Развитие коммуникативной культуры младших школьников
Оценка 4.7

Развитие коммуникативной культуры младших школьников

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
1 кл
28.03.2019
Развитие  коммуникативной  культуры  младших  школьников
Как известно, в рамках ФГОС немаловажно, как дети сумеют найти общий язык для работы в парах и группах. Особенно это актуально для детей, которые впервые сталкиваются с подобным методом. В моей работе раскрываются некоторые способы для лучшего усвоения этого навыка детьми и для более успешной работы педагога.
СТАТЬЯ__ИЗ_ЛИЧНОГО__ОПЫТА.docx
Е.А Кузнецова учитель нач. классов МОБУ СОШ № 21 г. Якутск ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. (Из личного опыта) Нет необходимости сейчас говорить о том, насколько важно сейчас развитие у детей универсальных учебных действий. Наиболее важным из них я считаю коммуникативные. Поскольку от общения детей между собой, создания крепкого дружного коллектива напрямую зависит успешное усвоение учебной программы, формирование и личностных, и регулятивных, и познавательных учебных действий. Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на мой взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребёнок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять своё мнение с мнениями других. Первоклассников я учу объединяться сначала в пары. Здесь важно отследить, чтобы в пары не попались дети ведущие, во избежание ссор за право голоса. Также дети ведомые, во избежание подавления. Поэтому на определённом этапе детей полезно объединять в четверки, шестёрки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствует совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами. Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.» Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы». Игры «Эхо», «Замри», «Встань по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы – загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга. В 1 классе общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры – это беседа всех детей вокруг какой – то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в 1 классе каждый ребёнок узнаёт о правилах гостевого метода. Главное – уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта. Во 2 классе основная задача педагога – создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметно – деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору. В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей практике я использую приёмы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используем инсценировки, шифровки, сочинения по заданной рифме. Изменяются и усложняются социоигры. Детей всё больше увлекают игры для творческого самоутверждения – «Детские стихи по ролям», «Так не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития. Со второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры. Индивидуальные разговоры – это личная внутренняя подготовка ребёнка к самостоятельной деятельности. Если ребёнку необходимо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполненного задания. Девиз гостевого метода во 2 классе: «Умеешь сам – научи другого». Дети уже могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам. Основное в работе с третьеклассниками – создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное – уметь держать паузу. С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группами во время совместных праздников, конкурсов, соревнований, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности. Игры в 3 классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и чётко контролируют выполнение правил. К окончанию 3 класса мы видим, что дети в основном овладели навыками конструктивного общения. У них сформировалась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению оппонентов, они готовы к самостоятельной деятельности

Развитие коммуникативной культуры младших школьников

Развитие  коммуникативной  культуры  младших  школьников

Развитие коммуникативной культуры младших школьников

Развитие  коммуникативной  культуры  младших  школьников

Развитие коммуникативной культуры младших школьников

Развитие  коммуникативной  культуры  младших  школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019