Развитие творческого потенциала и компетентностей личности ученика является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения. И пути достижения этой цели могут быть разные. Один из них - вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, через которую они не только совершенствуют свои знания по определенным направлениям деятельности, но и развивают информационную и коммуникативную компетентность.
В своей педагогической деятельности активно использую традиционные и инновационные методы и формы обучения: метод проблемного обучения, ИКТ, психолого-социалогический и практико-ориентированной деятельности и др., что позволяет преподносить программный материал с учетом имеющихся у детей знаний, избегать физических и эмоциональных перегрузок. Различные формы рефлексии учат школьников анализировать свою деятельность, свободно излагать мысли, используя специальную терминологию.
Тренинги, диспуты и практические занятия развивают интерес к занятию, что также позволяет сделать образовательный процесс максимально эффективным. Создавая ситуацию успеха в возникшей учебной проблеме, я учу детей анализировать ситуацию, вырабатывать способ действия, моделировать его и применять выработанный способ действия на практике.
Развитие информационной и коммуникативной компетентности через
включение учащихся в исследовательскую деятельность
“Если человек в школе
не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать”.
Л.Н.Толстой
Развитие творческого потенциала и компетентностей личности ученика является одной из ведущих направлений
деятельности образовательного учреждения. И пути достижения этой цели могут быть разные. Один из них вовлечение
учащихся в научноисследовательскую деятельность, через которую они не только совершенствуют свои знания по
определенным направлениям деятельности, но и развивают информационную и коммуникативную компетентность.
В своей педагогической деятельности активно использую традиционные и инновационные методы и формы обучения:
метод проблемного обучения, ИКТ, психологосоциалогический и практикоориентированной деятельности и др., что
позволяет преподносить программный материал с учетом имеющихся у детей знаний, избегать физических и
эмоциональных перегрузок. Различные формы рефлексии учат школьников анализировать свою деятельность, свободно
излагать мысли, используя специальную терминологию.
Тренинги, диспуты и практические занятия развивают интерес к занятию, что также позволяет сделать образовательный
процесс максимально эффективным. Создавая ситуацию успеха в возникшей учебной проблеме, я учу детей анализировать
ситуацию, вырабатывать способ действия, моделировать его и применять выработанный способ действия на практике.
Формирование информационной и коммуникативной компетентности подрастающего поколения является значимым в
наше время, так как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности и развитие
исследовательской компетенции можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.
Коммуникативная компетентность ресурс эффективности и благополучия ребенка в его будущей взрослой жизни.
Развитие коммуникативной компетентности воспитанников – активное социальнопсихологическое обучение, через
создание условий, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности
взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Личные
переживания влияют на изменение личностных отношений и поведения.
Мы развиваем позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и
самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям через расширение понимания их, принятия и
уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный
психологический климат в объединении, облегчает адаптацию в нем.
Информационная компетентность начинается с желания старшеклассников выполнять исследовательскую работу. Это
происходит через включение их в научноисследовательскую деятельность, которая становится психологической
подготовкой к решению реальных проблем, с которыми воспитанники могут столкнуться в жизни и в будущей
профессиональной деятельности.
Цель деятельности учителя: создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе
овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной и коммуникативной компетентностей
через включение в исследовательскую деятельность.
Функции учителя: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная.
Воспитанники из объекта деятельности превращаются в субъект, у которого в процессе исследовательской деятельности
формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к
самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.
Обучение членов КЛИО в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и
коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности.
Информационные и коммуникационные технологии – это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой
информации. ИКТ способны воздействовать на все аспекты жизни ребенка.
Базой для информационнокоммуникативной компетентности является Новая грамотность, которая предполагает новые
педагогические возможности, связанные с развитием личности воспитанника. ИКТ оказывают влияние на все сферы
жизнедеятельности человека, повышая эффективность обучения и самообучения.Наиболее эффективной формой обучения, позволяющей раскрыть творческий потенциал, выявить интересы и склонности
старшеклассников по отношению к их будущей профессиональной деятельности, является исследовательская
деятельность. Значимость включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность предполагает развитие
его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению,
признана на государственном уровне.
Члены клуба КЛИО знакомятся со структурой научноисследовательской работы, с требованиями к оформлению
реферата, особенностями научного стиля, проводят анализ работ учащихся прошлых лет. Здесь важно показать основные
особенности исследования, требования объективности, обобщенности и обоснованности, познакомить с возможными
методами проведения самостоятельного исследования через тесты, анкетыопросники. Анализируя работы предыдущих
лет, члены КЛИО знакомятся с такими понятиями, как цель, задачи, предмет и объект исследования. Форма занятий в
основном лекционнопрактическая с использованием презентации. На этом этапе учащиеся учатся планировать свою
деятельность, работать со справочной литературой: конспектировать, реферировать, цитировать, оформлять ссылки и
сноски. Посещение библиотеки учит находить нужные источники, составлять библиографию, пользоваться электронными
и библиотечными каталогами: системным, алфавитным, предметным. Самостоятельная работа продолжается дома, ребята
анализируют литературу по избранной теме, осваивают навыки реферирования по нескольким источникам. Они
выполняют самостоятельное исследование под руководством учителя, которое предполагает сбор материала по проблеме,
анализ и его систематизацию.
Подготовив защиту проекта, учащиеся демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное
исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты обучающиеся учатся излагать полученную информацию,
сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым,
развивая навыки проведения деловых дискуссий.
Индивидуальная работа с учениками проводится в режиме консультаций, которая помогает овладеть необходимыми
умениями и приёмами, позволяющими провести собственное исследование.
Составление тезисов будущего выступления для защиты исследования, соблюдение регламента, подготовка к публичному
выступлению – новые для многих старшеклассников виды деятельности. Это важно для формирования коммуникативных
умений: умение работать в группе, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Работа над проектом сопровождается созданием презентации. Можно превратить презентацию в увлекательный способ
вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация дает возможность проявить творчество,
индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия.
За последние годы уровень компетентностей детей в освоении информационных технологий значительно вырос: от
использования CDдисков с готовыми рефератами до использования поисковых сайтов, информационных баз данных,
электронных каталогов, пользования сетью Интернет, создания электронных презентаций, клипов, фильмов.
Развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий
процесс – все это возможно через приобщение учащихся к научноисследовательской работе, выполнению творческих
работ, организация которых позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов,
рафинированных знаний.
Информационные и коммуникативные компетентности, сформированные у старшеклассников на занятиях в КЛИО
позволяют им использовать полученные знания в различных образовательных областях, принимать участие научно
практических конференциях учащихся.
Все члены КЛИО ведут исследовательскую деятельность. Они знают не только структуру научноисследовательской
работы, требования к ее оформлению, особенности научного стиля, методы проведения самостоятельного исследования
через тесты, анкетыопросники, но и коммуникабельны, умеют работать в группе, умеют представить себя, брать
ответственность на себя, умеют применять в образовательной практике ИКТ.