Развитие критического мышления через интеграцию технологий

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе Российской Федерации “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределении личности для ее самореализации”. Для реализации этих целей необходимо внедрение современных педагогических технологий, учитывая возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности ученика. Поэтому тема “Развитие критического мышления через интеграцию технологий” нами была выбрана не случайно. Можно выделить ряд причин обращения к данной теме. Во-первых, слабая мотивация учащихся к изучению предметов, связанная с тем, что подрастающее поколение в качестве перспективных направлений выбирает для себя иные ориентиры. Зачастую это вызвано и снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг, периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающим школьников, и снижением их интереса к познавательной деятельности.
Иконка файла материала Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории.doc
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории Цели урока:  Образовательные: революции; o познакомить обучающихся с социально­экономическим и политическим положением  России накануне  o рассмотреть основные этапы  Первой русской революции.  Развивающие: o проанализировать материалы, определить причины революции; o проанализировать документ, определить задачи революции, ее характер; o систематизировать  материал в таблицу  «Этапы и события первой русской революции»; o сопоставить материал таблицы с графиком..  Воспитательные: o содействовать формированию гуманистического мировоззрения, таких личностных качеств, как  сопереживание, уважение к человеку, опознание ценности жизни, милосердие. Учебник для  XI класса  «Россия и мир» , авторы: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Клоков В.А. Форма проведения урока: прием «Эффективная лекция» по технологии «Развитие критического мышления через чтение  и письмо». Оборудование:  Петиция петербургских рабочих (документ).  Фотографии и картины начала ХХ века, отражающие события революции  Таблица «Этапы и события первой русской революции»;  Поквартальные графики событий Первой русской революции Алгоритм урока. I. Стадия «Вызов» 1. Анализ фотодокументов. 2. Ролевая игра. Картинный ряд. 3. Обсуждение вопроса. II. Стадия «Осмысление» 1. Прием «Бортовой журнал». 2. Анализ исторических документов 3. Звуковой фрагмент 4. Анализ таблицы «Основные события первой российской революции». 5. Графическое изображение революционных событий. III. Стадия «Рефлексия» 1. Прием «Бортовой журнал»2. Эссе «Была неизбежна революция?» ХОД УРОКА Эпиграф: Вступительное слово учителя: «Кажется, правительство поставило перед собой  задачу раздражать всех…» (Из письма одного студента к отцу) В январе 2005 г. –  было 100 лет событию, его  считают  драматичным в российской истории. Оно получило название –  «кровавое воскресенье», которое стало началом  первой русской революции. Первая русская революция является ключом  к дальнейшему развитию России на целое столетие.  Революция обозначила крах монархической идеи в России. В 1906  году  появился выборный парламент, через 12 лет  Россия превратилась в  республику.  Это политическая акция оставила  глубокий след в умах и сердцах людей того времени и заставляет нас, потомков оглянуться назад, через 100 лет.  Сегодня  наше занятие мы посвятим теме «Первая русская революция». Занятие пройдет в форме лекции. Лекция, которую Вы сейчас прослушаете, посвящена  трем  вопросам:    Во­первых,  определить и проанализировать  причины  революции; Во­вторых,  определить  задачи и характер революции; В­третьих, выделить основные этапы российской революции и  определить кульминацию революционных событий; I. Стадия «Вызов» Часть 1 Презентация (слайды) – фотографии, отражающие противоречия российского общества  в указанный период. Учитель предлагает учащимся проанализировать фотографии , определить по фотографиям как историческому  источнику, что могло привести в революционному взрыву. Просмотр фотографий можно ограничить по времени. Учащиеся обмениваются своими впечатлениями в парах. Собранная в итоге информация заносится в левую часть бортового журнала. Известная информация или предложения     Учащимся предлагается прослушать первую часть лекции. II. Стадия «Осмысление» Лекция Новая информация   Правительственный кризис начала царствования Николая II вызвал разочарование и недовольство всех слоев населения,  ожидавших от царя кардинальных реформ. Первым подали голос студенты, которые требовали восстановления автономии университетов, отмененной в годы  правления Александра III. Возобновились забастовки рабочих, уличные шествия и демонстрации, которые нередко заканчивались столкновением с  полицией. Подавляющее число требований носило экономический характер. В массовую борьбу против помещиков стало выступать крестьянство, которое остро страдало от малоземелья. Крестьяне  врывались в помещичьи имения, захватывали хлеб, инвентарь, скот. Так на Черниговщине крестьяне приступили к дележу  помещичьих земель. Крестьянские волнения подавлялись при помощи войск.   