Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
химия
10 кл
31.03.2017
В данной работе обращено внимание на формирование у обучающихся межпредметной компетенции «применение полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил экологического поведения» со стороны учебной дисциплины - химии. Приводится разработка комплексной экскурсии «Баланс значений pH в природе – хрупкое равновесие биогеоценоза», проводимой в рамках элективного курса «Химия и охрана окружающей среды», рассчитанного для учащихся 10 класса. В данной разработке показан процесс реализации компетентностного подхода на межпредметной основе для решения экологических проблем.В данной работе обращено внимание на формирование у обучающихся межпредметной компетенции «применение полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил экологического поведения» со стороны учебной дисциплины - химии. Приводится разработка комплексной экскурсии «Баланс значений pH в природе – хрупкое равновесие биогеоценоза», проводимой в рамках элективного курса «Химия и охрана окружающей среды», рассчитанного для учащихся 10 класса. В данной разработке показан процесс реализации компетентностного подхода на межпредметной основе для решения экологических проблем.
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 93
Развитие химической и экологической
грамотности у обучающихся
Подготовила
учитель химии
высшей квалификационной категории
Султангулова Лениана Павловна
г. Екатеринбург
2017 Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
По утверждению ряда исследователей в настоящее время человечество
находится в состоянии системного кризиса. Одна из причин этого кризиса
состоит в том, что в этических учениях прошлого предполагалось, что при
любой деятельности человека природные системы остаются неизменными:
действия, направленные на человеческий мир, должны оставаться этически
нейтральными.
Антропогенное загрязнение окружающей среды, истощение природных
ресурсов, рост населения планеты привели к внедрению в сферу нравственных
отношений человекчеловек нового типа отношений человек природа. Так,
одна из экологических проблем – кислотные дожди, которые привели нашу
планету к катастрофическому экологическому состоянию, уничтожив
миллионы гектаров леса в Западной Европе и Скандинавии, загубив все живое
в некоторых озерах Норвегии, вызвав резкий всплеск заболеваний и
смертности населения.
В данных условиях состояния общества актуализируется такое понятие,
как компетенция. Это связано с системнопрактическими функциями и
интеграционной межпредметной ролью в образовании.
При этом
формирование компетенции предполагает не только усвоение знаний и
развитие умений, но и выработку способностей извлекать на основе
усвоенного материала новые знания из лавинообразно нарастающих объемов
различных потоков информации и сознательно их использовать.
Компетентный человек должен не только знать и уметь, но и выражать свое
личное отношение к объектам окружающего мира, в том числе и к природным
системам, преломленное через призму социальных норм и ценностей. В связи с
этим следует структурировать учебные дисциплины на основе
компетентностного подхода. Но при этом возникает проблема разработки
соответствующих методических приемов и отбора содержания в учебных
дисциплинах.
Например, для формирования межпредметной компетенции «применение
полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил
экологического поведения» необходимо определить возможные объекты,
методы формирования, личностную и социальную составляющие компетенции
в тех учебных дисциплинах, в которых данная компетенция реализуется. Так,
с учетом «Стандарта основного общего образования по химии» можно выделить ряд элементов, которые могут быть основой для формирования
данной компетенции со стороны учебной дисциплины – химии:
круг реальных объектов действительности (человек, живые организмы,
взаимосвязанные составные части литосферы, гидросферы, атмосферы);
социальнопрактическая значимость (бережное сознательное отношение к
использованию химических реактивов для сохранения баланса, гармонии в
окружающем мире);
личная значимость для учащегося (ощущение важности применения
отдельным человеком химических знаний, умений при принятии решения,
прогнозирования поступков и их последствий для окружающего мира в
целом);
объем знаний, умений, способов деятельности, относящихся к этой
компетенции (знание физических и химических свойств органических и
неорганических веществ, их физиологического действия, экспериментальных
и теоретических методов науки, круговорота химических элементов в
природе, закономерностей протекания химических реакций, умение
применять полученные знания на практике);
индикаторы по проверке сформированности компетенций (выявление уровня
сформированности через наблюдение умений применять полученные знания,
способы деятельности для решения нестандартных задач с экологическим
содержанием).
В связи с общепредметным содержанием для формирования компетенции
«применение полученных знаний и умений для осознанного соблюдения
правил экологического поведения» особую важность приобретает
межпредметный подход. Большое значение при этом имеет создание в ходе
обучения новых нестандартных ситуаций, в решении которых реализуется
компетенция как личностное свойство. В данном случае следует
разрабатывать отдельные задания на межпредметной основе, а также
межпредметные интегрированные учебные мероприятия.
Примером может служить разработка комплексной экскурсии «Баланс
значений pH в природе – хрупкое равновесие биогеоценоза», проводимой в
рамках элективного курса «Химия и охрана окружающей среды»,
рассчитанного для учащихся 10 класса. Цели данной экскурсии:
1. Сформировать умение учащихся видеть гармонию значений pH в живой
природе сквозь призму взаимосвязей элементов биогеоценоза;
2. Продолжить экологическое воспитание учащихся посредством
формирования у них убежденности в необходимости охраны
окружающей среды;
3. Продолжить формирование познавательного интереса,
умений
применять методы определения pH для изучения объектов живой
природы, собирать данные для выполнения заданий исследовательского
характера.
