В докладе на тему "Развитие компетенций как главная цель профессионального образования" главный акцент делается на компетентностный подход, квалификационные компетенции, деловые компетенции, о формировании личности выпускника к проявлению профессиональной компетенции (наличие умений осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования), коммуникативной готовности (способность к эффективной коммуникативной деятельности), экономической эрудиции и правовой компетентности.доклад
Развитие компетенций как главная цель профессионального
образования
Айсина Гульмира Сериковна
КГКП «Костанайский строительный колледж»
методист
Рост инновационных возможностей промышленной организации
невозможен без существенной активизации образовательного потенциала ее
персонала. А потому формирование системы непрерывного
профессионального образования тесно связано с развитием
профессиональных и инновационных компетенций. Современной
организации нужен специалист эрудированный, свободно и критически
мыслящий, готовый к исследовательской работе. Профессиональная
компетенция это единство знаний, умений, способностей и готовности
личности действовать в складывающейся ситуации и решать
профессиональные задачи с высоким уровнем неопределенности; это
способность и готовность к достижению более качественного результата
труда, отношение к профессии как к ценности. В профессиональной сфере
различают специальные компетенции (определяющие владение собственно
профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, готовность
к инновациям в профессиональной области) и ключевые или базовые,
универсальные компетенции (обеспечивающие эффективное осуществление
профессиональной деятельности в различных областях).
Сегодня от сотрудников требуются не только тщательное выполнение
должностных инструкций, но и заинтересованное участие работников в
новшествах на каждом рабочем месте, способность делать то, что не
предусмотрено должностной инструкцией. Особое значение имеет наличие
у работника разносторонних профессиональных навыков и способностей их
развивать, а также приобретать новые [3].
Компетентностноориентированный подход позволяет:
а) перейти в профессиональном образовании от его ориентации на
воспроизводство знаний к их применению и организации;
б) "снять" диктат объекта (предмета) труда, но не игнорировать его;
в) положить в основание стратегию повышения гибкости, что в первую
очередь связано с расширением возможностей трудоустройства и
адаптацией на производстве;г) поставить во главу угла междисциплинарноинтегрированные требования
к результату образовательного процесса;
д) увязать более тесно цели образования с ситуациями применимости
(используемости) в мире труда;
е) ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие
профессиональных и жизненных ситуаций [4].
Компетентностный подход это приоритетная ориентация на
формирование у персонала комплекса компетенций, необходимых для
инновационной деятельности организации.
В этой связи в ходе формирования системы непрерывного
профессионального образования персонала особое внимание уделено
инновационноориентированному профессиональному образованию.
Последнее представляет собой совокупность образовательных программ
разного уровня, а также сети научных, образовательных и инновационных
структур и механизмов управления ими [5].
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании
способствует достижению его основной цели подготовке
квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля,
обладающего интегрированными знаниями, умениями и навыками,
конкурентоспособного, свободно владеющего своей профессией и
ориентированного в смежных областях деятельности, способного к
эффективной работе по специальности, готового к постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Квалификационные компетенции включают знания и навыки, которыми
выпускник овладел за период обучения в колледже, соответствующие
уровню присвоенной квалификации, которые он способен воспроизвести в
профессиональной деятельности. Данная группа компетенций является
базовой, без которой конкурентоспособность невозможна, однако не
гарантирована. К таким компетенциям относятся опыт работы, правовая
грамотность, работа информации и др.
Деловые компетенции представляют собой симбиоз квалификационных и
личностных компетенций, отражающий законченный образ специалиста.
Важнейшими деловыми компетенциями являются ориентация на результат,
принятие решений, расстановка приоритетов, деловой этикет и т. д. [2].
Таким образом формирование личности от абитуриента до выпускника
в системе профтехобразования сводится к проявлению профессиональной
компетенции (наличие умений осуществлять все необходимые видыпрофессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования),
коммуникативной готовности (способность к эффективной коммуникативной
деятельности), экономической эрудиции и правовой компетентности.
Библиографический список
1. Как они выбирают друг друга? [Электронный ресурс]. Режим доступа:
reitor. ru/ru/analitic/tressrelis/.
2. Дмитриева Ю. Конкурентоспособный выпускник вуза с позиции
работодателя // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 2.
3. Ильина Л. А. Формирование профессиональной компетентности как
компонента подготовки менеджеров // Г. П. Гагаринская, Л. А. Ильина и др.
Устойчивое развитие вуза на основе стратегии повышения качества
образовательного процесса: Монография. Самара: СамГТУ; Минск:
БГУИР. 295 с.
4. Троицкая И. И. Компетентностный подход в профессиональной
ориентации учащихся 8 9 классов на уроках дополнительного
образования: методический аспект // Образование через всю жизнь:
Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар.
сотрудничества. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9. С. 729 729.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
2006 2010 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от
03.08.2005 N 1340р // Справочная система "Гарант" [Электронный ресурс].
Режим доступа ограничен.
6. Хофман Х. Г. Международные тенденции в создании системы гарантии
качества профессионального образования и обучения на пороге "общества
знаний" // Оценка качества профессионального образования. Доклад / Под
общ. ред. В. И. Байденко и Дж. Ван Заптворта. Проект ТАСИС ДЕЛ ФИ.
М., 2001.
7. Федоров И. В. Модели формирования готовности выпускников
инженерных вузов к инновационной деятельности / И. В. Федоров, О. В.
Лезина // Известия Международной академии наук высшей школы. 2006.
Вып. N 4 (34). С. 94 107.