РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Оценка 4.6

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
17.03.2018
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу.Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития в норме. Основная задача – выявить у ребенка сохранные функции, базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.docx
Администрация города Дзержинска Нижегородской области Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 29» РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ                                                                                                Автор работы:                                                                                                Карпова Ирина Александровна                                                                                                педагог­психолог  МБОУ                                                                                                «Школа № 29» г. Дзержинска Дзержинск, 2017 Содержание Введение       Глава I. Методы и формы развития коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 1.1 Развитие коммуникативных умений и навыков в игровой деятельности Глава II. Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ 2.1 Диагностические методы и приёмы развития коммуникативных навыков 2.2 Развитие речи детей с ОВЗ Заключение Библиографический список  Приложение Введение Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в      школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных  навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто  испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками,  необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать  коллективную работу. В связи с этим актуально использование в работе  развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки  эффективного общения и совместной деятельности.           В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий  комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение  обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение  служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных  способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.                  Важнейшими качествами эффективной коммуникации являются:  речевая компетентность ­ умение говорить точно, бегло, конкретно и  кратко. Умение и желание слушать собеседников.   Внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты,  поза).   Наблюдательность, умение замечать тонкие нюансы поведения.   Эмпатия, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.   Гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от  ситуации.   Удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.             Процесс формирования коммуникативной компетенции, развитие  коммуникативного опыта воспитанников должны идти через овладение и  применение педагогом современных педагогических технологий, которые в  последнее десятилетие прочно вошли в педагогическую сферу. Педагогическая  технология – это продуманная во всех деталях педагогическая деятельность по  проектированию, организации и проведению учебно­воспитательного процесса с  безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога. Общение ­ самый важный фактор психического развития. Для всех групп  детей, имеющих ограниченные возможности здоровья характерно изменение  способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое  общение, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных  средств. Многим детям с ОВЗ присущи дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т.д. Связная  речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что у детей нарушено  речевое общение. Отклонение в развитии личности ребенка в зависимости от  дефекта, выражаются по­разному, но почти во всех случаях наблюдается  некоторая изолированность проблемного ребенка от группы нормально  развивающихся сверстников. Большинство учащихся с ОВЗ не умеют  поддерживать беседу, не знают, как начать разговор, как ответить на вопрос  собеседника, затрудняются в формулировании вопроса, просьбы. В связи с этим  особое значение приобретает формирование коммуникативных умений и навыков,  так как степень их сформированности влияет на процесс социализации ребёнка и  развития личности в целом. Чем выше уровень развития речи, тем легче  адаптируются в обществе.  Общение выступает в качестве одного из основных условий развития  ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида  человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования  отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л.С. Выготский,  А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и  др.).  Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и  правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он  хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр ребенок учится  подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и  пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки. С учетом  теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема данной работы: «Развитие коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ".           Целью работы является ­ выявить и теоретически обосновать особенности  развития коммуникативных навыков учащихся с ОВЗ.          Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач: ­На основе анализа психолого­педагогической литературы изучить и  проанализировать структуру и содержание коммуникативных умений и навыков;  ­Рассмотреть методы и приёмы по развитию коммуникативных навыков у детей с  ОВЗ.          Развитие общения у ребенка, имеющего какие­либо отклонения, может  качественно отличаться от развития в норме. Часто «особому» ребенку трудно  установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок  овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате  специальной работы. Основная задача – выявить у ребенка сохранные функции,  базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития. Глава I. Методы и формы развития коммуникативных  навыков обучающихся с ОВЗ 1.1 Развитие коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ в игровой  деятельности.       