Ход экскурсии
Мобилизующее начало урока: постановка познавательной задачи.
Вопросы беседы:
1. В чем заключается чисто химическая роль воды? К каким изменениям в
клетке приводит гидролиз?
2. Клетка и организм в целом – открытые системы, поэтому значительное
воздействие на них оказывают внешние факторы. К чему приводит,
например, усиленное сжигание топлива, если в результате выделяются
оксиды серы и азота?
3. Большая часть нашей планеты покрыта водой. Водную среду освоили
различные организмы. Приспособлены ли они к определенному
значению pH? Как это доказать?
Вывод: Резкие изменения, все чаще обусловленные в последнее время
антропогенными воздействиями, губительны для всего биогеоценоза, т.е.
система живой природы очень хрупка и ее следует охранять. А защищать
природу следует сознательно, зная и изучая ее, привлекая различные методы,
в том числе химические.
Формирование новых знаний и умений
1. Инструктаж по правилам безопасности.
2. Работа учащихся по инструкционным карточкам.
Разработаны инструкционные карточки для реализации компетентностного
подхода на межпредметной основе.
Карточка №1.Влияние дождевой воды на состояние биогеоценоза 1. Укажите дату и погодные условия: а) температуру воздуха; б) наличие
осадков; в) ясно или облачно.
2. Определите pH дождевой воды: нанесите 23 капли дождевой воды на
универсальную индикаторную бумагу.
3. Объясните, чем обусловлена естественная кислотность дождевой воды
(pH дождевой воды в отсутствие загрязнителей примерно равна 5,6),
учитывая состав воздуха.
Напишите уравнение реакции,
подтверждающее процесс подкисления дождевой воды.
4. За счет выбросов оксидов серы и азота происходит закисление
атмосферных осадков: pH дождя составляет 4,55, а туманы еще более
кислые. Как объяснить, что туманы всегда более кислые, чем дожди?
Совершенствование и применение теоретических знаний и умений
В результате анализа природных жидкостей (дождевая вода, влияющая на
состояние водоемов и почвы, почвенный раствор и вода из пруда) учащиеся
получили некоторые данные об их состоянии.
Вопросы учащимся:
1. В каком состоянии находится биогеоценоз поляны и пруда;
соответствуют ли значения pH дождевой воды, почвенного раствора и
воды из пруда норме?
2. Около 35 лет назад pH дождевой воды в среднем в мире составлял 5,6.
С тех пор он снизился до 4,0. С чем это связано?
3. Повлияет ли резкое снижение pH на состояние исследуемых нами
природных систем? Если да, то как?
Вывод: Резкое изменение pH приводит к разрушению биогеоценоза. Человек
сжигает топливо, эксплуатирует автомобили, недостаточно очищает
промышленные выбросы. Результат – закисление природных жидкостей и
экстремальные изменения в живых системах, нередко несовместимые с
жизнью. Человек должен оберегать природу, изучать влияние различных
факторов на значение pH, использовать возобновляемые ресурсы,
энергосберегающие технологии, сокращать промышленные выбросы.
В завершение экскурсии учащиеся решают задачу: В клетках организма
человека pH=7. Почему человек чувствует боль при прикосновении к крапиве,
в соке которой содержится муравьиная кислота? Приведенное учебное мероприятие содержит проблемные задачи,
построенные на межпредметной основе и способствующие формированию
компонентов рассматриваемой нами межпредметной компетенции.
Происходит ухудшение экологии окружающей среды. Экологические
проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в
решении многих их них используют химические методы и средства.
Отсутствие химической и экологической грамотности порождает угрозу
безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении
экологических проблем.
Таким образом, для решения ряда проблем, связанных с осознанием
учащимися своего места в мире и, соответственно, формирование у них
бережного отношения к природным системам, необходимо не только давать
им различные знания, но и развивать у них умения проводить контроль
некоторых объектов природы.
Необходимо создавать различные
нестандартные ситуации, в которых учащийся окажется перед выбором
оптимальных способов решения стоящих перед ним задач, т.е. формирование
компетенции – возможный выход в решении стоящих перед обществом и
образованием задач. Список использованной литературы
1. Ахметов Н.С. Химия: Учеб. для 1011 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 1998.
2. Боровский Е.Э. Кислотные осадки// Химия: приложение к газете
«Первое сентября». – 1996. №16. – с.13.
3. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
4. Кузнецова Н.Е. Шаталов М.А. Проблемноинтегративный подход и
методика его реализации в обучении химии// Химия в школе. – 1999.
№3. с.2535.
5. Лыгин С.А., Халикова И.В., Гильметова И.В. К рассмотрению проблемы
кислотных осадков// Химия в школе. – 2003. №6. – с.3538.
6. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учеб. пособие для 911
классов общеобразовательной школы. – М.: ШколаПресс, 1996.
7. Михалева М.В. К методике изучения водородного показателя// Химия в
школе. – 1996. №4. – с.2024.
8. Травушкин Г.Г., Ахтаханов Р.А. Коренная реформа образования –
единственный способ выживания человечества// Инновации в
образовании. – 2005. №4. – с.2327.
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Развитие химической и экологической грамотности у обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.