Развитие Кинематографа в Калмыкии
Оценка 4.9

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
4 кл—11 кл +1
18.02.2018
Развитие Кинематографа в Калмыкии
Развитие кинематографа в Калмыкии. История, исторические события повлиявшие на ход и развития кинематографа. Известные актеры, советского и современного кинематографа, которые внесли значительный вклад в развитие кино в Республике. Имена современных режиссеров, таких как, Элла Манжиева. Актеров Евгения Сангаджиева и Евгении Манджиевой.
Кинематограф в калмыкии.docx
Казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус им. О.И.Городовикова» Номинация «Исследовательские работы» «Развитие кинематографа в Республике Калмыкия» Подготовил: Лиджиев Илья ученик 8 «б»  класса КОУ « ККК им. О.И.Гродовикова» Республика Калмыкия Руководитель: Ходжгорова Байирта Николаевна учитель английского языка КОУ « ККК им. О.И.Городовикова» 1 Городовиковск, 2018  Содержание 1. 2. 3. 4. 5. Введение………………………………………………………..3 История развития кинематографии……………………….6 Современное и советское калмыцкое кино………..……...8 Заключение……………………..…………………………….10 Список литературы…………….……………………………13 2 Введение Индустриализация России в XX в. сопровождалась глубокими  изменениями в культурной сфере жизни общества. Эти изменения затронули  самые отдаленные и отсталые национальные окраины страны, в том числе и  Калмыкию. Одним из самых мощных источников культурных преобразований в  стране стал кинематограф. В СССР кино в силу массовости своего  распространения, наглядности и убедительности экранного образа, огромной  агитационно­пропагандистской мощи стало, по известной формулировке  В.И.Ленина «важнейшим из искусств». Партийно­государственное  руководство страны, оценив возможности кинематографа, поставило это  искусство на службу коммунистической идеологии. В этом контексте мы видим актуальность своего исследования,  касающегося истории развития кинематографа Калмыкии. В работе мы  постараемся дать подробный анализ всесторонней роли кинематографа в  области культуры и просвещения населения республики.  Деятельность республиканских органов власти по созданию и  расширению киносети, участие калмыцких артистов в художественных  фильмах, развитие непрофессиональной кинематографии, строилась, прежде  всего, в рамках реализации государственной поддержки национальных  республик. Работая над этой темой мы искали информацию в разных источниках: брошюры,   статьи   и   интервью   с   элементами   исторических,   критических, фильмографических исследований по проблемам развития как мирового, так и   национального   кинематографа.   В   мемуарах   кинематографисты рассказывают о своём жизненном и творческом пути и при этом освещают широкий круг общественно­культурных явлений.  Надо   отметить,   что   в   некоторых   работах   известных   мастеров советского кинематографа приводятся данные, рассказывающие о творческих успехах   артистов   Калмыкии,   снявшихся   в   популярных   фильмах.   Так, режиссер   В.А.Шнейдеров   и   оператор   Н.Л.Прозоровский   рассказали   об участии   калмыцких   артистов   Э.Манджиева,   Б.Толгаева,   Б.Морчукова   в фильме «Гайчи»(1938г.); режиссер Е.Л.Дзиган и оператор Е.Н.Андриканис в 3 своих  книгах  поделились  воспоминаниями   о работе  над  фильмом «Первая Конная»   (1941   г.),   где   снимался   первый   калмыцкий   киноартист   Зула Нохашкиевич   Нохашкиев   в   роли   Оки   Ивановича   Городовикова;   режиссёр Б.А.Кимягаров поведал историю создания фильма «Минарет смерти» (1925 г.) и привёл эпизоды работы в картине калмыцкой актрисы Бовы Колпаковой; киновед   Б.А.Медовой   рассказал   о   молодом   кинодраматурге   Олеге Манджиеве,   а   В.Б.Листов   опубликовал   фотографические   отпечатки   с киноленты   времён   гражданской   войны   с   изображением   бойцов­калмыков Первой Конной армии. Развитие   кинематографии   в   Калмыкии   не   нашло   освещения   в отечественной   общероссийской   историографии,   хотя   отдельные   аспекты проблемы затрагивались в отдельных республиканских изданиях, в которых государственные деятели и ученые Калмыкии в своих выступлениях, наряду с традиционными   видами   искусства,   рассматривали   и   вопросы   кино   в республике. В   книгах   Б.