Дети с ОВЗ охотно сотрудничают со взрослыми в игре. Однако в ситуации  познавательной и личностной беседы эти дети чувствуют себя дискомфортно,  часто вообще прекращают общение со взрослыми. Обращение ребенка ко  взрослому, как правило, связано с желанием привлечь его внимание к себе,  убедиться, что взрослый его замечает, видит, слышит. При этом более половины  таких контактов дети устанавливают не вербальными, а жесто­мимическими или  тактильными средствами. У таких детей отмечается низкий уровень самоконтроля  на всех этапах деятельности. Они испытывают затруднения в вербализации правил  выполнения задания. Учащиеся часто не достигают требуемого результата, однако  при этом дают неадекватно завышенную оценку своего труда. Часто по собственной инициативе дети с ОВЗ не включаются в игру со  сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно­игровыми действиями,  рисованием, работой с конструктором других детей.        Коррекционная работа обеспечивает полноценное проведение сюжетных игр,  содержанием которых являются предметные действия. Переход к играм, основным содержанием которых являются отношения между людьми, крайне затруднен.  Дети испытывают трудности в построении ролевого поведения, требующего  определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности. Мир  отношений моделируется детьми поверхностно, примитивно, зачастую просто  неадекватно.       Таким образом, общение детей с ОВЗ со взрослыми находится на более низком  уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. Большинство  детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем,  их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно­ролевую игру таких  детей можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную  деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.        Комплекс игр помогает в решении коррекционно­развивающих задач по  формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение  распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать –  радоваться чужим радостям и огорчаться из­за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе,  способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение  регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.       Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие  коммуникативных навыков, это совмещение элементов игры и учения, переход от  игр ­ забав через игры ­ задачи к учебно­познавательной деятельности.        Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение  умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального  общения в игровой деятельности. Единство обучающих и воспитательных  воздействий. Цель игры, два аспекта цели: 1. Познавательный ­ обучение способам действия с предметами. 2. Воспитательный ­ обучение способам сотрудничества, формам общения и  отношениям с другими людьми.       Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно  относится к этому процессу, создавать условия для естественного  индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого  ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира,  пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со  сверстниками, воспитание доброго отношения детей к друг другу, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,  сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому  ребёнку.       При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы  учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить  необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.       Для этого необходимо помнить несколько простых правил: 1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок,  принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка,  предложение, решение, способствовать импровизации. 2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому  общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. 3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше,  чем может сказать. 4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности  и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание. 5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению  думать и говорить, но не менее активная роль в эмоциональном, речевом и  коммуникативном развитии присуща самому ребенку. 6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать  различные элементы окружающего мира. 7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и  антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка  реальные цели.       Ежедневное включение в педагогический процесс игр  на развитие  коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры­инсценировки,  игры­забавы, игры ­ соревнования, дидактические, творческие, сюжетно­ролевые  игры, подвижные игры, игры­драматизации, игры­имитации,  игры­хороводы,  беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать,  перерабатывать информацию и правильно говорить.        Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни таких детей. Они  в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется  словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной  речи. Развивается эмоционально­волевая сфера, происходит коррекция поведения,  развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга,  стимулируется развитие творческой  активности, самостоятельности.        Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального  сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре  воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу,  развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.        Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют  познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.       Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через  сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в  сверстнике равноценную личность.       Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для  групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний»,  «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся  художник», «Домино», «Лото» и т.д. Словесные (вербальные) игры. Например:  самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним  словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы,  ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.       Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное  использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет  основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает  социальную активность детей, происходит систематическое развитие  коммуникативных навыков. Обучающиеся с ограниченными возможностями  здоровья в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают  инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают  чувство товарищества. