Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа
Оценка 4.9

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
12.06.2018
Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа
В современных условиях гуманизации образования стоит проблема реализации заложенного в ребёнке личностного потенциала, что требует от педагога создания специальных педагогических условий, реализующих все возможности развития личности младшего школьника. Выделенные нами личностные особенности младших школьников могут рассматриваться как основания, на которые необходимо ориентироваться педагогам в процессе овладения учебными навыками.Актуальность данной темы связана с тем, что растет процент учащихся с низким уровнем сформированности общеучебных навыков, умения планировать учебную деятельность, низким или неадекватно высоким уровнем самооценки, высоким уровнем тревожности.
Колышева Е.С.Развитие личностных особенностей младших школьнтков во внеурочное время.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 3 Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС Колышева Елена Станиславовна учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Нерюнгри  Республика Саха (Я) Нерюнгри 2018 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение  1. Оценка индивидуально­психологических особенностей личности в трудах зарубежных и отечественных психологов 2. Характеристика  личностных особенностей младших школьников 3.Развитие  личностных особенностей младших школьников  во  внеурочное время в условиях ФГОС  Заключение  Литература  3 5 7 11 22 23 Введение «Личностью   не   рождаются,   личностью   становятся»   (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов) 3 С   появлением   глубинной   психологии   именно   личность   стала   одной   из ведущих категорий в современной психологии, в которой проблему личности, ее структуры   изучают   различные   школы   (гуманистическая, отечественная психология).   бихеоризм, В истории соответствующих исследований можно выделить три периода: филосовско – литературный, клинический и экспериментальный. Становление   экспериментального   периода   связано   с   именами   ученых: Г.Олпорта, Р.Кеттела, А Маслоу, З.Фрейда, Г.Мюррея, Ж.Пиаже, Э.Эриксона и другие.  В   отечественной   психологии   традиционно   утвердились   три   основные понятийные   категории,   отражающих   три   аспекта   существования   человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».   Признание   индивида   как   исходного   состояния   для   развития   личности характерно   для   всех   психологов.   Однако   при   решении   вопроса,   каковы   же свойства и особенности личности, у психологов возникают разногласия. Этой проблемой занимались Л.С.Выготский, Д.Б.Элькони, А.В.Запорожец, Л.И.Божович.   Больше   внимания   они   уделяли   разработке   теории   детского развития. Исследователи Б.Г.Ананьев, Н.С.Лейтес, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн отмечают,   что   формирование   индивидуальности   личности,   т.е.   того неповторимого   сочетания   психологических   особенностей,   которое   отличает одного человека от других, происходит в процессе возрастного развития и во многом зависит от меры включения ребенка в основную деятельность, присущую данному возрасту, от характера общения со взрослыми, со сверстниками при выполнении этой деятельности [1,12,24,20]. 4 Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные   психические   процессы   и   происходят   изменения   особенностей личности на данной стадии ее развития. По   мнению   ученых,  ни   отдельные   личностные   свойства   и   особенности, обычно   называемые   «чертами   личности»,   входящие   как   элементы   в   ее структуру,   ни   личность   в   целом   не   остаются   неизменными   в   течение   жизни человека. Они могут изменяться не только в процессе возрастного созревания. Личность – совокупность социальных свойств и качеств человека, которые он вырабатывает у себя прижизненно.  «Личностью   не   рождаются,   личностью   становятся»   (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов) и чем ярче выражены в личности социальные черты и   качества,   чем   своеобразнее   ее   деятельность   и   характер,   тем   ярче   и неповторимее  она сама.  Личность ­ неоднозначное и многогранное понятие. Сложность   этого   «феномена»   вызывало   и   вызывает   большое количество   представлений   относительно   ее   сути,   организации   ее личностных особенностей.  В настоящее время проблема не утратила своей актуальности.  Это   связано   с   растущими   запросами   практики:   в   сфере   производства вопросы   активизации   и   управления   поведением   человека,   проблемы использования человеческих ресурсов становятся все более важными.  В   современных   условиях   профессиональная   школа   выдвигает   высокие требования   именно   к   становлению   личности   школьника,   стремление   к личностному   развитию.   И   младший   школьный   возраст   –   это   период,   когда фактически   складываются   психологические   механизмы   личности.   Вопрос   о сущности   личности   остается   до   конца   не   проясненным   и   поэтому   требует изучения. 5 1.Оценка индивидуально­психологических особенностей  личности в трудах зарубежных и отечественных психологов Слово   личность,   как   и   многие   широко   используется   в   повседневном общении. Можно ли сказать, что всякий человек есть личность? Вероятно, нет. По идее В.