РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Оценка 4.7

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
Детсад
27.01.2019
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Рассматриваемые вопросы: 1. Цель, задачи и основные направления речевого развития детей дошкольного возраста. 2. Содержание работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников. Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диагностической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте» .
l_11.doc
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Рассматриваемые вопросы: 1. Цель,   задачи   и   основные   направления   речевого   развития   детей дошкольного возраста. 2. Содержание работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников. Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие»1 «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной   диагностической   и   монологической   речи;   развитие   речевого творчества;   развитие   звуковой   и   интонационной   культуры   речи, фонематического   слуха;   знакомство   с   книжной   культурой,   детской литературой,   понимание   на   слух   текстов   различных   жанров   детской литературы;   формирование   звуковой   аналитической   активности   как предпосылки обучения грамоте»2. 1. Планируемые результаты освоения образовательной области «Речевое развитие». Показатели развития для детей от 3 до 4 лет (младшая группа) Использует речь для инициирования общения, обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения. Сопровождает   рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.   речью   индивидуальные   игры, Использует   все   части   речи,   простые   распространенные   и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами. Рассматривает иллюстрации в книгах. Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи. 1  Образовательная   программа   организации   разработана   с   учетом   основной   образовательной   программы дошкольного   образования   «От   рождения   до   школы»   /Под   ред.   Н.Е.   Вераксы,   Т.С.   Комаровой,   М.А. Васильевой. – 3­е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.   2 ФГОС ДО (п. 2.6) Читает наизусть потешки и небольшие стихи. Показатели развития для детей от 4 до 5 лет (средняя группа) В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения свои разнообразных потребностей. Разговаривает на различные темы. Употребляет   в   речи   слова,   обозначающие   эмоциональные   состояния, этические и эстетические качества. Описывает   предмет,   картину   (с   помощью   взрослого   или самостоятельно) с помощью раздаточного дидактического материала. Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки. Читает наизусть любое стихотворение или считалку. Продолжает   знакомое   произведение,   прослушав   отрывок   из   него, отвечает на вопросы воспитателя по его содержанию. С интересом рассматривает иллюстрированные издания. Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи. Показатели развития для детей от 5 до 6 лет (старшая группа) Использует   речь   для   инициирования   общения   со   взрослыми   и сверстниками,   удовлетворения   своих   разнообразных   потребностей,   для высказываний   на   познавательные   темы,   о   событиях   личной   жизни. Интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера. Составляет   самостоятельно   или   по   образцу   рассказы   по   сюжетной картине, набору картинок. Пересказывает   небольшие   хорошо   знакомые   и   новые   литературные произведения. Определяет место звука в слове. Умеет   подбирать   к   существительному   несколько   прилагательных, заменять слово другим словом, сходным по значению. Знает наизусть 1­2 стихотворения, 1­2 считалки, 1­2 загадки. Узнает произведения, называет любимого писателя, называет любимые сказки и рассказы, эмоционально излагает их содержание (самостоятельно или в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу). Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с продолжением, участвует в обсуждениях. Драматизирует   небольшие   сказки,   выразительно   читает   по   ролям стихотворения. Называет жанр произведения. Показатели развития для детей от 6 до 7 лет  (подготовительная к школе группа) Посредством   речи   проявляет   инициативу   в   общении   с   педагогами, персоналом   учреждения,   родителями   других   детей,   поддерживает   тему разговора,   возникающего   по   инициативе   взрослого,   отвечает   на   вопросы   и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.). Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Пересказывает   и   разыгрывает   с   помощью   драматизации   небольшие литературные   произведения,   составляет   по   плану   и   образцу   рассказы о предмете,   по   сюжетной   картине,   набору   картин   с   фабульным   развитием действия. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет   в   последовательности   слова   в   предложении,  звуки   и   слоги в словах. Находит в  предложении  слова с  заданным   звуком, определяет  место звука в слове. Узнает произведения, называет 2­3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу). Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения. С  интересом  рассматривает  иллюстрированные  издания,  называет  2­3 художников­иллюстраторов. Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений. Различает жанр произведения. Данные показатели (промежуточные планируемые результаты освоения образовательной   области   «Речевое   развитие»)   используются   для  оценки индивидуального   развития   детей,   которая   производится   педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая   диагностика   позволяет   своевременно   выявить успешные   и   проблемные   области   (зоны)   в   развитии   каждого   ребенка, организовать мероприятия по коррекции выявленных проблемных зон3. Диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни или в процессе непрерывной образовательной деятельности. 3Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с. Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством наблюдения. Фиксация   показателей   развития   выражается   в   словесной (опосредованной) форме: не сформирован; находится в стадии формирования; сформирован.    Результаты   педагогической   диагностики   используются   для   решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования (например, выстраивания   индивидуального   образовательного   маршрута);   оптимизация работы с группой детей. 2. Содержание образовательной области «Речевое развитие». Описание   содержания   образовательной   области   может   быть представлено в текстовом формате или в структурированном виде (схемы, диаграммы, таблицы) для удобства восприятия и сокращения объёма ООП (схема 1). Примерная структура предъявления содержания образовательной области Схема 1 Примерное оформление содержания  образовательной области «Речевое развитие» Основные цели и задачи: Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение   конструктивными   способами   и   средствами   взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Задачи   речевого   развития   реализуются   интегрировано   со   всеми образовательными областями в непрерывной образовательной деятельности, режимных   моментах,   совместной   со   взрослыми   и   самостоятельной деятельности   детей.   НОД   по   речевому   развитию   и   приобщению к художественной   литературе   проводится  в соответствии   с   расписанием с учетом   возрастных   групп.  Развитие   свободного   общения   детей осуществляется во всех видах детской деятельности, планируется календарно в форме бесед, индивидуальной работы, речевых (словесных игр) и т.д.  Деятельность   по   восприятию   художественных   произведений   и народного фольклора планируется ежедневно в календарном плане. В группах созданы   книжные   уголки   для   самостоятельного   рассматривания   детьми художественной   литературы.   Уголки   обновляется   в   соответствии   с комплексно­тематическим планом.  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы   см.   в   примерной   основной   образовательной   программе дошкольного образования «От рождения до школы», стр. 138­145 (таблица 2). Формы образовательной деятельности Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Непрерывная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельнаядеятельностьдетей Таблица 2 Образовательная деятельность в семье Формы организации детей индивидуальные подгрупповые групповые Игры с  индивидуальные подгрупповые групповые Ситуация  индивидуальные подгрупповые индивидуальные подгрупповые Сюжетно­ролевая игра Речевые игры Театрализованная игра Игра­драматизация с использованием  разных видов театров (настольный,  театр теней, театр на банках, на  ложках и т.п.) Игра­импровизация по мотивам сказок Игровое общение, игры в парах и  совместные игры  Самостоятельная художественно­ речевая деятельность Словотворчество Совместная продуктивная и игровая  деятельность детей  Подвижнай игра с речевым  сопровождением или пением  (хороводные и др.) Чтение наизусть и отгадывание  загадок в условиях книжного уголка Игры­ драматизации Беседы, рассказы Разучивание  стихотворений,  загадок,  скороговорок,  чистоговорок Пример  использования  образцов  коммуникативных кодов взрослого Чтение, слушание, рассматривание  иллюстраций Совместные  семейные проекты Посещение  театров, музеев,  выставок Прослушивание  аудиозаписей предметами и  сюжетными  игрушками Игровая ситуация Коммуникативные игры с  включением  малых  фольклорных  форм (потешки,  прибаутки,  пестушки,  колыбельные) Дидактические  игры Настольно­ печатные игры Чтение, слушание, рассматривание  иллюстраций Беседа после  чтения Разучивание  стихотворений Коммуникативные тренинги Речевые задания и  упражнение Сценарии  активизирующего  обучения Моделирование и  обыгрывание  проблемных  ситуаций Театрализованная  игра, игра­ драматизация,  показ настольного  театра, работа с  фланелеграфом Режиссерская игра Имитативные  упражнения,  пластические  этюды Совместная  продуктивная  деятельность Проектная  общения  в процессе  режимных  моментов Речевое  стимулирование  (повторение,  объяснение,  обсуждение,  побуждение,  напоминание,  уточнение) Беседы с опорой  на зрительное  восприятие и без  опоры на него Пример  использования  образцов  коммуникативных кодов взрослого,  