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации. Глава II. Коррекционная работа по развитию  коммуникативных навыков у детей с ОВЗ 2.1 Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков  у детей с ОВЗ  Существуют определенные методы и приемы, позволяющие выявить  особенности коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Эти методы можно условно  разделить на объективные и субъективнее.  К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать  внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников.  Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При  этом учитель констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии  или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину  взаимоотношений учащихся. В отличии от этого, субъективные методы  направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к  другим детям, которые связаны с особенностями его личности и самосознания.  Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный  характер. Сталкиваясь с «неопределенным» материалом (картинки, высказывания,  незаконченные предложения и пр.), ребенок сам того не ведая, наделяет  изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами,  переживаниями, т.е. переносят на свое Я.  Среди объективных методов использую в  работе: метод наблюдения метод вербальных выборов метод проблемных ситуаций.        Метод наблюдения является незаменимым при первичной ориентировке в  реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину  взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь  ребенка в естественных для него условиях. В данном случае в условиях его  адаптации в группе детей.       Метод вербальных выборов:       В индивидуальной беседе учитель может задать ребенку следующие вопросы: С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь? Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь? С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет? В результате данных процедур каждый ребенок в классе получает определенное  количество положительных и отрицательных выборов со стороны сверстников.  Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком,  позволяет выявить его положение в группе детей.  Популярные («звезды») ­ дети, получившие наибольшее количество (более  четырех) положительных выборов Предпочитаемые ­ дети, получившие один ­ два положительных выбора Игнорируемые ­ дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных  выборов (они остаются как бы не замеченными своими сверстниками) Отвергаемые ­ дети, получившие в основном отрицательные выборы.       При анализе результатов методики важным показателем является взаимность  выборов детей. Наиболее благоприятными являются случаи взаимных выборов. На  основании ответов детей составляется определенная социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные. Следует подчеркнуть, что далеко не  всякая группа имеет столь четкую соометрическую структуру. Встречаются также группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов.        Метод проблемных ситуаций      Для развития коммуникативных отношений можно создать такие совместные  эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью  решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстниками,  оценить их действия, разрешить конфликт и пр.) На основании данных методов в последствии планировала и проводила  коррекционную работу по привитию и развитию коммуникативных навыков у  детей с ОВЗ. Необходимость создания разработки коррекционных занятий была  продиктована тем, что в школу все чаще стали приходить дети с ОВЗ. Поэтому  остро встал вопрос о адаптации детей, сплочение детского коллектива,  налаживания контакта учителя с детьми, которые часто страдают не только  дефектами речи, но и задержкой психического развития, отличаются повышенной  конфликтностью.        Основные формы коррекционной работы: занятия, игры, упражнения,  театральная деятельность, доброжелательные отношения с ребенком. Вовремя определить проблемные формы коммуникативных отношений и помочь  ребенку преодолеть их ­ важнейшая задача педагога. Наибольшую тревогу вызывают проблемные формы коммуникативных отношений  среди детей в коллективе.       В результате наблюдений была проведена коррекционная работа, направленная  на небезопасный выход агрессии, не на повышение самооценки, а на развитие  коммуникативных навыков и игровой деятельности ребенка, на преодоление  внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. В данном случае были применены методы и приемы, направленные на формирование  общения со сверстниками. Это игры, доверительные беседы в доброжелательном  тоне, упражнения, направленные на формирование общения с детьми. Были  проведены ряд игр и упражнений, применяемых как на уроках, так и во  внеурочной деятельности: . Игра «Комплименты» . «Круг друзей» . «Солнечные лучики» . «Как меня зовут» . Игра «Дотронься до…» . Игра «Мяч в руки» . Игра «Ветер дует на… . Упражнение «Возьми себя в руки» . Упражнение «Сбрось усталость». В результате проведения всего комплекса коррекционной работы, направленной   на формирование и развитие коммуникативных отношений между детьми  отмечается  доброжелательное, спокойное отношение детей друг к другу.  Необходимо привлекать детей во все виды деятельности как на занятиях, так и в  свободной деятельности с доверием и доброжелательностью. Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих, с ним проводить индивидуальные беседы.  2.2 Работа по развитию речи у детей с ОВЗ Одной из важных задач моей работы стало развитие речи и формирование  коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ. Умение слышать звук,  фиксировать место его нахождения, четко его произносить, правильно знаково  фиксируя его на письме, грамотно строить предложения, вступать в диалог с  учителем и детьми, умело отвечать на поставленные учителем учебные вопросы,  понимать и принимать учебную задачу — это работа, которую я ежедневно  проводила. Я формирую основу, которая определяет речевую культуру ребенка и  успешность его обучения по всем предметам. Работу по формированию  коммуникативных навыков планирую и осуществляю по таким направлениям: 1. Работа над развитием речевого аппарата. 2. Уточнение и обогащение словарного запаса. 3. Формирование грамматического строя речи. 4. Работа над связной речью. 5. Формирование умения выбрать нужную формулу с учетом ситуации  общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). 6. Освоение ребенком собственно речевых норм в единстве с изучением  общих правил культурного поведения.  7. Формирование способности эффективно осуществлять деятельность, т.е.  уметь говорить и слушать других. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с  изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход  ориентирована моя работа как педагога­психолога.  Формы работы: занятие, диалог, классные часы, различные игры,  познавательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение книг, инсценирование  сказок (кукольный театр), практические занятия, игра и т. д. Такой подход  отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями важными для младшего школьника. Работа по формированию  коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это  осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей,  качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности  в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная).  Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным  определением образа «Я»:  • наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);  • желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);  • представляемое «Я» (каким меня видят другие).  Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида,  собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности,  соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная  самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими.  Многие дети не знают, как нужно знакомиться друг с другом, как представить  себя. Я провожу такие беседы и практические упражнения:  «Давайте познакомимся»,  Этическая грамматика»,  «Здравствуй, друг!»,  «Нет ничего слаще, чем звук имени своего»,  «Кто такой «Я»?».  Знакомлю детей с правилами речевого этикета. Этикет определяет формы,  технику общения в разных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный  человек владеет такими качествами, как приветливость, добросердечность,  учтивость, уважительное отношение к людям. Поэтому важно знакомство детей с  простейшими правилами общения (вежливое обращение, употребление в речи  выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение  говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от  неуместных в данной обстановке действий, слов). Провожу такие занятия: «Живут  на белом свете волшебные слова»,  «Такое простое слово «здравствуйте»,  «Как это бывает в разных странах»,  «До свидания»,  «Извините, спасибо, пожалуйста»,  «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя».  Много бесед, практических занятий было проведено на темы:  «Поведение на уроке»,  «Поведение в школе»,  «Поведение в магазине», «Поведение в общественном транспорте».  На занятиях часто использую театрализацию (кукольный театр) по темам:       «Мы в гостях»,  «Ты и твои друзья»,  «Прощание с гостем»,  «Игра в гости»,  «У нас сегодня праздник».  Заключение       Изучение учащихся с ОВЗ в начальных классах показало, что нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и  грамотным письмом. Поэтому детям с нарушениями речи необходимо оказывать  не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать  систему коррекционно­развивающих занятий, направленных на развитие основных  психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление,  пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую  моторику, навыки речевого общения.           Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его  развития. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка,  родители должны всемерно помогать педагогам  (логопеду, учителю, психологу).   Обычно при правильном подходе дети овладевают устной и письменной речью,  усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как  правило, развиваются и коммуникативные умения и навыки. У детей с тяжелой  речевой патологией отмечаются отклонения и в эмоционально­волевой сфере. Им  присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная  мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная  раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с  окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Так же для  таких детей характерно недоразвитие всей познавательной деятельности  (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и  осознанности. Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций,  снижение способности к абстрагированию, обобщению.         Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр и методов работы развивает у детей с ОВЗ такие индивидуально­личностные качества, как  терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими,  какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции. Общение учеников между собой и с учителем, будет также являться важнейшим  фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение — это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией  с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего  результата. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении —  «учиться общению общаясь».       Задачей педагога­психолога, формирующего коммуникативную культуру,  является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса  ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного  уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности.         Таким образом, содержание предлагаемых методов, упражнений, игр развивает у детей с ОВЗ коммуникативные умения и навыки, а также такие индивидуально­ личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и  принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и  регулировать свои эмоции. Литература 1.Баштырева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с  ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 854­857. 2. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования / Л. С.  Выготский ­ М., 1956.­ 448 с. 3. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник  игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006. 4. Изучение коммуникативных свойств личности в психологии [Электронный  ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с  экрана. 5. Мазурова Н.А.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у  дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004. Использование современных  педтехнологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с  ОВЗ 6. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. ­ М: Аспект  Пресс, 2003.— 475 с.  7. Лисина, М.И.Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. ­ М.:  Институт практической психологии, 1997.­ 384 с. 8. Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный  ресурс] /http://ext.spb.ru/ Режим доступа: http://ext.spb.ru/, свободный. – Загл. с  экрана. 9. Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс]  /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 10. Филичева, Т.