Выступление народных масс находило отклик и сочувствие в российском либеральном движении. После начала русско­японской войны прокатилась волна выступлений в армии и на флоте. С началом русско­японской войны политическая ситуация в стране резко обострилась. Недовольство нерешаемыми  социальными проблемами сливалось с чувством национального унижения в связи с неудачами русских войск. Оживились национальные движения. Модернизация требовала большего единообразия в административном, правовом и  социальном устройстве страны, но претворение в жизнь этого объективного важного требованиянередко приобретало форму русификации. Вспыхнули волнения на Кавказе, национальный гнет испытывало еврейское  население. При прослушивании лекции обучающиеся  заполняют вторую часть таблицы. III. Стадия «Рефлексии» На стадии рефлексии в первой части лекции суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления:  Корректировка первой части таблицы;  Анализ новой информации из первой части лекции;  Оформление причин революции. Причины революции: 1 фото –  противоречия между властью и обществом (сохранение самодержавия, сословное неравенство, отсутствие  основных гражданских прав и свобод) 2 фото – социальные противоречия между крестьянами и помещиками  (сохранение полукрепостнических пережитков) –  аграрный вопрос  3 фото – рабочий вопрос как следствие модернизации (длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая заработная плата, изощренная система штрафов, запрет профсоюзов и стачек, бесправие) 4 фото – межнациональные и межконфессиональные противоречия 5 фото – поражение в войне с Японией I. Стадия «Вызов» Часть 2 Просмотр картинного ряда. Предложить обучающимся, представить себя в роли участника революции, предположить   действия участников (ролевая игра). Предложения записываются в левую часть таблицы, а затем озвучиваются (парная  работа). II. Стадия «Осмысление»  Прослушивание лекции;  Анализ Петиции петербургских рабочих ; Лекция 9 января 1905 года на улицах и площадях Санкт­Петербурга началась Первая Русская революция. Начавшись в столице  Российской империи, она захватила всю Россию. Были причины и предпосылки, но началась революция с того, что  петербургские рабочие, объединённые в зарегистрированный властями "Союз", собрались мирно, выработали общие  требования, уведомили власти и мирно  без оружия пошли шествием к царскому дворцу для передачи петиции, в которой  были изложены их требования. Возглавлял шествие, организатором и вдохновителем его был священник Георгий Гапон –  сомнительный во многих отношениях деятель. Священник Гапон, с разрешения властей ведший просветительскую работу  среди Петербургских рабочих, организовал “Собрание русских фабрично заводских рабочих, Гапон и его сподвижники  всячески укрепляли монархические и религиозные иллюзии среди отсталой массы рабочих, внушали мысль о том, что,  царь­батюшка пойдет на встречу пожеланиям рабочих. Гапоновская пропаганда имела успех. III. Стадия «Рефлексия» На стадии рефлексии обучающиеся работают с бортовым журналом.  Итоги работы с историческим документом  записываются в правую часть таблицы. I. Стадия «Вызов» Часть 3 Учащимся предлагается предположить действия правительства на петицию рабочих, ответить на вопрос: – Что готов был предложить своему народу  царь  Николай II? Работа может быть парной или индивидуальной.     Ответы  обучающиеся записывают в левую часть  бортового журнала и  озвучивают. Стадия «Осмысление» Предлагается просмотр фрагментов  репродукций картин, фотодокументов. Так же можно включить звуковой фрагмент  из дневника Гапона. Источником информации может быть таблица «Основные события российской революции».Учитель: (прослушать звуковой фрагмент из дневника Гапона). Разрушена вера в царя. Расстреляно убеждение в идоле. В  этот же день массовые забастовки будут по всей России. Так началась революция. Учитель: Используя материалы таблицы «Основные события первой русской революции», определить наиболее  кульминационные моменты. Выбрать из предложенных графиков, тот, который отражает верно, динамику стачечной  борьбы. Свой ответ аргументировать.  III. Стадия «Рефлексия» В заключение, обучающимся предлагается ответить на вопрос: «Была ли неизбежна первая русская революция?» (Работа  может устной или письменной – написание эссе)