Б.Городовикова   «Орденоносная   Калмыкия»   (1972   г.), «Советская   Калмыкия   на   подъеме»   (1984   г.)   рассказывается   о   развитии экономики   и   культуры   республики.   В   основном   правильное   руководство экономикой   области,   квалифицированная   помощь   в   организации   досуга тружеников   степи,   материальная   помощь   со   стороны   государства   в строительстве   клубов,   библиотек,   кинотеатров   способствовало   повышению уровня национальной культуры и искусства.  Впервые о новых видах кинематографа в республике ­ художественном  и самодеятельном кино рассказывается в книгах Б.О.Джимбинова «Советская Калмыкия» (1960 г.) и Д.Ц.­Д.Номинханова «Очерки истории культуры  калмыцкого народа» (1969 г.). Авторы отмечают, что республика, расположенная на границе Азии и  Европы, всегда привлекала кинематографистов России и других  национальных республик. На её территории производились и производятся  съёмки эпизодов различных художественных картин, а артисты Калмыцкого  драматического театра охотно привлекаются к работе в фильмах. Часто после этого их приглашают на главные роли в фильмах национальных студий.  Большое количество доступной по цене фото­ и киноаппаратуры, материалов  и химикатов, использование кинолент в телевидении привело к широкому  развитию в республике непрофессиональных студий и кружков в школах,  заводах, в селе, в семьях... Такие фильмы демонстрировались в клубах, по  республиканскому телевидению. С учетом выше сказанного мы выделили следующие цели и задачи. Цель исследования:  изучение  развития кинематографа в Республике Калмыкия Задачи исследования: 4  Определить научные основы исследования проблемы становления и  развития кинематографа в Республике   Через совокупность разнообразных форм и жанров показать  становление и развитие калмыцкого кинематографа.  Выявить особенности развития национального кинематографа,  продемонстрировать его связь с лучшими традициями национальной  культуры;  На примере творческих портретов известных калмыцких артистов  показать участие калмыцкой творческой интеллигенции в российском  кинематографическом процессе. Предмет исследования:   кинематограф в Калмыкии Практическая значимость: Исследование позволяет полноценно  представить историю становления и развития кинематографа в Республике  Калмыкия. Исходя из того, что кинематограф с одной стороны впитал в себя  многие черты национальной культуры, с другой стороны сам стал важным  фактором ее дальнейшего развития в XX в. Помимо вышесказанного,  полученные результаты могут быть использованы для разработки  обобщающих исследований, посвященных по проблемам развития  национальной культуры в Республике Калмыкия. 5 История развития кинематографии 28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд­кафе» на бульваре Капуцинов, 14, состоялся первый общественный сеанс «синематографа Люмьера». Уже в  следующем, 1896 году, 16 мая «синематограф» демонстрируется в  Петербурге, а 7 июня в Москве. В начальный период «синема» (1896­1908гг.) в России привлекла  зрителей иллюзией реальности, и успех кинематографа как аттракциона был  обеспечен. Практически до 1908 года российское кино не могло развиваться  самостоятельно из­за иностранной монополии как на кинотехнику, так и на  фильмопро­изводство и прокат. Кино постепенно стало выгоднейшим  коммерческим предприятием, российские предприниматели вскоре оценили  доходность этого «аттракциона», и деньги стали вкладываться в создание  фабрик по производству аппаратуры, плёнки; фотоателье переоборудовались  в кинопавильоны. С выпуска первого игрового кино «Стенька Разин» («Понизовая  вольница» 1908 г.) российское кино стало самостоятельно осваивать  кинорынок и быстро расширять свои границы от центра России к ее окраинам, в том числе и в Калмыцкую степь.  