Б. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи  [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова ­ М., 2000. – 150с. 11. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука  общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и  сверстниками.­ «Детство­ПРЕСС» СПб,  2010. Приложение Игра «Что в чем?» Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям  показывают предметы (картинки) по одному и спрашивают, что есть у каждого  предмета (то есть из чего он состоит). например, что есть у стула (ножки,  сиденье, спинка), у телевизора (экран, кнопки, корпус), у собаки (лапы, хвост,  голова). В дальнейшем правила игры усложняются, и она постепенно начинает  использоваться только в словесном варианте. Для упорядочения ответов  играющих можно воспользоваться мячом: ребенку бросают мяч и говорят слово,  например: «дом», а он должен назвать любую часть этого объекта, например  «крыша», «труба», «окно» или «дверь». Игра «Круг друзей» Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди  на всех. Игра «Эстафета дружбы» Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает учитель: «Я  передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. И,  наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так  как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!» Игра «Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять,  пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Упражнение «Как меня зовут» Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое. Игра «Дотронься до…» Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого,  согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга,  кто во что одет и какого цвета одежда. педагог­психолог предлагает: «Дотронься до синего!» Все должны как можно быстрее сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что­то синее и  дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел ­ ведущий. Учительследит, чтобы  дотрагивались до каждого участника. Игра «Мяч в руки» Учитель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен  ответить на вопрос: «Что ты больше всего любишь?» или «Что тебе не нравится  больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?» или «Чего ты больше всего  боишься?» Игра «Ветер дует на…» Со словами «ветер дует на…» учитель начинает игру. Чтобы все участники игры  больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на  того, у кого светлые волосы» ­ все светловолосые собираются в одну кучку.  «Ветер дует на того, у кого есть брат, сестра… кто больше всего любит сладкое и т.д.» Игра «Дракон» Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова»,  последний ­ «хвост» дракона. «Голова» должна дотронуться до «хвоста» и  дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит  «хвост», она становится «хвостом». желательно, чтобы большее количество  участников побывали в двух ролях. Упражнение «Врасти в землю» Попробуйте сильно­сильно надавать пятками на пол, руки сложите в кулачки,  крепко сцепите зубы. Вы ­ могучее, крепкое дерево, у которого сильные корни, и  никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека. Упражнение «Сбрось усталость» Встаньте, расставьте широко ноги, немного согните их в коленях, нагните тело и  свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди и  приоткройте рот, слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко  тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули усталость, чуть­чуть  осталось, повторите еще. Игра «Пропущенные слова» Педагог­психолог произносит предложение, а дети вставляют пропущенные  слова. например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…» «Кошка поймала в  саду…» «Шерсть у кошки… коготки…» «Дождик прошел из­за тучи  показалось…» «Дворник взял метлу, он будет…» «Пришел почтальон, он  принес…» В дальнейшем ребенок и воспитатель могут поменяться ролями;  ребенок придумывает предложение, а учитель заканчивает его. Игра «Угадай­ка» В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы  (различных цветов, форм, мелкие камушки). Организация игры: 10­12 предметов  из исходного игрового набора кучкой бросают с небольшой высоты на стол или  лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том,  чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение. Игра «Дорисуй!»  Ребенку дают лист с нарисованной на нем какой­либо одной геометрической  фигурой и предлагают предварить ее во что­нибудь, т.е. дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом. Игра «Летает ­ не летает» Эта игра хорошо знакома как взрослым, так и детям. В ее основе лежат  элементарные формы сравнения, сопоставления, используя которые, можно  придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает ­ не  плавает», «рисует ­ не рисует», «растет ­ не растет» и т.д. Игра «Что общего» Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно  провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между  муравьем и грузовым автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые  предметы, им необходимо питание (но у каждого свое), укрытие на время отдыха  и т.п. Игра "Эхо" Эта игра развивает у детей внимание к речи собеседника, языковую  чувствительность. В качестве иллюстраций могут быть использованы загадки,  стихи, рассказы. Агукало, агакало, Аукало и плакало И рассыпалось смехом И называлось (эхом). Живет без тела Говорит без языка Никто его не видит А всякий слышит. Эхо За рекой, то тут, то там Кто­то бродит по кустам Эхо, эхо, это ты? Отвечает эхо ­ Ты­ы… Эхо мама! ­ слышится с холма. Эхо тоже крикнет: «Ма­а­а!» Это маму звал малыш, Эхо, ты кому кричишь? Если дети не знают, откуда появилось слово «эхо», то объяснить его можно  следующим образом: «Эхо живет в лесу, в горах, в пустых комнатах, но его никто никогда не видел. Его можно только услышать». Игра «Волшебные конфеты» Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить  на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы  их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям,  что­то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы  можем пожелать всем людям, которые живут на земле…  Игра «Закончи предложение» Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я  хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать. Игра «Вежливые слова» Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя  вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день,  мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю,  пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею);  прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018