Развитие критического мышления на уроках истории посредством проектной деятельности. Из опыта работы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Актуальность и практическая значимость опыта. В целевой установке Федерального Компонента Государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по истории важное место занимают цели исторического образования старшеклассников, направленные на развитие способностей "понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей среде:", а также на овладение необходимыми для этого умениями. Содержательный перечень этих умений представлен в другом разделе стандартов: "Требования к уровню подготовки выпускников". По сути, он является систематизированным алгоритмом действий, определяющим порядок и этапы познавательной и исследовательской деятельности школьников. По моему мнению, большую роль в становлении современной личности играет технология развития критического мышления (ТРКМ) - одна из технологий личностно-ориентированного подхода (ЛОП). Известная пословица гласит "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай действовать самому и я научусь". Технология развития критического мышления как раз предоставляет ученику возможность действовать самому, проявлять коммуникативные, когнитивные, организационные, креативные качества и умения, а так же умения самостоятельно добывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике - это главные современные требования к выпускнику школы.
Иконка файла материала Развитие критического мышления на уроках истории.doc
Развитие критического мышления на уроках истории посредством проектной деятельности. Из опыта работы 1. Актуальность и практическая значимость опыта. В целевой установке Федерального Компонента Государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по  истории важное место занимают цели исторического образования старшеклассников, направленные на развитие  способностей "понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять  собственную позицию по отношению к окружающей среде:", а также на овладение необходимыми для этого умениями.  Содержательный перечень этих умений представлен в другом разделе стандартов: "Требования к уровню подготовки  выпускников". По сути, он является систематизированным алгоритмом действий, определяющим порядок и этапы  познавательной и исследовательской деятельности школьников. По моему мнению, большую роль в становлении современной личности играет технология развития критического  мышления (ТРКМ) ­ одна из технологий личностно­ориентированного подхода (ЛОП). Известная пословица гласит  "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай действовать самому и я научусь". Технология развития  критического мышления как раз предоставляет ученику возможность действовать самому, проявлять коммуникативные,  когнитивные, организационные, креативные качества и умения, а так же умения самостоятельно добывать информацию,  критически её осмысливать и применять на практике ­ это главные современные требования к выпускнику школы. 2. Теоретические основания опыта. ТРКМ ­ это целостная система разнообразных приёмов, но основа технологии ­ трёхфазовая структура урока: вызов,  осмысление, рефлексия. Эта структура логична и научна, т.к. её этапы (фазы) соответствуют закономерным этапам когнитивной (умственной)  деятельности личности. Фаза. Вызов. (информация  выслушивается,  записывается,  обсуждается, работа  ведётся  индивидуально­в  парах­группах). Задачи фазы. Деятельность учителя. Вызов уже  имеющихся  знаний по  изучаемому  вопросу,  активизация  учащихся,  мотивация для  дальнейшей  работы. Деятельность Возможные приёмы и Функции фазы. учащихся. методы. мотивационная информационна я коммуникацион ная Ученик  "вспоминает",  что ему известно  по изучаемому  вопросу (делает  предположения), Систематизирует информацию до  её изучения,  задаёт вопросы,  на которые хотел бы получить  ответ. Составление списка  "известной  информации"; рассказ­ предположение по  ключевым словам;  систематизация  материала  (предварительные  кластеры,таблицы); верные­неверные  утверждения;перепута нные логические  цепочки. Осмысление. (непосредственный  контакт с новой  информацией, работа в парах­ индивидуально) Сохранение  интереса к  теме при  непосредствен ной работе с  новой  информацией,  постепенное  Ученик читает  (слушает)  текст,используя  предложенные  учителем  активные методы чтения  ("инсерт"),делает Методы активного  чтения: маркировка с  использованием  значков "+,­,?", которые  ставятся на полях;  поиск ответов на  поставленные в первой информационна я систематизацион ная мотивационная(творчес Рефлексия.   кая переработка,  анализ изученной  информации, работа  ведётся  индивидуально­в  парах­группах). пометки на  полях или ведёт  записи по мере  осмысления  новой  информации. Учащиеся  соотносят  "новую"информа цию со "старой",  используя  знания,  полученные на  стадии  осмысления. продвижение  от "старого"  знания к  "новому". Вернуть  учащихся к  первоначальны м записям­ предположени ям, внести  изменения,  дополнения,  дать  творческие,  исследовательс кие задания на  основе  изученной  информации. части урока вопросы и  т.