Однако отсутствие в Калмыкии политических организаций, кочевой  образ жизни значительной части коренного населения, во многом  докапиталистические отношения в экономике и в быту чрезвычайно  затрудняли экономическое, политическое и культурное развитие Калмыцкой  области. Учитывая это, в помощь местным Советам из Москвы направлялись  агитационно­инструкторские коллективы Всероссийского Центрального  Исполнительного Комитета (ВЦИК), которые помогали поднять  политическую активность народных масс и направить их на борьбу за  восстановление народного хозяйства Калмыцкой области. При этом  распространялись газеты, брошюры, листовки, устраивались митинги,  показывали кино. Люди приезжали из дальних хотонов и кочевий к месту стоянки  агитационно ­ инструкторского коллектива агитпарохода ВЦИКа «Красная  6 Звезда», который в навигации 1919­1921 гг. ходил по Волге, чтобы послушать  лекцию, посмотреть хронику революции, события на фронтах и в тылу. Вот  что сообщала о прибытии агитпарохода газета «Известия» от 20 мая 1921  года. Первые упоминания о киносъемках, связанных с историей Калмыкии,  относятся к 1914 году и приведены в книге, изданной в Москве в 1917 году  П.Г.Борисовым под названием «Калмыки в низовьях Волги» , служившей  «руководством для объяснений при демонстрации лент». В книге приведено  13 фотоотпечатков из киноленты, отснятой оператором А.Рылло в  Калмыцкой степи. Среди них «Калмыцкие кибитки», «Калмычки в  праздничных костюмах», «По степи на верблюдах», «За приготовлением  калмыцкого чая»... В Национальном архиве Республики Калмыкия сохранилось несколько  кинофрагментов 20­х годов из жизни калмыков. Эти кадры засняли, видимо,  кинооператоры П.Ермолов и А.Лемберг в 1919 и 1920 годах при  сопровождении агитпарохода ВЦИКа «Красная Звезда» по Волге, где они  запечатлели на кинопленке «куски жизни» приволжских калмыков: танцы,  жилища, быт, обряды и т.д. По ряду причин киносъемки в Калмыцкой степи проводились редко. Во­ первых, в самой области не было организации, проводящей съемки на  собственной территории, а это означало образование определенного  технического, творческого и финансового потенциала для производства  работ. Во­вторых, в соседних регионах Калмыцкой степи только начинали  создаваться киностудии, которые делали первые фильмы на местном  материале. В­третьих, в степной Калмыкии было мало поселков, где  киногруппы из Москвы могли при необходимости получить техническую  помощь в виде электроэнергии, телеграфной связи, автотранспортных  средств.  7 Современное и советское калмыцкое кино Говоря о наших актерах кино и режиссерах можно выделить следующие  имена: Зула Нохашкиев, Элла Манжиева, Евгений Сангаджиев, Церен  Цатхланов, Евгения Манджиева, и другие  83 года назад в прокат в СССР вышел фильм братьев Васильевых  «Чапаев». Роль одного из командиров красноармейцев в нем сыграл наш  земляк Зула Нохашкиев. Не будет преувеличением, если скажем, что это  первый калмыцкий киноартист.  По сюжету его персонаж участвует совместно с Чапаевым в разгроме  коварного плана белогвардейцев. Полковник Бороздин (персонаж И. Певцова) готовит атаку на «красных», называя ее «психической». Об этом Чапаеву и  его боевым товарищам рассказывает Петрович ­ денщик Бороздина, у  которого свои счеты с хозяином. У З. Нохашкиева в этом фильме не было  реплик, но в кадре мы видим, что он находится на одной площадке с главными героями картины – Чапаевым (персонаж Б. Бабочкина) и Петькой (персонаж  Л. Кмита).  Творческое амплуа калмыцкого актера не ограничивалось ролями  красноармейцев. В послужном списке многие разноплановые роли: от  рабочего до представителя интеллигенции. А фильмография актера  насчитывает 15 картин, среди которых, помимо указанного, «Семеро  смелых», «Первая Конная», «Князь Церен», «Очир», «Случай на полустанке»  и другие. Картины с участием З. Нохашкиева входят в «золотой» фонд кино  РФ, а имя актера навсегда вписано в историю кинематографии СССР. Не  последнюю роль его актерский талант играет при обучении современных слуг  Мельпомены. Наследие Нохашкиева изучается в сохранившейся в Калмыкии  еще с советских времен актерской и режиссерской школе.  С лентой «Чапаев» связано много интересных фактов. Именно показом этого  фильма открылся в 1935 году первый советский кинофестиваль. По  8 некоторым данным, между 1934 и 1936 годами Сталин посмотрел «Чапаева»  больше 30 раз По итогам опроса, который проводился в 1978 году среди киноведов со  всего мира, фильм включен в список ста лучших фильмов мирового кино.  