Франкла, человеческая личность – это сложный, многомерный феномен, отдельные аспекты, которого могут быть представлены как проекции в плоскостях   тех   или   иных   научных   дисциплин   –   биологии,   социологии, психологии, однако уникальная ценность личности ни сводима, ни к одной из этих проекций. [22]. Однако   при   использовании   термина   «личность»   обычно   не   проводится   «индивид»,   с   понятиями   «человек», какого­то   строгого   различия, «индивидуальность». Для того чтобы отразить процесс становления личности, зафиксировать особенности  личностных качеств, необходимо провести разграничение понятий. Когда   рождается   ребенок,   то   говорят,   родился   человек.   С   понятием человек связана другая родственная научная категория «индивид».  В   основе   понятия   «индивид»,   согласно   А.Н.Леонтьеву,   лежит   факт неделимости,   целостности   и   особенности   каждого   человека,   возникающих   на ранних ступенях развития жизни [13]. К   индивидуальным   свойствам   человека   А.Н.Леонтьев   отводил   –   тип нервной системы, физическую конституцию, темперамент, природные задатки.    Индивидуальные  свойства человека могут меняться в ходе его жизни, однако   личностными   они   не   становятся,   хотя   и   составляют   определенные предпосылки для ее развития. 6 Индивид   в   процессе   своей   деятельности   вступает   в   общественные отношения. Именно эти отношения в представлениях   А.Н.Леоньева создают личность.  По   словам   К.К.Платонова,   личность   –   это   конкретный   человек   или субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к миру. В позиции К.К.Платонова по сути дела, снимется вопрос о различии между индивидом и личностью.  А.В. Петровский связывает понятие «личность» с качеством социальности. Личностью человек становиться в процессе жизнедеятельности под влиянием деятельности, общения, воспитания и обучения [16]. С   концепцией   А.В.Петровского   согласна   Л.И.Божович,   по   ее   мнению, личностью   следует   называть   человека   достигшего   определенного   уровня психического развития.  Личность   каждого   человека   наделена   только   ей   присущим   сочетанием психических черт и особенностей, составляющих своеобразие каждого человека, его отличия от других людей.  Эти   своеобразия   психики   и   личности   индивида,   их   неповторимость называется индивидуальностью.  Одни   авторы   отмечают,   что   индивидуальность   ­   это   высший   уровень категории человека по отношению к индивидуальному и личностному уровням.  По мнению других авторов, индивидуальность – не есть что­то над или сверх личностное.  Но все исследователи, когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду ее оригинальность.  Индивидуальность   проявляется   в   чертах   темперамента,   характера, привычках, преобладающих интересах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности, общении и т.д. 7 Индивидуальные особенности личности – это особенности свойственные именно данному человеку, они составляют своеобразие его психики, личности, делают его неповторимым. В то же время типологические особенности, как подчеркивают психологи (Б.М.Теплов,   В.Д.Небылицын),   не   могут   определять   ни   направленности личности,   ни   ее   стремлений     и   интересов,   ни   ее   идеалов,   но   оказывают существенное влияние на формирование в одних и тех же обстоятельствах и при том же воспитании различных черт характера [21].  Таким   образом,     единство   и   взаимосвязь   общего,   особенного   и единичного   в   человеке,   создают   такие   условия,   при   которых   все особенности личности очень сложно переплетены.  2. Характеристика личностных особенностей младших школьников В   этом   параграфе   мы   остановимся   на   основных   веках   в   разработке отношения личностных особенностей ребенка младшего школьного возраста. Если   для общей психологии важнейшим этапом дальнейшего развития послужила   организация   В.Вундом   [5]   научной   психологической   школы   в Лейпциге, то для детской  психологии аналогичную роль выпала на долю работы «Душа ребенка» немецкого психолога В. Прейера [19]. По   его   мнению,   душа   новорожденного   вовсе   не   чистая   доска,   она «исписана   множеством   неразборчивых,   неясных   и   невидимых   знаков,   т.е. следами бесчисленных чувственных впечатлений, испытанных давно минувшими поколениями».  Конечно и на первом этапе развития детской психологии мы встречаем прекрасные   работы,   проливающие   свет   на   формирование   личности   ребенка, А.Бине ,П.П. Блонский ,Э. Эриксон [2,13,25]. 8 Среди   них   можно   отметить   серьезное   исследование   К.Грооса   [7].; включающие теорию детской игры, работу Э. Клапареда [11]   о роли игры в общении и воспитании.  Штерновское   представление   о   личности,   как   о   биосоциальном   явлении оказалось   для   всех   поколений   ученых   гораздо   более   влиятельным,   чем аналогичные представления психоанализа и др. течений. Теория трех ступеней К.Бюллера, и генетическая психология Ж. Пиаже,  и культурно ­ историческая теория Л.