Развитие информационной и коммуникативной компетентности через включение учащихся в исследовательскую деятельность

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие творческого потенциала и компетентностей личности ученика является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения. И пути достижения этой цели могут быть разные. Один из них - вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, через которую они не только совершенствуют свои знания по определенным направлениям деятельности, но и развивают информационную и коммуникативную компетентность. В своей педагогической деятельности активно использую традиционные и инновационные методы и формы обучения: метод проблемного обучения, ИКТ, психолого-социалогический и практико-ориентированной деятельности и др., что позволяет преподносить программный материал с учетом имеющихся у детей знаний, избегать физических и эмоциональных перегрузок. Различные формы рефлексии учат школьников анализировать свою деятельность, свободно излагать мысли, используя специальную терминологию. Тренинги, диспуты и практические занятия развивают интерес к занятию, что также позволяет сделать образовательный процесс максимально эффективным. Создавая ситуацию успеха в возникшей учебной проблеме, я учу детей анализировать ситуацию, вырабатывать способ действия, моделировать его и применять выработанный способ действия на практике.
Иконка файла материала Развитие информационной и коммуникативной компетен.doc
Развитие информационной и коммуникативной компетентности через включение учащихся в исследовательскую деятельность “Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только  подражать и копировать”.  Л.Н.Толстой Развитие творческого потенциала и компетентностей личности ученика является одной из ведущих направлений  деятельности образовательного учреждения. И пути достижения этой цели могут быть разные. Один из них ­ вовлечение  учащихся в научно­исследовательскую деятельность, через которую они не только совершенствуют свои знания по  определенным направлениям деятельности, но и развивают информационную и коммуникативную компетентность. В своей педагогической деятельности активно использую традиционные и инновационные методы и формы обучения:  метод проблемного обучения, ИКТ, психолого­социалогический и практико­ориентированной деятельности и др., что  позволяет преподносить программный материал с учетом имеющихся у детей знаний, избегать физических и  эмоциональных перегрузок. Различные формы рефлексии учат школьников анализировать свою деятельность, свободно  излагать мысли, используя специальную терминологию. Тренинги, диспуты и практические занятия развивают интерес к занятию, что также позволяет сделать образовательный  процесс максимально эффективным. Создавая ситуацию успеха в возникшей учебной проблеме, я учу детей анализировать ситуацию, вырабатывать способ действия, моделировать его и применять выработанный способ действия на практике. Формирование информационной и коммуникативной компетентности подрастающего поколения является значимым в  наше время, так как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности и развитие  исследовательской компетенции  можно считать одной из актуальнейших задач современного образования. Коммуникативная компетентность ­ ресурс эффективности и благополучия ребенка в его будущей взрослой жизни. Развитие коммуникативной компетентности воспитанников – активное социально­психологическое обучение, через  создание условий, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности  взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Личные  переживания влияют на изменение личностных отношений и поведения. Мы развиваем позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и  самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям через расширение понимания их, принятия и  уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в объединении, облегчает адаптацию в нем. Информационная компетентность начинается с желания старшеклассников выполнять исследовательскую работу. Это  происходит через включение их в научно­исследовательскую деятельность, которая становится психологической  подготовкой к решению реальных проблем, с которыми воспитанники могут столкнуться в жизни и в будущей  профессиональной деятельности. Цель деятельности учителя: создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе  овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной и коммуникативной компетентностей  через включение в исследовательскую деятельность. Функции учителя: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная.  Воспитанники из объекта деятельности превращаются в субъект, у которого в  процессе исследовательской деятельности  формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к  самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность. Обучение членов КЛИО в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и  коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности. Информационные и коммуникационные технологии – это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой  информации. ИКТ способны воздействовать на все аспекты жизни ребенка. Базой для информационно­коммуникативной компетентности является Новая грамотность, которая предполагает новые  педагогические возможности, связанные с развитием личности воспитанника. ИКТ оказывают влияние на все сферы  жизнедеятельности человека, повышая эффективность обучения и самообучения.Наиболее эффективной формой обучения, позволяющей раскрыть творческий потенциал, выявить интересы и склонности  старшеклассников по отношению к их будущей профессиональной деятельности, является исследовательская  деятельность. Значимость включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность предполагает развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению,  признана  на государственном уровне. Члены клуба КЛИО знакомятся со структурой научно­исследовательской работы, с требованиями к оформлению  реферата, особенностями научного стиля, проводят   анализ работ учащихся прошлых лет. Здесь важно показать основные  особенности исследования, требования объективности, обобщенности и обоснованности, познакомить с возможными  методами проведения   самостоятельного исследования через тесты, анкеты­опросники. Анализируя работы предыдущих  лет, члены КЛИО знакомятся с такими понятиями, как цель, задачи, предмет и объект исследования. Форма занятий в  основном лекционно­практическая с использованием презентации.  На этом этапе учащиеся учатся планировать свою  деятельность, работать со справочной литературой: конспектировать, реферировать, цитировать, оформлять ссылки и  сноски. Посещение библиотеки учит находить нужные источники, составлять библиографию, пользоваться электронными  и библиотечными каталогами: системным, алфавитным, предметным. Самостоятельная работа продолжается дома, ребята анализируют литературу по избранной теме, осваивают навыки реферирования по нескольким источникам. Они  выполняют самостоятельное исследование под руководством учителя, которое предполагает сбор материала по проблеме, анализ и его систематизацию. Подготовив защиту проекта, учащиеся демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное  исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты обучающиеся учатся излагать полученную информацию,  сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым,  развивая навыки проведения деловых дискуссий. Индивидуальная работа с учениками проводится  в режиме консультаций, которая помогает овладеть необходимыми  умениями и приёмами,  позволяющими провести собственное исследование. Составление тезисов будущего выступления для защиты исследования, соблюдение регламента, подготовка к публичному  выступлению – новые для многих старшеклассников виды деятельности. Это важно для формирования коммуникативных  умений: умение работать в группе, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. Работа над проектом сопровождается созданием презентации. Можно превратить презентацию в увлекательный способ  вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация дает возможность проявить творчество,  индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия. За последние годы уровень компетентностей детей в освоении информационных технологий значительно вырос: от  использования CD­дисков с готовыми рефератами до использования поисковых сайтов, информационных баз данных,  электронных каталогов, пользования сетью Интернет, создания электронных презентаций, клипов, фильмов. Развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий  процесс – все это возможно через приобщение учащихся к научно­исследовательской работе, выполнению творческих  работ, организация которых позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов,  рафинированных знаний. Информационные и коммуникативные компетентности, сформированные у старшеклассников на занятиях в КЛИО  позволяют им использовать полученные знания в различных образовательных областях, принимать участие научно­ практических конференциях учащихся. Все члены КЛИО ведут исследовательскую деятельность. Они знают не только структуру научно­исследовательской  работы, требования к ее оформлению, особенности научного стиля, методы проведения самостоятельного исследования  через тесты, анкеты­опросники, но и коммуникабельны, умеют работать в группе, умеют представить себя, брать  ответственность на себя, умеют применять в образовательной практике ИКТ.