Развитие лексико-грамматического строя речи у нормально развивающихся дошкольников и с ЗПРР.
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
16.06.2018
Развитие лексико-грамматического строя речи у нормально развивающихся дошкольников и с ЗПРР. В работе присутствуют цели и задачи, разные виды деятельности. Материал может быть интересен учителям-логопедам, работающих в условиях логопедического пункта. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения, а также работа с родителями.Развитие лексико-грамматического строя речи у нормально развивающихся дошкольников и с ЗПРР. В работе присутствуют цели и задачи, разные виды деятельности. Материал может быть интересен учителям-логопедам, работающих в условиях логопедического пункта. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения, а также работа с родителями.
зпр.doc
«Содержание работы по развитию
лексикограмматического строя речи
у нормально развивающихся
дошкольников и с ЗПРР»
Лексикограмматический строй – характеризуется единством лексических и
грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
Изучение ряда специализированной литературы и экспериментальных
исследований позволило мне рассмотреть формирование лексикограмматического
строя речи у нормально развивающихся дошкольников и у детей с ЗПРР.
Исследования кандидата пед. наук Фуреевой Е.П. говорят о том, что лексико
грамматический строй речи у детей с ЗПР имеет низкий уровень сформированности:
неправильные грамматические конструкции, ошибки при согласовании падежных
окончаний, затруднения в словообразовании и словоизменении, неточность
использования предлогов. Наибольшую трудность вызывают задания на образование
глаголов с помощью приставок, образование уменьшительноласкательных значений.
Нарушение лексикограмматического строя речи у детей с ЗПР достаточно
стойкое и преодолевается с трудом.
Но рассмотрим сначала формирование лексикограмматический строй речи в
норме.
Формирование разных сторон речи (фонетики, лексики, грамматики) протекает
неравномерно и несинхронно, на различных этапах развития на передний план
выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни
ребенка формирование лексикограмматического строя речи ребенка специфические
тенденции.
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и
форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из
одногодвух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте
являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в
тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа
элементарных коротких монологов (рассказов).
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, осознанием
простейших языковых закономерностей, что проявляется в изобилии речевых игр с
грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, этап формирования
грамматически и фонетически правильной речи.
Управление лексикограмматическим развитием детей с ЗПР должно
осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым
деятельности, через общение с педагогом и другими детьми. Формирование разных сторон лексикограмматического строя речи (синтаксиса,
морфологии, словообразования) дошкольника происходит несинхронно и поэтому
обучение должно проходить поэтапно.
На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий,
неспецифический характер, а позднее постановка задач становится все более
дифференцированной. На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению
словообразования, словотворчества; на шестом году – элементарному анализу
структуры предложения, формированию грамматической правильности; на седьмом
году – элементарному осознанию грамматических связей между производными
словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических
конструкций.
Дидактические игры и упражнения с лексикограмматическим содержанием
являются важным средством стимулирования речевых игр детей, их поисковой
активности в сфере грамматики. Самыми удачными, на мой взгляд, дидактическими
играми по формированию лексикограмматического строя речи являются игры,
представленные Агронович З.Е. в «Сборнике домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР».
Список используемой литературы
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям
для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у дошкольников с
ОНР. СанктПетербург 2006г.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 37 лет. Москва 1999г.
3. Бойкова С.В. Содержание работы по развитию лексикограмматического строя
речи у дошкольников. Журнал Логопед в детском саду №5 2005г.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки
психического развития. Москва 2000г.
5. Зорина С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР. / Журнал
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №3 2006г.
6. Зорина С.В. Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР. /
Журнал Логопед в детском саду №3 2006г.
7. Коновалова С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи. Журнал Дефектология №5 2004г.
8. Коррекционнопедагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М. 2001г.
9. Максимов А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М. 2005г.
10.Максимов А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. М. 2005г.
11.Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с
недоразвитием речи. Журнал Дефектология №4 2001г.
12. Фуреева Е.П. Экспериментальное изучение особенностей речи
шестилетних детей с задержкой психического развития. Журнал Логопед в детском саду №3 2005г.
13.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками
речи. М., 1997г.
Развитие лексико-грамматического строя речи у нормально развивающихся дошкольников и с ЗПРР.
Развитие лексико-грамматического строя речи у нормально развивающихся дошкольников и с ЗПРР.
Развитие лексико-грамматического строя речи у нормально развивающихся дошкольников и с ЗПРР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.