Развитие коммуникативной культуры младших школьников
Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
1 кл
28.03.2019
Как известно, в рамках ФГОС немаловажно, как дети сумеют найти общий язык для работы в парах и группах. Особенно это актуально для детей, которые впервые сталкиваются с подобным методом. В моей работе раскрываются некоторые способы для лучшего усвоения этого навыка детьми и для более успешной работы педагога.
СТАТЬЯ__ИЗ_ЛИЧНОГО__ОПЫТА.docx
Е.А Кузнецова учитель нач. классов
МОБУ СОШ № 21 г. Якутск
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.
(Из личного опыта)
Нет необходимости сейчас говорить о том, насколько важно сейчас
развитие у детей универсальных учебных действий. Наиболее важным из
них я считаю коммуникативные. Поскольку от общения детей между собой,
создания крепкого дружного коллектива напрямую зависит успешное
усвоение учебной программы, формирование и личностных, и регулятивных,
и познавательных учебных действий.
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является
установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко
всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного
уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для
достижения этого, на мой взгляд, более всего подходит организация
работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для
детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети
в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому»,
«Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах
формируется оценка на «себя». Ребёнок учится объективно сравнивать
собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять своё мнение с
мнениями других.
Первоклассников я учу объединяться сначала в пары. Здесь важно
отследить, чтобы в пары не попались дети ведущие, во избежание ссор за
право голоса. Также дети ведомые, во избежание подавления. Поэтому на
определённом этапе детей полезно объединять в четверки, шестёрки для
знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого
появляется тема для обсуждения и выполнения задания.
Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и
принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствует
совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование
мячами.
Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с
помощью социоигр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре,
по разрезным картинкам и др.»
Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и
облегчать процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого
подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».
Игры «Эхо», «Замри», «Встань по пальцам» помогают созданию рабочего
настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская
машинка», «Буквы – загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей
друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.
В 1 классе общие разговоры детей являются непременным условием
становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других,
высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры – это
беседа всех детей вокруг какой – то темы в свободной форме. Такая
беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы.
Уже в 1 классе каждый ребёнок узнаёт о правилах гостевого метода.
Главное – уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.
Во 2 классе основная задача педагога – создание ситуаций и
удерживание условий, при которых общение приобретает предметно –
деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где
отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые
позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору. В рамках
делового разговора даются новые знания, уточняются существующие
знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом
выполнить то или иное действие, задание. Работа в группах позволяет
педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей
практике я использую приёмы группового чтения, группового диктанта,
которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам.
Для развития умения действовать вместе, слаженно используем
инсценировки, шифровки, сочинения по заданной рифме.
Изменяются и усложняются социоигры. Детей всё больше увлекают
игры для творческого самоутверждения – «Детские стихи по ролям», «Так
не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития.
Со второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое
выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует.
Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры.
Индивидуальные разговоры – это личная внутренняя подготовка ребёнка к
самостоятельной деятельности. Если ребёнку необходимо, он может задать
уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполненного задания. Девиз
гостевого метода во 2 классе: «Умеешь сам – научи другого». Дети уже
могут определить знатока, который действительно может помочь по
отдельным предметам. Основное в работе с третьеклассниками – создавать
и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять
стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов
тут главное – уметь держать паузу. С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группами во время
совместных праздников, конкурсов, соревнований, олимпиад; могут
выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что
свидетельствует о становлении учебной деятельности. Игры в 3 классе
носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и
чётко контролируют выполнение правил.
К окончанию 3 класса мы видим, что дети в основном овладели навыками
конструктивного общения. У них сформировалась личностная позиция:
могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно
отнестись к мнению оппонентов, они готовы к самостоятельной
деятельности
Развитие коммуникативной культуры младших школьников
Развитие коммуникативной культуры младших школьников
Развитие коммуникативной культуры младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.