тренинги  (действия по  речевому образцу  взрослого) Освоение формул  речевого этикета Игры со  словесным  сопровождением  (хороводные игры, пальчиковые  игры)  Игры­ драматизации Беседа, в том силе эвристическая Ситуативный  разговор Мимические,  логоритмические,  артикуляционные  гимнастики Наблюденияза  объектами живой  природы,  предметным  миром Чтение, слушание, воспроизведение, деятельность Экскурсии Работа по  формированию  умений составлять описательный  рассказ об  игрушке  (предмете) с  опорой на речевые схемы (модели); пересказывать:  вопросы  воспитателя;  по серии  сюжетных  картинок;   произведение  (коллективное  рассказывание); по картине; литературное  с опорой на  имитирование Разучивание  стихов, потешек,  скороговорок,  чистоговорок Сочинение  загадок Выставка в  книжном уголке Тематические  досуги, праздники и развлечения Литературные  праздники Викторины, КВН Экскурсия Презентация  результатов  проектной  деятельности Разновозрастное  общение  Содержание психолого­педагогической работы Содержание   психолого­педагогической   работы   по   образовательной области   «Речевое   развитие»   см.   в   примерной   основной   образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», стр. 92­103. Развитие речи Младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми   взрослыми   и   сверстниками   посредством   поручений   (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.). Подсказывать   детям   образцы   обращения   к   взрослым,   зашедшим в группу   («Скажите:   «Проходите,   пожалуйста»;   «   Предложите:   «Хотите посмотреть…»; «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?» и т.п.). В   быту,   в   самостоятельных   играх   помогать   детям   посредством   речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить   кубики   на   большой   машине»,   «Предложи   Саше   сделать   ворота пошире», «Скажи: «Стыдно драться! Ты уже большой»). В   целях   развития   инициативной   речи,   обогащения   и   уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формирование   словаря.  На   основе   обогащения   представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас   детей.   Уточнять   названия   и   назначение   предметов   одежды,   обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить   детей   различать   и   называть   существенные   детали   и   части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают свою первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко,   далеко,   под   шкафом).   Обращать   внимание   детей   на   некоторые сходные   по   назначению   предметы   (тарелка   –   блюдце,   стул   –   табурет   – скамеечка, шуба – пальто – дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро,   день,   вечер,   ночь);   называть   домашних   животных   и   их   детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: б – п –т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо   произносить   слова   и   короткие   фразы,   говорить   спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи.  Продолжать учить детей согласовывать прилагательные   с   существительными   в   роде,   числе,   падеже:   употреблять существительные   с   предлогами   (в,   на,   под,   за,   около).   Помогать   детям употреблять   в речи   имена   существительные   в   форме   единственного   и множественного   числа,   обозначающие   животных   и   их   детенышей   (утка   – утенок   –   утята);   форму   множественного   числа   существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, групп, слив). Относиться к словотворчеству   детей   как   к   этапу   активного   овладения   грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать   получать   из   нераспространенных   простых   предложений (состоят   только   из   подлежащего   и   сказуемого)   распространенные   путем введения   в   них   определений,   дополнений,   обстоятельств;   составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.  Вовлекать   детей   в   разговор   во   время   рассматривания   предметов, картин,  иллюстраций;   наблюдений   за   живыми   объектами;   после   просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать   умению   вести   диалог   с   педагогом:   слушать   и   понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать   детям   о   необходимости   говорить   «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать   потребность   делиться   своими   впечатлениями с воспитателями и родителями. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Развивающая   речевая   среда.  Обсуждать   с   детьми   информацию о предметах,   явлениях,   событиях,   выходящих   за   пределы   привычного   им ближайшего окружения. Выслушивать   детей,   уточнять   их   ответы,   подсказывать   слова,   более точно   отражающие   особенность   предмета,   явления,   состояния,   поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать   детям   доброжелательно   общаться   со   сверстниками, подсказывать,   как   можно   порадовать   друга,   поздравить   его,   как   спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться. Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать  употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.  Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать   учить   детей   определять   и   называть   местоположение предмета   (слева,   справа,   рядом,   около,   между),   время   суток.   Помогать заменять  часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова­антонимы (чистый – грязный, светло – темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.п.). Звуковая   культура   речи.  Закреплять   правильное   произношение гласных   и   согласных   звуков,   отрабатывать   произношение   свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать   работу   над   дикцией:   совершенствовать   отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать  фонематический  слух:  учить  различать на слух  и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Грамматический   строй   речи.  Продолжать   формировать   у   детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в   речи;   образовывать   форму   множественного   числа   существительных, обозначающих   детенышей   животных   (по   аналогии),   употреблять   эти существительные   в именительном   и   винительном   падежах  (лисята   –  лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять   характерное   для   пятого   года   жизни   словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать   детей   активно   употреблять   в   речи   простейшие   виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Связная   речь.  Совершенствовать   диалогическую   речь:   учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить   детей   рассказывать:   описывать   предмет,   картину;   упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять   детей   в   умении   пересказывать   наиболее   выразительные   и динамичные отрывки из сказок. Старшая группа (от 5 до 6 лет) Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать   для   рассматривания   изделия   народных   промыслов,   мини­ коллекции   (открытки,   марки,   монеты,   наборы   игрушек,   выполненных   из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки   с рисунками   разных   художников),   фотографии с достопримечательностями  родного  края, Москвы,  репродукции  картин (в том числе из жизни дореволюционной России).   открытки, Поощрять   попытки   ребенка   делиться   с  педагогом   и   другими   детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача,   рассказ   близкого   человека,   посещение   выставки,   детского спектакля и т.д.). В повседневной жизни, в  играх подсказывать детям формы выражения вежливости   (попросить   прощения,   извиниться,   поблагодарить,   сделать комплимент). Учить   детей   решать   спорные   вопросы   и   улаживать   конфликты   с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Формирование   словаря.  Обогащать   речь   детей   существительными,   прилагательными,   наречиями, обозначающими   предметы   бытового   окружения; характеризующими   свойства   и   качества   предметов; обозначающими взаимоотношения людей, и их отношение к труду. Упражнять   в   подборе   существительных   к   прилагательному   (белый   – снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун – озорник – проказник), с противоположным значением (слабый – сильный, пасмурно – солнечно). Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Звуковая   культура   речи.  Закреплять   правильное,   отчетливое произнесение   звуков.   Учить   различать   на   слух   и   отчетливо   произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р.  Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в   чередовании   согласных,   предоставлять   возможность   самостоятельно   ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок  –  медвежья),  в  том  числе   глаголов   с  приставками (забежал  – выбежал ­ перебежал). Помогать   детям   правильно   употреблять   существительные множественного   числа   в   именительном   и   винительном   падежах;   глаголы в повелительном   наклонении;   прилагательные   и   наречия   в   сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать   диалогическую   форму   речи.   Поощрять     попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить   связно,   последовательно   и   выразительно   пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить   (по   плану   и   образцу)   рассказывать   о   предмете,   содержании сюжетной   картины,   составлять   рассказ   по   картинкам   с   последовательно развивающимся действием. Развивать  умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать   умение   составлять   небольшие   рассказы   творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Развивающая речевая среда. Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть,   какие   мультфильмы   готовы   смотреть   повторно   и   почему,   какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п. Опираясь   на   опыт   детей   и,   учитывая   их   предпочтения,   подбирать наглядные   материалы   для   самостоятельного   восприятия   с   последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.  