д. коммуникацион ная информационна я мотивационная оценочная Установление  причинно­ следственных связей  между блоками  информации; возврат к ключевым словам,  верным­неверным  утверждениям, ответы  на поставленные  вопросы, организация  дискуссий и т.д. Наиболее оптимально применить на уроках истории основу технологии развития критического мышления позволяет  Метод Проектов. Задача педагога найти компромисс, взаимодополнить данные технологии для создания таких педагогических условий,  когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально­значимых вопросов, для которого ему потребуется своё собственное критическое видение вопроса. Модель проектного обучения возникла еще в 20­е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом  проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными  американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Е. Полат предлагает нам формулу: Проект = проблема + продукт. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" ­ вот основной тезис  современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти  разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать  свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую  учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой­то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование  разнообразных методов, средств обучения, а. с другой ­ интегрирование знаний, умений применять их в различных  областях науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то надо найти конкретное, ее решение, если практическая ­ результат должен быть готов к внедрению. 3. Педагогическая система опыта и её своеобразие. На уроках в режиме ТРКМ я использую методы работы с информационными текстами (приёмы: " кластер", "верные­ неверные утверждения"); визуальные методы организации материала (приёмы: таблица "тонких и толстых" вопросов,  таблица "З­Х­У"). Провожу диагностику сформированности критического мышления у учащихся. Полагаясь на собственный опыт, делаю вывод о том, что наиболее эффективным в решение данной проблемы является  метод проектов.Использование этого метода в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. В ходе которой,  я обозначаю конечную цель проекта, составляю план, подбираю дополнительную литературу. На уроках истории я использую проекты, которые состоят из нескольких этапов: организационно­подготовительный,  технологический, презентационный. Задача организационно­подготовительного этапа:    вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; активизация учащихся; мотивация для дальнейшей работы. На данном этапе (первый урок) я провожу вводную беседу, в ходе которой, ставлю перед детьми проблему по теме.  Учащиеся высказывают предварительную точку зрения и делают запись своих аргументов в тетрадь. Не обладая  достаточным количеством знаний по данной теме, у детей возникают вопросы, которые я предлагаю решить в ходе  Проекта. Затем знакомлю учащихся с планом проекта. Второй этап ­ технологический, предназначен для:   сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; постепенного продвижения от "старого" знания к "новому". На втором уроке делю классный коллектив на группы, каждой из которых, предоставляю вопросы, позволяющие раскрыть  данную тему. Работая с учебником и дополнительной литературой, учащиеся занимаются подбором материала, по конкретно заданной  теме. Я направляю процесс и оказываю помощь в отборе оптимального содержания материала. Задача каждой группы в  конце проекта оформить буклет по теме для презентации. Вторую часть урока интегрирую с уроком изобразительного  искусства, где учащиеся оформляют буклеты и готовятся их представлять на заключительном уроке. Последний этап ­ презентационный. Его задача:    вернуть учащихся к первоначальной проблеме, внести изменения, дополнения, сделать творческие, исследовательские выводы на основе изученной информации. В ходе третьего урока учащиеся представляют буклеты. (4 ­ 5 минуты на выступление). После чего я возвращаю учеников  к поставленному в начале Проекта вопросу. Возникает дискуссия, в ходе которой учащиеся, получив и осмыслив новые  знания, отстаивают собственную точку зрения, спорят, убеждают других. Я ставлю провокационные вопросы и направляю  дискуссию в нужное русло, при этом оставляю за каждым право на собственное мнение. На последнем (четвёртом) уроке по данной теме провожу контрольное тестирование, которое, как правило, подтверждает  хорошие знания у учащихся по пройденной теме. Являясь классным руководителем 7 класса, метод Проектов, я успешно применяю и в своей воспитательной работе.  (Наиболее удавшиеся: "Весенняя неделя добра", "Зелёная школа", "Фотолирика", "Шишкопад" Приложение 2). Цель создания информационно­творческого проекта: Воспитание любви и бережного отношения к малой Родине, активной гражданской позиции, через приобретение  положительного опыта работы в проектной и других формах социально ­ значимой деятельности; Развитие навыков критического осмысления информации, умения аргументировать собственную точку зрения; Формирование информационной культуры и медиаграмотности школьников; Этапы работы над проектом: Первый этап ­ Организационно­подготовительный. На данном этапе я провожу исследование (тестирование, опрос) о способностях, интересах и возможностях учащихся.  