Развитие компетенций как главная цель профессионального образования

  • Педсоветы
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В докладе на тему "Развитие компетенций как главная цель профессионального образования" главный акцент делается на компетентностный подход, квалификационные компетенции, деловые компетенции, о формировании личности выпускника к проявлению профессиональной компетенции (наличие умений осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования), коммуникативной готовности (способность к эффективной коммуникативной деятельности), экономической эрудиции и правовой компетентности.доклад
Иконка файла материала Развитие компетенций как главная цель профессионального образования.docx
Развитие компетенций как главная цель профессионального  образования Айсина  Гульмира Сериковна КГКП «Костанайский строительный колледж» методист Рост инновационных возможностей промышленной организации  невозможен без существенной активизации образовательного потенциала ее  персонала. А потому формирование системы непрерывного  профессионального образования тесно связано  с развитием  профессиональных и инновационных компетенций.  Современной  организации нужен специалист эрудированный, свободно и критически  мыслящий, готовый к исследовательской работе. Профессиональная  компетенция ­ это единство знаний, умений, способностей и готовности  личности действовать в складывающейся ситуации и решать  профессиональные задачи с высоким уровнем неопределенности; это  способность и готовность к достижению более качественного результата  труда, отношение к профессии как к ценности. В  профессиональной сфере  различают специальные компетенции (определяющие владение собственно  профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, готовность  к инновациям в профессиональной области) и ключевые или базовые,  универсальные компетенции (обеспечивающие эффективное осуществление  профессиональной деятельности в различных областях).   Сегодня от сотрудников требуются не только тщательное выполнение должностных инструкций, но и заинтересованное участие работников в  новшествах на каждом рабочем месте, способность делать то, что не  предусмотрено должностной инструкцией. Особое значение имеет наличие  у работника разносторонних профессиональных навыков и способностей их  развивать, а также приобретать новые [3]. Компетентностно­ориентированный подход позволяет: а) перейти в профессиональном образовании от его ориентации на  воспроизводство знаний к их применению и организации; б) "снять" диктат объекта (предмета) труда, но не игнорировать его; в) положить в основание стратегию повышения гибкости, что в первую  очередь связано с расширением возможностей трудоустройства и  адаптацией на производстве;г) поставить во главу угла междисциплинарно­интегрированные требования  к результату образовательного процесса; д) увязать более тесно цели образования с ситуациями применимости  (используемости) в мире труда; е) ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие  профессиональных и жизненных ситуаций [4]. Компетентностный подход ­ это приоритетная ориентация на  формирование у персонала комплекса компетенций, необходимых для  инновационной деятельности организации. В этой связи в ходе формирования системы непрерывного  профессионального образования персонала особое внимание уделено  инновационно­ориентированному профессиональному образованию.  Последнее представляет собой совокупность образовательных программ  разного уровня, а также сети научных, образовательных и инновационных  структур и механизмов управления ими [5]. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании  способствует достижению его основной цели ­ подготовке  квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля,  обладающего интегрированными знаниями, умениями и навыками,  конкурентоспособного, свободно владеющего своей профессией и  ориентированного в смежных областях деятельности, способного к  эффективной работе по специальности, готового к постоянному  профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Квалификационные компетенции включают знания и навыки, которыми  выпускник овладел за период обучения в колледже, соответствующие  уровню присвоенной квалификации, которые он способен воспроизвести в  профессиональной деятельности. Данная группа компетенций является  базовой, без которой конкурентоспособность невозможна, однако не  гарантирована. К таким компетенциям относятся опыт работы, правовая  грамотность, работа информации и др. Деловые компетенции представляют собой симбиоз квалификационных и  личностных компетенций, отражающий законченный образ специалиста.  Важнейшими деловыми компетенциями являются ориентация на результат,  принятие решений, расстановка приоритетов, деловой этикет и т. д. [2]. Таким образом формирование  личности от абитуриента до выпускника  в системе профтехобразования сводится к проявлению   профессиональной   компетенции (наличие умений осуществлять все необходимые видыпрофессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования),  коммуникативной готовности (способность к эффективной коммуникативной  деятельности), экономической эрудиции и правовой компетентности. Библиографический список 1. Как они выбирают друг друга? [Электронный ресурс]. Режим доступа:  reitor. ru/ru/analitic/tress­relis/. 2. Дмитриева Ю. Конкурентоспособный выпускник вуза с позиции  работодателя // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 2. 3. Ильина Л. А. Формирование профессиональной компетентности как  компонента подготовки менеджеров // Г. П. Гагаринская, Л. А. Ильина и др. Устойчивое развитие вуза на основе стратегии повышения качества  образовательного процесса: Монография. Самара: СамГТУ; Минск:  БГУИР. 295 с. 4. Троицкая И. И. Компетентностный подход в профессиональной  ориентации учащихся 8 ­ 9 классов на уроках дополнительного  образования: методический аспект // Образование через всю жизнь:  Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9. С. 729 ­ 729. 5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на  2006 ­ 2010 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от  03.08.2005 N 1340­р // Справочная система "Гарант" [Электронный ресурс].  Режим доступа ограничен. 6. Хофман Х. Г. Международные тенденции в создании системы гарантии  качества профессионального образования и обучения на пороге "общества  знаний" // Оценка качества профессионального образования. Доклад / Под  общ. ред. В. И. Байденко и Дж. Ван Заптворта. Проект ТАСИС ДЕЛ ФИ.  М., 2001. 7. Федоров И. В. Модели формирования готовности выпускников  инженерных вузов к инновационной деятельности / И. В. Федоров, О. В.  Лезина // Известия Международной академии наук высшей школы. 2006.  Вып. N 4 (34). С. 94 ­ 107.