Зула Нохашкиевич Нохашкиев родился в 1900 году. Уроженец поселка  Ики­Чонос Целинного района. Фильмы с его участием неоднократно  становились лауреатами самых первых кинофестивалей, также прокат  фильмов пользовался спросом и за пределами СССР. Актера не стало 17  августа 1943 года, он ушел из жизни в возрасте 43 лет, погиб в Великой  Отечественной войне. ЕВГЕНИЙ САНГАДЖИЕВ В 2005 году окончил отделение хореографии Училища Искусств П.О.  Чонкушова в своем родном городе в Калмыкии. Затем переехал в Москву и  поступил в РАТИ­ГИТИС на курс В.Б. Гаркалина. В 2010 году успешно  выпустился и начал свое сотрудничество с Театром Наций и студией  SoundDrama. В 2012 году присоединился к команде «Гоголь­центра» Кирилла Серебренникова. Снимался в фильмах «Брестская крепость», «Чайки»,  «Белый ягель», «Сын отца народов», «Притяжение» и других. ЭЛЛА МАНЖЕЕВА Режиссер, сценарист, Член Гильдии Режиссеров РФ, Со­учередитель  Национального фонда «Наследие Бумбы» Родилась в Республике Калмыкия. В 2007 поступила на Высшие Курсы  Сценаристов и Режиссеров в мастерскую В. И. Хотиненко, П. К. Финна, В. А.  Фенченко . В 2012 написала дебютный сценарий "Чайки", который был  опубликован в журнале "Искусство Кино", а также стал победителем  Питчинга Кинотавра в 2013 году. Мировая премьера дебютного фильма  «Чайки» состоялась 2015 году на Берлинале в программе Форум, на  фестивале “Кинотавр” получил приз за «Лучший дебют» Для съёмки в фильме «Чайки» главную роль Эльзы сыграла калмыцкая  модель Евгения Манджиева. Две недели она работала в ночную смену на  Хлебозаводе что бы стать более похожей на учительницу музыкальной школы  и на жену рыбака. Картина была снята в Лагани в Лаганском Районе. В  кинофильме «Небесный верблюд» главную роль двенадцатилетнего Баира  Сыграл Михаил Гасанов.  2015г. Элла была номинирована на премию APSA UNESCO Award  Achievement (Австралия) за выдающийся вклад в развитие и сохранение  культурного разнообразия посредством кинематографа. Фильм «Чайки» был  показан более 30 странах на всех континентах, получил более 300 страниц  положительных рецензий российской и международной прессы. Ее новый  проект “Тачал” был написан в рамках сценарной лаборатории "Культбюро" и  9 разработан в Berlinale Residency 2015году. В феврале 2016 года проект  “Тачал” был представлен на Berlinale Co­Production Market, а также в  Российском павильоне (ROSKINO) в рамках Каннского кинофестиваля.  Евгения Манджиева Модель с калмыцкими корнями, лицо Moschino и M.A.C., сделавшая  показы Lanvin и Alexander McQueen, вернулась на родину предков, чтобы  сыграть жену браконьера в фильме выпускницы СПбГИКиТ Эллы Манжеевой  «Чайки», вошедшем в программу «Форум» Берлинского кинофестиваля «В кино я попала случайно: кастинг­директор фильма искал  определенный типаж по референсу — графическому рисунку финской  художницы Хелен Юнттилы. Он увидел меня в «Фейсбуке» и пригласил на  пробы, которые я провалила: никакого актерского образования у меня не  было. Но режиссер Элла Манжеева увидела во мне что­то схожее с героиней,  поверила в меня и утвердила. Она оказалась просто превосходным учителем: понимая, что я не  похожа на деревенскую девушку, устроила испытание погружение, чтобы  выбить из меня лоск. Я приехала в калмыцкое село Лагань за несколько  недель до съемок, поселилась у местной жительницы, и мне было нельзя ни с  кем разговаривать — полное отсутствие контактов, чтобы перейти в нужное  состояние. Затем меня отправили на работу в пекарню, где все думали, что я  приехала к тетке на заработки. Это был тяжелый труд: мы работали с десяти  вечера до восьми утра каждый день — тысяча двести буханок, у меня болело  все тело.»  «В начале 90­х годов в отрасли работали более 650 киноустановок, а  число кинозрителей в год достигало пяти миллионов. В период с 1971 по 1990 годы калмыцкая киносеть оказалась одной из ведущих в стране. Потом  отрасль рухнула и лишь с недавнего времени начала восстанавливаться, ­  рассказывает заместитель министра культуры и туризма Республики  Калмыкия Николай Санджиев, ­ старой пленочной киноаппаратуры в  республике практически не осталось. Такая техника в рабочем состоянии  сохранилась лишь в некоторых клубах и учебных заведениях и, возможно, в  минимальном количестве у частных лиц».  