Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Оценка 4.7

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
химия
10 кл
31.03.2017
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
В данной работе обращено внимание на формирование у обучающихся межпредметной компетенции «применение полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил экологического поведения» со стороны учебной дисциплины - химии. Приводится разработка комплексной экскурсии «Баланс значений pH в природе – хрупкое равновесие биогеоценоза», проводимой в рамках элективного курса «Химия и охрана окружающей среды», рассчитанного для учащихся 10 класса. В данной разработке показан процесс реализации компетентностного подхода на межпредметной основе для решения экологических проблем.В данной работе обращено внимание на формирование у обучающихся межпредметной компетенции «применение полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил экологического поведения» со стороны учебной дисциплины - химии. Приводится разработка комплексной экскурсии «Баланс значений pH в природе – хрупкое равновесие биогеоценоза», проводимой в рамках элективного курса «Химия и охрана окружающей среды», рассчитанного для учащихся 10 класса. В данной разработке показан процесс реализации компетентностного подхода на межпредметной основе для решения экологических проблем.
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ­  средняя общеобразовательная школа № 93 Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся Подготовила  учитель химии высшей квалификационной категории Султангулова Лениана Павловна г. Екатеринбург  2017 Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся          По утверждению ряда исследователей в настоящее время человечество находится в состоянии системного кризиса. Одна из причин этого кризиса состоит в том, что в этических учениях прошлого предполагалось, что при любой   деятельности   человека   природные   системы   остаются   неизменными: действия, направленные на человеческий мир, должны оставаться этически нейтральными.          Антропогенное загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост населения планеты привели к внедрению в сферу нравственных отношений человек­человек нового типа отношений человек­ природа. Так, одна из экологических проблем – кислотные дожди, которые привели нашу планету   к   катастрофическому   экологическому   состоянию,   уничтожив миллионы гектаров леса в Западной Европе и Скандинавии, загубив все живое в   некоторых   озерах   Норвегии,   вызвав   резкий   всплеск   заболеваний   и смертности населения.       В данных условиях состояния общества актуализируется такое понятие, как   компетенция.   Это   связано   с   системно­практическими   функциями   и интеграционной   межпредметной   ролью   в   образовании.   При   этом формирование   компетенции   предполагает   не   только   усвоение   знаний   и развитие   умений,   но   и   выработку   способностей   извлекать   на   основе усвоенного материала новые знания из лавинообразно нарастающих объемов различных   потоков   информации   и   сознательно   их   использовать. Компетентный человек должен не только знать и уметь, но и выражать свое личное отношение к объектам окружающего мира, в том числе и к природным системам, преломленное через призму социальных норм и ценностей. В связи с этим   следует   структурировать   учебные   дисциплины   на   основе компетентностного   подхода.   Но   при   этом   возникает   проблема   разработки соответствующих   методических   приемов   и   отбора   содержания   в   учебных дисциплинах.       Например, для формирования межпредметной компетенции «применение полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил экологического   поведения»   необходимо   определить   возможные   объекты, методы формирования, личностную и социальную составляющие компетенции в тех учебных дисциплинах, в которых данная компетенция реализуется. Так, с   учетом   «Стандарта   основного   общего   образования   по   химии»   можно выделить   ряд   элементов,   которые   могут   быть   основой   для   формирования данной компетенции со стороны учебной дисциплины – химии: ­   круг   реальных   объектов   действительности   (человек,   живые   организмы, взаимосвязанные составные части литосферы, гидросферы, атмосферы); ­   социально­практическая   значимость   (бережное   сознательное   отношение   к использованию  химических  реактивов   для   сохранения  баланса,  гармонии   в окружающем мире); ­   личная   значимость   для   учащегося   (ощущение   важности   применения отдельным   человеком   химических   знаний,   умений   при   принятии   решения, прогнозирования   поступков   и   их   последствий   для   окружающего   мира   в целом); ­   объем   знаний,   умений,   способов   деятельности,   относящихся   к   этой компетенции   (знание   физических   и   химических   свойств   органических   и неорганических веществ, их физиологического действия, экспериментальных и   теоретических   методов   науки,   круговорота   химических   элементов   в природе,   закономерностей   протекания   химических   реакций,   умение применять полученные знания на практике); ­ индикаторы по проверке сформированности компетенций (выявление уровня сформированности через наблюдение умений применять полученные знания, способы   деятельности   для   решения   нестандартных   задач   с   экологическим содержанием).      В связи с общепредметным содержанием для формирования компетенции «применение   полученных   знаний   и   умений   для   осознанного   соблюдения правил   экологического   поведения»   особую   важность   приобретает межпредметный подход. Большое значение при этом имеет создание в ходе обучения   новых   нестандартных   ситуаций,   в   решении   которых   реализуется компетенция   как   личностное   свойство.   В   данном   случае   следует разрабатывать   отдельные   задания   на   межпредметной   основе,   а   также межпредметные интегрированные учебные мероприятия.          