль предмета «Русский язык” в школе? Что может сделать
учитель русского языка и литературы,
чтобы обеспечить
функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать
оптимальные условия для продвижения каждого ученика в
образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные
возможности школьников каждого возраста.
Учебный год я начинаю с диагностики учебной деятельности учащихся,
в которой учтены учебная работоспособность и уровень
сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную
работоспособность каждого, определяются и направления работы с
классом в определенной последовательности: составление алгоритмов,
система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д. для
формирования не только коммуникативной компетенции, куда входит
овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний,
нформирование умений в области практического использования языка
в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией
воспитательных задач по формированию социально активной личности,
ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция
здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению
общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких
творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых
для включения её в разнообразные виды деятельности.
В этом плане использование инновационных педагогических
технологий играет большую роль. Исследовательский метод,
дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”,
технологии проектной деятельности,технологии продуктивного
чтения,пирамида Блума, приемы работы с текстом, равивающие
функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые
формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии формируют мыслительную
развивают творческую активность,
деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения,
помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи
воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с
одноклассниками.
Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют
потребность в творчестве учащихся, развивают способность к
лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме,
активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем
способствуют формированию различных компетенций. Например,
развивает умение воспринимать информацию, способность к
рефлексии прием « Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока;
«Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой
и новой информации; «Научился » — осознание результативности
деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение
прогнозировать приемы:
«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».
Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю
ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети
выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или
просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму ,
чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла
чаще всего использую приемы:
«Чтение с остановками»,
«Чтение с пометками»,
«Составление кластера».
«Ромашка Блума»
Развивает умение задавать вопросы прием
«Толстые и тонкие вопросы»:
Тонкие вопросы требуют однозначных ответов,
неоднозначных, развернутых ответов.
Тонкие
Толстые
кто
дайте объяснение почему
толстые- помогающим творчески
что
почему вы думаете
когда
в чем разница
возможно
предположите что будет, если
какой
что если
Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая
организация материала,
позволяющая систематизировать и
структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое
слово и от него расходятся стрелки- лучи, показывая смысловые поля
того или иного понятия.
К приемам письменной рефлексии,
интерпретировать информацию, относятся:
1.Написание эссе.
2.Составление телеграммы, памятки, инструкции.
Стихотворение
алгоритму.
4.Синквейн
Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на
уроках русского языка и литературы, активно применяю следующие
методы:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Обсуждение, дискуссия,
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения
Подготовка заметок и статей в СМИ
Телекоммуникационные тексты, сообщения
Участие в конкурсах сочинений
по Предложенные технологии, приемы, методы, задания направлены на
формирование информационной и коммуникативной компетентности
учащихся.
Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов
служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе
формируется функциональная грамотность школьника.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.