Первое советское, современное, калмыцкое кино появилось в 1988 году  латвийского кинорежиссера     Ады Неретнице «Гадание на бараньей  лопатке». Главную роль мальчика­калмыка Лиджи в фильме сыграл Церен  Цатхланов, а его деда тувинский актер Максим Мунзук. Фильм был снят по  сценарию калмыцкого автора Олега Манджиева.  В 1987 году был снят фильм  «Амуланга» режиссера Леонида Ясеницкого кинокомпании «Мосфильм». «У нас есть хороший сценарист, Олег Манджиев, по сценариям  которого русскими режиссерами были сняты такие фильмы, как «Амуланга»  10 (1987) или «Гадание на бараньей лопатке» (1988), рассказывающие в основном о жизни калмыков в период депортации — он и сам пережил депортацию.  После этого никто ничего не снимал и не писал, калмыцких кинорежиссеров  не было — вообще, в принципе. Даже в смежных профессиях нет и не было ни  одного калмыцкого кинооператора. В2015 году,  последний день октября в Элисте состоялась премьера  детского фильма «Небесный верблюд». Картина снята по сценарию Эльзяты  Манджиевой, в ее основу легла легенда о Белом верблюжонке. В кинофильме  снимались, как профессиональные актеры Калмыкии, так и обычные дети.  Юрия Фетинга производства ООО Продюсерский центр «Всё хорошо».  Получил приз за лучший детский фильм на кинофестивале «Киношок» в  Анапе 2015 года.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ На различных этапах развития кино выполняло важные социальные  задачи:  Предоставление широчайшим массам отдыха и развлечения как  одного из средств использования свободного времени.  Идейно­эстетическое воспитание.  Пропаганда научных знаний и просвещение. Для большего охвата населения фильмами,  кино проникает в  отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты ­ на высокогорные  пастбища, пограничные заставы, рыболовецкие суда. На современном этапе общества возникла необходимость пропаганды  незаслуженно забытых произведений, творчества деятелей кино, изучения  отдельных направлений и профессий. В данной работе сделана попытка  всесторонне осветить исторический процесс в национальном кино. Развитие кино в Калмыкии, благодаря технической и творческой  помощи российских кинематографистов, совпадает с периодами развития  кино в России (за исключением фильмопроизводящей технологии ­  киностудии). Калмыкия получила технику и киноспециалистов, возможность  обучения национальных кадров в российских учебных заведениях. В  период 20 – 30х годов первостепенное значение имела кинофикация,  созданию и развитию которой уделялось большое внимание в период  культурного строительства в Калмыцкой области в 20­е годы. В это время  киноустановки работали в поселках Яшалта, Калмыцкий Базар, санатории  «Тинаки» и с. Ремонтное, потом приобрели аппаратуру различные  профессиональные объединения, такие как союзы строительных рабочих,  11 сельскохозяйственных рабочих, рабземлеса. Десять стационарных  киноустановок и пять кинопередвижек обслуживали жителей Калмыцкой  степи. На первый план вышла просветительская миссия кинофикации, на  второй ­ развлекательная. Кроме документальных лент, на союзном киноэкране появились  художественные фильмы, где в эпизодических ролях снимались калмыцкие  актеры. Это были студенты Восточного института Ленинграда Б.Колпакова и  З.Нохашкиев. Актеры внесли яркие образы в строй картины, роли у них были  «экзотического» характера ­ «восточные и северные» типажи, слуги,  охранники. Универсальность калмыцких артистов позволила режиссерам  создать с ними запоминающиеся кадры. Поэтому фильм «Князь Церен»  (1929г.), созданный на национальном материале и сыгранный калмыцкими  актерами, успешно демонстрировался на экранах СССР. Сценарий фильма  написан по мотивам повести «Мудрешкин сын» классика калмыцкой  литературы Антона Мудренови­ча Амур­Санана. С экранизации этих произведений началась творческая биография и  первого национального киноартиста Зулы Нохашкиевича Нохашкиева, весь  жизненный путь которого был посвящен совершенствованию актерского  мастерства в создании запоминающихся образов в кино: пастух Наран,  табунщик Очир, рабочий Гомбосурен, старик­нанаец, сержант­кавалерист,  комдив О.