Примером может служить разработка комплексной экскурсии «Баланс значений pH в природе – хрупкое равновесие биогеоценоза», проводимой в рамках   элективного   курса   «Химия   и   охрана   окружающей   среды», рассчитанного для учащихся 10 класса. Цели данной экскурсии: 1. Сформировать умение учащихся видеть гармонию значений pH в живой природе сквозь призму взаимосвязей элементов биогеоценоза; 2. Продолжить   экологическое   воспитание   учащихся   посредством формирования   у   них   убежденности   в   необходимости   охраны окружающей среды; 3. Продолжить   формирование   познавательного   интереса,   умений применять   методы   определения   pH   для   изучения   объектов   живой природы, собирать данные для выполнения заданий исследовательского характера. Ход экскурсии Мобилизующее начало урока: постановка познавательной задачи. Вопросы беседы: 1. В чем заключается чисто химическая роль воды? К каким изменениям в клетке приводит гидролиз? 2. Клетка и организм в целом – открытые системы, поэтому значительное воздействие   на   них   оказывают   внешние   факторы.   К   чему   приводит, например, усиленное сжигание топлива, если в результате выделяются оксиды серы и азота? 3. Большая часть нашей планеты покрыта водой. Водную среду освоили различные   организмы.   Приспособлены   ли   они   к   определенному значению pH? Как это доказать?          Вывод: Резкие изменения, все чаще обусловленные в последнее время антропогенными   воздействиями,   губительны   для   всего   биогеоценоза,   т.е. система   живой  природы  очень  хрупка   и ее  следует  охранять.  А  защищать природу следует сознательно, зная и изучая ее, привлекая различные методы, в том числе химические. Формирование новых знаний и умений 1. Инструктаж по правилам безопасности. 2. Работа учащихся по инструкционным карточкам. Разработаны   инструкционные   карточки   для   реализации   компетентностного подхода на межпредметной основе. Карточка №1.Влияние дождевой воды на состояние биогеоценоза 1. Укажите дату и погодные условия: а) температуру воздуха; б) наличие осадков; в) ясно или облачно. 2. Определите pH дождевой воды: нанесите 2­3 капли дождевой воды на универсальную индикаторную бумагу. 3. Объясните, чем обусловлена естественная кислотность дождевой воды (pH дождевой воды в отсутствие загрязнителей примерно равна 5,6), учитывая   состав   воздуха.   Напишите   уравнение   реакции, подтверждающее процесс подкисления дождевой воды. 4. За   счет   выбросов   оксидов   серы   и   азота   происходит   закисление атмосферных осадков: pH дождя составляет 4,5­5, а туманы еще более кислые. Как объяснить, что туманы всегда более кислые, чем дожди?   Совершенствование и применение теоретических знаний и умений      В результате анализа природных жидкостей (дождевая вода, влияющая на состояние водоемов и почвы, почвенный раствор и вода из пруда) учащиеся получили некоторые данные об их состоянии. Вопросы учащимся: 1. В   каком   состоянии   находится   биогеоценоз   поляны   и   пруда; соответствуют ли значения pH дождевой воды, почвенного раствора и воды из пруда норме? 2. Около 35 лет назад pH дождевой воды в среднем в мире составлял 5,6. С тех пор он снизился до 4,0. С чем это связано? 3. Повлияет   ли   резкое   снижение   pH   на   состояние   исследуемых   нами природных систем? Если да, то как? Вывод: Резкое изменение pH приводит к разрушению биогеоценоза. Человек сжигает   топливо,   эксплуатирует   автомобили,   недостаточно   очищает промышленные   выбросы.   Результат   –   закисление   природных   жидкостей   и экстремальные   изменения   в   живых   системах,   нередко   несовместимые   с жизнью.   Человек   должен   оберегать   природу,   изучать   влияние   различных факторов   на   значение   pH,   использовать   возобновляемые   ресурсы, энергосберегающие технологии, сокращать промышленные выбросы. В   завершение   экскурсии   учащиеся   решают   задачу:   В   клетках   организма человека pH=7. Почему человек чувствует боль при прикосновении к крапиве, в соке которой содержится муравьиная кислота? Приведенное   учебное   мероприятие   содержит   проблемные   задачи,   построенные   на   межпредметной   основе   и   способствующие   формированию компонентов   рассматриваемой   нами   межпредметной   компетенции. Происходит   ухудшение   экологии   окружающей   среды.   Экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении   многих   их   них   используют   химические   методы   и   средства. Отсутствие   химической   и   экологической   грамотности   порождает   угрозу безопасности   человека   и   природы,   недооценку   роли   химии   в   решении экологических проблем.           Таким   образом,  для   решения   ряда   проблем,   связанных   с   осознанием учащимися   своего   места   в   мире   и,   соответственно,   формирование   у   них бережного отношения к природным системам, необходимо не только давать им   различные   знания,   но   и   развивать   у   них   умения   проводить   контроль некоторых   объектов   природы.   Необходимо   создавать   различные нестандартные   ситуации,   в   которых   учащийся   окажется   перед   выбором оптимальных способов решения стоящих перед ним задач, т.е. формирование компетенции   –   возможный   выход   в   решении   стоящих   перед   обществом   и образованием задач. Список использованной литературы 1. Ахметов  Н.С. Химия: Учеб. для 10­11 классов общеобразовательных  учреждений. – М.: Просвещение, 1998. 2. Боровский Е.Э. Кислотные осадки// Химия: приложение к газете  «Первое сентября». – 1996. ­ №16. – с.1­3. 3. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10 классов  общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005. 4. Кузнецова Н.Е. Шаталов М.А. Проблемно­интегративный подход и  методика его реализации в обучении химии// Химия в школе. – 1999. ­  №3.­ с.25­35. 5. Лыгин С.А., Халикова И.В., Гильметова И.В. К рассмотрению проблемы кислотных осадков// Химия в школе. – 2003. ­ №6. – с.35­38. 6. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учеб. пособие для 9­11  классов общеобразовательной школы. – М.: Школа­Пресс, 1996. 7. Михалева М.В. К методике изучения водородного показателя// Химия в школе. – 1996. ­ №4. – с.20­24. 8. Травушкин Г.Г., Ахтаханов Р.А. Коренная реформа образования –  единственный способ выживания человечества// Инновации в  образовании. – 2005. ­ №4. – с.23­27.

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся

Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017