Делаю вывод, соответственно которому предлагаю детям принять участие в новом Проекте. Для начала ­ создаю  инициативную группу, даю первоначальное представление о проекте и видах деятельности на выбор. Важный момент в  творческом Проекте воспитательного характера ­ подобрать название самого Проекта. Оно должно быть простым (для  восприятия и произношения), но в то же время ­ раскрывало суть и, конечно же ­ оригинальным. В идеале нахожу  сотрудников (партнёров) среди представителей местной общественности и организаций.Второй этап ­ Технологический обязательно требует сбора информации (может проходить в виде похода в лес, посещение  библиотеки, музея, встречи с местными жителями­старожилами и т.д.). Затем я организую различные виды творческой  деятельности, которыми владеют дети (конструирование, лепка, сочинение стихов, написание сказки, даже спортивные  состязания, связанные с темой и т. п.). В ходе проекта создаю условия для реализации способностей каждого ребёнка. Весь материал накапливается и анализируется мною. На заключительном этапе ­ Презентационном, (который я провожу в виде Итогового заседания, Интерактивной игры,  Вечере импровизаций или простого Капустника с обязательным приглашением партнёров и представителей  общественности) подвожу итоги, награждаю активных участников (отмечаю каждого, кто участвовал в Проекте),  обязательно демонстрирую тот самый "осязаемый материал", полученный в ходе проекта, нахожу практическое ему  применение. Зачастую о проведённом Проекте публикую собственные статьи и сочинения детей, чтобы подчеркнуть  общественную значимость Проекта. Обязательно дарю небольшие памятные подарки всем. Если Проект удаётся, то новые  предложения и идеи уже от самих ребят не заставляют себя ждать. 4. Результативность опыта. Используя ТРКМ посредством проектной деятельности на своих уроках, я увидела следующие закономерности:     устойчивый интерес к предмету; критическое (аргументированное, открытое) отношение к историческим фактам и социальным явлениям; стремление и осуществление творческой деятельности (креативность); развитие коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, их интеллекта. Это подтверждают результаты Единого Государственного Экзамена   Учебный год. Предмет. Средний балл. Средний балл по области. 1. 2008 ­ 2009 История  60,2 России 2. 2009 ­ 2010 История  64 России 53,5 56 Трудно переоценить возможности Проектной деятельности в воспитательной работе: Мои воспитанники осознанно занимают активную гражданскую позицию и готовы работать в проектной и других формах  социально ­ значимой деятельности. На должном уровне сформирована информационная культура и медиаграмотность школьников. О большей части своих воспитанников уже на данном этапе могу говорить как о достойном подрастающем поколении  граждан нашего государства. Приобретая опыт практической деятельности, учащиеся с интересом участвуют в телекоммуникационных проектах: Учебный  год. Проект. 2008 ­ 2009 Региональный телекоммуникационный  проект "Край наш Сибирский" Номинация. Результат. 1 место 1 место 2 место 3 место "Родной край  сегодня" "Родная природа" "Культура Родного края" "Лучшие  летописцы  Родного края"2009 ­ 2010 Областной телекоммуникационный  проект "Жемчужины Омской области"   Вошли в 10­ку лучших  из 67 команд.  Сертификат. Мои воспитанники осознанно занимают активную гражданскую позицию и готовы работать в проектной и других формах  социально ­ значимой деятельности. На должном уровне сформирована информационная культура и медиаграмотность  школьников. О большей части своих воспитанников уже на данном этапе могу говорить как о достойном подрастающем  поколении граждан нашего государства. 5. Перспективы использования технологии. ТРКМ относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно  изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Применяя технологию развития критического мышления, используя уже освоенные методы (работа с информационными  текстами, визуальные методы организации материала), я собираюсь внедрять новый метод ТРКМ: метод по организации  письменной рефлексии учащихся (формы: историческое сочинение, "репортаж", письмо в прошлое). Используемая литература: 1. Вяземский А.А. "Современные образовательные технологии". М., 1998г. 2. Власова Т.А. "Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах".  // "Преподавание истории и обществознания в школе" ­ 2005 № 3. 3. Долженко Ю.А. "Методическое сопровождение личностно­ориентированного образования". Б., 2003г. 4. Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. "Развитие критического мышления на уроке". М., "Просвещение", 2004г. 5. Мельникова Е.Л. "Проблемный урок, или как открывать знания с учениками". Пособие для учителей. М., 2002г. 6. Якиманская И.С. "Личностно­ориентированное обучение в современной школе". М., 1996г. 7. Спутник классного руководителя. Журнал. № 2 /2007 г. 8. "Праздник в школе". Журнал №3 /2006 г.