Уточнять   высказывания   детей,   помогать   им   более   точно характеризовать   объект,   ситуацию;   учить   высказывать   предположения   и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать   содержательно,   эмоционально   рассказывать   детям   об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать   умение   использовать   разные   части   речи   в   точном соответствии с их назначением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка. Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и   в произношении   все   звуки   родного   языка.   Отрабатывать   дикцию:   учить детей   внятно   и   отчетливо   произносить   слова   и   словосочетания   с естественными интонациями. Совершенствовать   фонематический   слух:   учить   называть   слова с определенным   звуком,   находить   слова   с   этим   звуком   в   предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический   строй   речи.  Продолжать   упражнять   детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать   умение   образовывать   (по   образцу)   однокоренные   глаголы   с   приставками,   существительные   с   суффиксами, слова, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать   правильно   строить   сложноподчиненные   предложения, использовать   языковые   средства   для   соединения   их   частей   (чтобы,   когда, потому что, если, если бы и т.д.). Связная   речь.  Продолжать   совершенствовать   диалогическую   и монологическую формы речи. Формировать   умение   вести   диалог   между   воспитателем   и   ребенком,   учить   быть   доброжелательными   и   корректными между   детьми; собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать   учить   содержательно   и   выразительно   пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать   умение   сосставлять   рассказы   о   предметах, о содержании   картины,   по   набору   картинок   с   последовательно развивающимся   действием.   Помогать   составлять   план   рассказа   и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать   совершенствовать   умение   сочинять   короткие   сказки   на заданную тему. Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.  Учить   детей   делить   двусложные   и   трехсложные   слова   с   открытыми слогами (на­ша Ма­ша, ма­ли­на, бе­ре­за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Приобщение к художественной литературе4 Младшая группа (от 3 до 4 лет) 4  Примерный список литературы для чтения детям представлен в Приложении основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3­е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2016. – с. 281­290 Читать   знакомые,   любимые   детьми   художественные   произведения, рекомендованные программой для группы раннего возраста. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием   действия,   сопереживать   героям   произведения.   Объяснять   детям поступки   персонажей   и   последствия   этих   поступков.   Повторять   наиболее интересные,   выразительные   отрывки   из   прочитанного   произведения, предоставляя   детям   возможность   договаривать   слова   и   несложные   для воспроизведения фразы. Учить   с   помощью   воспитателя   инсценировать   и   драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать   способствовать   формированию   интереса   к   книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать   небольшие   и   простые   по   содержанию   считалки.   Помогать   им, используя   разные   приемы   и   педагогические   ситуации,   правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать   по   просьбе   ребенка   понравившийся   отрывок   из   сказки, рассказа,   стихотворения,   помогая   становлению   личностного   отношения к произведению. Поддерживать   внимание   и   интерес   к   слову   в   литературном произведении. Продолжать   работу   по   формированию   интереса   к   книге.   Предлагать вниманию   детей   иллюстрированные   издания   знакомых   произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно   узнать,   внимательно   рассматривая   книжные   иллюстрации. Познакомить   с   книжками,   оформленными   Ю.   Васнецовым,   Е.   Рачевым,   Е. Чарушиным. Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжать   развивать   интерес   к   художественной   литературе.   Учить внимательно   и   заинтересованно   слушать   сказки,   рассказы,   стихотворения; запоминать   считалки,   скороговорки,   загадки.   Прививать   интерес   к   чтению больших произведений (по главам). Способствовать   формированию   эмоционального   отношения к литературным произведениям. Побуждать   рассказывать   о   своем   восприятии   конкретного   поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать   объяснять   (с   опорой   на   прочитанное   произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать   выразительно,   с   естественными   интонациями   читать   стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать   знакомить   с   книгами.   Обращать   внимание   детей   на оформление   книги,   на   иллюстрации.   Сравнивать   иллюстрации   разных художников   к   одному   и   тому   же   произведению.   Выяснять   симпатии   и предпочтения детей. