Развитие коммуникативной культуры младших школьников

  • Лекции
  • docx
  • 28.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как известно, в рамках ФГОС немаловажно, как дети сумеют найти общий язык для работы в парах и группах. Особенно это актуально для детей, которые впервые сталкиваются с подобным методом. В моей работе раскрываются некоторые способы для лучшего усвоения этого навыка детьми и для более успешной работы педагога.
Иконка файла материала СТАТЬЯ__ИЗ_ЛИЧНОГО__ОПЫТА.docx
Е.А Кузнецова учитель нач. классов МОБУ СОШ № 21 г. Якутск ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. (Из личного опыта) Нет необходимости сейчас говорить о том, насколько важно сейчас развитие у детей универсальных учебных действий. Наиболее важным из них я считаю коммуникативные. Поскольку от общения детей между собой, создания крепкого дружного коллектива напрямую зависит успешное усвоение учебной программы, формирование и личностных, и регулятивных, и познавательных учебных действий. Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на мой взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребёнок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять своё мнение с мнениями других. Первоклассников я учу объединяться сначала в пары. Здесь важно отследить, чтобы в пары не попались дети ведущие, во избежание ссор за право голоса. Также дети ведомые, во избежание подавления. Поэтому на определённом этапе детей полезно объединять в четверки, шестёрки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствует совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами. Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.» Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у нихразвивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы». Игры «Эхо», «Замри», «Встань по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы – загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга. В 1 классе общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры – это беседа всех детей вокруг какой – то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в 1 классе каждый ребёнок узнаёт о правилах гостевого метода. Главное – уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта. Во 2 классе основная задача педагога – создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметно – деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору. В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей практике я использую приёмы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используем инсценировки, шифровки, сочинения по заданной рифме. Изменяются и усложняются социоигры. Детей всё больше увлекают игры для творческого самоутверждения – «Детские стихи по ролям», «Так не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития. Со второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры. Индивидуальные разговоры – это личная внутренняя подготовка ребёнка к самостоятельной деятельности. Если ребёнку необходимо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполненного задания. Девиз гостевого метода во 2 классе: «Умеешь сам – научи другого». Дети уже могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам. Основное в работе с третьеклассниками – создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное – уметь держать паузу. С помощью делового общения детимогут организовать работу между классами, группами во время совместных праздников, конкурсов, соревнований, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности. Игры в 3 классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и чётко контролируют выполнение правил. К окончанию 3 класса мы видим, что дети в основном овладели навыками конструктивного общения. У них сформировалась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению оппонентов, они готовы к самостоятельной деятельности