И.Городовиков. Благодаря своему мастерству З.Н.Нохашкиев  достойно представлял Калмыкию на всесоюзном экране. Международная общественность по достоинству оценила талант  калмыцких артистов. Так, на 1­м Международном фестивале (1990 г., Канны)  за исполнение главной роли в фильме «Гадание на бараньей лопатке»  Ц.Цатхланов отмечен дипломом За последние годы стало популярным среди широкой аудитории  кинозрителей России и стран СНГ имя калмыцкого писателя Олега  Манджиева, произведения которого экранизируются в России, Узбекистане,  Казахстане, Туркменистане. В настоящее время отечественная кинематография испытывает острую  необходимость развития кинопроизводства и проката, формирования и  укрепления региональных кинематографических сообществ, возрождения  системы киноклубов и кинофестивальной деятельности.  Так, 2 и 3 июня 2017 года в Национальной библиотеке им. А.М. Амур­ Санана прошла Стратегическая сессия по развитию производства и проката  отечественных фильмов в Республике Калмыкия. Стратегическая сессия  проводилась с участием режиссёра Эллы Манжеевой при поддержке  Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия. Активное участие  в работе сессии приняли заместитель Председателя Правительства РК Мерген Бадма­Гаряев, выступивший с приветственным словом и пожеланиями по  работе стратегической сессии; Министр культуры и туризма РК Хонгор  12 Эльбиков отметил важность данного мероприятия для развития  регионального кинопроизводства. В сессии принял участие также Министр  спорта и молодёжной политики РК Дорджи Шикеев.  Сессия проходила в несколько этапов, и ее цель состояла в разработке  методом «мозгового штурма» возможных сценариев развития регионального  кино. В первой, установочной части в качестве экспертов выступили:  директор ФГБУК «Роскультпроект» Олег Иванов, который оценил  существующие возможности и ограничения для развития регионального  кино;   сопредседатель Правления Молодежного центра Союза    кинематографистов России, секретарь Союза кинематографистов РФ  Филипп Абрютин поделился молодежными инициативами по развитию  кино в регионе;  режиссер Элла Манжеева напомнила присутствующим об историческом пути развития кинематографа в регионе;  заведующий отделом комплексного мониторинга и информационных  технологий КалмНЦ РАН Людмила Намруева подготовила доклад о  молодежи Калмыкии как потенциальной группе потребителей услуг  киноиндустрии.  В рамках Сессии были организованы рабочие группы, которые работали по  направлениям «ТВОРЦЫ» и «ОРГАНИЗАТОРЫ». В работе рабочих групп  приняли участие молодёжные команды, студии, организации, работающие в  сфере кино и видео в Республике Калмыкия. На заключительной стадии, во  время итоговых докладов лидеров групп, предложенные во время разработки  идеи прошли строгую оценку приглашенных экспертов.  В результате Сессии был сформирован перечень стратегических  инициатив участников по выработке совместной Концепции стратегического  развития кинематографии в Республике Калмыкия в 2017­2020 гг. на период  до 2030 года. Подводя итог Стратегической сессии по развитию кинематографии в  Республике Калмыкия, по словам Филиппа Абрютина,  можно утвердительно  говорить о том, что формат двухдневной коллективной работы всех  участников киноиндустрии: кинематографистов, власти и бизнеса, в  очередной раз продемонстрировал свою жизнеспособность и эффективность.  13 Список Литературы: Элиста, 1972.  1. Намсинов И.Е. Культура Советской Калмыкии на подъеме.  2. Нечаев М.Б. Владимир Шнейдеров. М.: Искусство, 1965.  3. Номинханов Д.Ц.­Д. Очерки истории культуры калмыцкого  народа. Элиста, 1969.  4. Новые фильмы. Каталог. М.: Союзинформкино, 1991.  5. Очерки истории Калмыцкой АССР: Эпоха социализма. М.: Наука, 1970.  6. Очерки истории Калмыцкой организации КПСС. Элиста, 1980.  456С. 7. http://www.kinometro.ru/ 8. http://seance.ru/ 9. http://riakalm.ru/ 10.https://vk.com/ 14

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии

Развитие Кинематографа в Калмыкии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018