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Продолжать   развивать   интерес   детей   к   художественной   литературе. Пополнять   литературный   багаж   сказками,   рассказами,   стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать   читателя,   способного   испытывать   сострадание   и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения,   эпитеты,   сравнения);   помогать   почувствовать   красоту   и выразительность   языка   произведения;   прививать   чуткость   к   поэтическому слову. Продожать совершенствовать художественно­речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворении, в драматизациях (эмоциональность исполнения,   естественность   поведения,   умение   интонацией,   жестом, мимимкой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников. 3. планирование содержания образовательной области «Речевое развитие». Комплексно­тематическое   МЛАДШАЯ ГРУППА (от 3 до 4 лет) Тема недели № недели Основные  направления работы СЕНТЯБРЬ   освоения Таблица 3 Тема НОД5 Здравствуй   детский сад! Мой дом.  1 2 со   общения   Развитие взрослым и детьми. Формирование   интереса   и потребности в чтении Формирование   интереса   и Знакомство Рассматривание «Лето» Чтение С. Черного «Приставалка»   с групповой   картины   стихотворения 5 При разработке темы НОД делать ссылки на программно­методическое обеспечение Мой город Наш быт Свободная тема Я и моя семья Животный мир Азбука безопасности Осень, Осень, в гости  просим Свободная тема Дружба Урожай Быть хотим   здоровыми Транспорт Город мастеров Кто   как   готовится   к зиме Новогодний калейдоскоп Новогодний калейдоскоп Новогодний калейдоскоп Здравствуй, Зимушка­зима Здравствуй, Зимушка­зима 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 5 3 4 потребности в чтении Развитие   всех   компонентов речи  Тема   может   быть   спланирована   в зависимости   от потребностей детей, запросов родителей и желания педагогов комнатой Звуковая культура речи: звук [У]. ОКТЯБРЬ   общения   со Животные и их детеныши Моя дочка – кукла Развитие   всех   компонентов речи Развитие взрослым и детьми. Развитие   всех   компонентов речи Развитие   всех   компонентов речи  Развитие взрослым и детьми. Развитие речи  Тема   может   быть   спланирована   в зависимости   от потребностей детей, запросов родителей и желания педагогов Звуковая культура речи: звук [У] Любуемся красотой осени   общения   со НОЯБРЬ Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи ДЕКАБРЬ Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи  Формирование   потребности в чтении Развитие   всех   компонентов речи.  Формирование   потребности в чтении Развитие   всех   компонентов речи  ЯНВАРЬ Помогаем товарищу Дидактические   игры   и упражнения на тему «Овощи» Купание куклы Аленушки Звуковая   культура   речи: звуки [п], [п']  Звуковая культура речи: звук [ф] Как звери к зиме готовятся Вырастала елка Рассматривание «Зимой на прогулке»   картины Беседа «Зима в лесу» Развитие   всех   компонентов речи Формирование   интереса   и потребности в чтении Звуковая культура речи: звуки [м], [м'] Чтение   русской   народной сказки «Снегу­рушка и лиса» Этикет В гостях у сказки Народная   культура и традиции Маленькие исследователи Наши защитники Миром доброта   правит Женский день Весна   по планете шагает Здоровей­ка Свободная тема День смеха, цирк Космос Волшебница вода Свободная тема День Победы 5 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 Развитие   всех   компонентов речи.  Формирование   интереса   и потребности в чтении ФЕВРАЛЬ Развитие   всех   компонентов речи  Формирование   интереса   и потребности в чтении Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи.  Формирование   интереса   и потребности в чтении МАРТ Беседа   «Что   такое   хорошо, что такое плохо» Отгадай сказку В   гости   к   нам   пришли матрешки Играем с песком Звуковая   культура   речи: звуки [б], [б'] Наши добрые дела Моя любимая мама Развитие   всех   компонентов речи  Формирование   потребности в чтении Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи  Формирование   потребности в чтении Развитие   всех   компонентов речи  Формирование   потребности в чтении Тема   может   быть   спланирована   в зависимости   от потребностей детей, запросов родителей и желания педагогов К нам пришла весна Мой­до­дыр АПРЕЛЬ Звуковая   культура   речи: звуки [т], [п], [к] Развитие   всех   компонентов речи.  Формирование   интереса   и потребности в чтении Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи Формирование   потребности в чтении Тема   может   быть   спланирована   в зависимости   от потребностей детей, запросов родителей и желания педагогов Водичка – водичка Космос МАЙ Развитие   всех   компонентов речи  Формирование   потребности Звуковая культура речи: звук [ц] Я – человек Мир природы Вот какие мы стали большие 2 3 4 в чтении Развитие   всех   компонентов речи  Развитие   всех   компонентов речи  Формирование   потребности в чтении Развитие   всех   компонентов речи  Труд взрослых Бурый Мишка Составление   описательных рассказов   по   картинкам «Катюша» и «Машенька» Аналогично разрабатываются комплексно­тематические планы освоения содержания   образовательной   области   «Речевое   развитие»   для   других возрастных групп.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019