С. Выготского, открыли современный этап изучения психологического развития, не исчерпанный в наши дни [23,4,17,6]. Почти   все   основные   свойства   и   личностные   качества   человека складываются   в   детстве,   за   исключением   тех,   которые   приобретаются   с накоплением жизненного опыта. В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека,  к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным требованиям и мотивам. Инструментальные черты включают предпочитаемые средства достижения соответствующих целей, удовлетворения потребностей. Стилевые касаются темперамента, характера способов поведения, манер. Каждый возраст вносит свой вклад в развитие личности. Точно этот вклад пока   еще   не   кем   не   установлен,   но,   опираясь   на   данные   проведенных исследований,   можно   сказать,   что   в   пределах   детства   существует   несколько периодов,   сензитивных   к   развитию   отдельных   групп     личностных   качеств ребенка.   Именно   младший   школьный   возраст   относят   к   наиболее восприимчивому,   благоприятному   для   целенаправленного   формирования оптимальных уровней механизмов психики, личности ребенка. 9 За   шесть   лет   жизни   каждый   ребенок   набрал   присущий   ему индивидуальный опыт, у каждого свое представление о мире, свои особенные жизненные навыки, свой особый способ общения с другими людьми. Каждый ребенок уже – индивидуальность. Индивидуальность – социальная ценность. Развивать, сохранять личностные особенности каждого, значит подарить будущему интересных, полезных и неординарных людей [15]. Обратимся   к   анализу   основных   личностных   характеристик   ребенка: структуры   самосознания,   особенностей   мотивов   поведения,   особенностей темперамента, характера. Все   психологические   свойства,   которые   начали   выступать   у   ребенка   в последние годы дошкольного детства, до   прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие.  Младший   школьный   возраст­время   закрепления     мотива   достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность – важные личные особенности младших школьников. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти   безоговорочно   принимают   его   оценки.   Даже   характеризуя   себя   как личность, младший школьник повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это   напрямую   касается   такого   личностного   новообразования   как самооценка. У   младших   школьников   встречаются   самооценки   различных   типов: адекватная, завышенная, заниженная. Что касается уровня притязаний ребенка, то он может завысить не только от   успехов   в   учебной   и   какой   либо   деятельности,   но   и   от   положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками. 10 Последнее, что внутренне укрепляет мотив достижения успеха, делая его устойчивым,   является   осознание   своих   возможностей   и   способностей, различение того и другого, и укрепление на этой основе веры в свои успехи.  Параллельно   с   мотивацией   достижения   успехов   и   под   ее   влиянием   в младшем   школьном   возрасте   совершенствуется   два   других   личностных качества: трудолюбие и самостоятельность.  У   детей   этого   возраста   происходит   перестройка   потребностей, побуждений. Появляется понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возникновение   внутренней   социальной   позиции   становится   переломным моментом   в   судьбе   ребенка,   определяя   собой   начало   индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Это личностная позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности. Так же изменяется содержание общения, в него входят темы, несвязанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение. В первых классах школы выбор партнера по общению определяется для ребенка   в   основном   оценками   учителя,   успехами   в   учении,   то   к   3­4   классу появляются   признаки   иной   мотивации   межличностных   выборов   связанные   с независимой оценкой. В   личностной   сфере   наиболее   значимы   произвольность   поведения соподчинение мотивов, способность к саморегуляции, постановка целей. Огромное значение в этом возрасте не только для познавательно развития детей, но и для формирования их личности играет становление креативности. Умение находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связано с интеллектуальными способностями. Основную роль в формировании и развитии характера играет общение с окружающими людьми. 11 При   помощи   прямого   научения,   через   подражание   и   эмоциональное подкрепление ребенок усваивает формы поведения взрослых.   От   других   черт   личности   характер   отличается,   прежде   всего,   своей устойчивостью и ранним формированием.  При   работе   с   младшими   школьниками   необходимо   учитывать   свойства темперамента и возрастные особенности. Помня, что любое свойство темперамента имеет свои плюсы и минусы, надо, опираясь на положительные стороны, ослаблять отрицательные. Отсюда следует, что возраст, приходящийся на начало обучения в школе (I – IV классы), можно рассматривать как период возникновения и закрепления важной   личностной   характеристики   ребенка,   которая,   становясь   достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. В связи со всем вышеизложенным мы можем сказать, что с возрастом своеобразие индивидуальные индивидуальное формирующейся личности должны проявляться все ярче.   особенности,     Переход   от одного  типа   личностного  развития  к   другому  связан   с двумя   обстоятельствами:   проявления   кризиса   возрастного   развития   и сменой ведущего типа общения. Личностное развитие соотносится с формированием «Я концепции», изменением   мотивационно­потребностной   сферы,   развитием   рефлексии, механизма самооценивания.  Таким   образом,   выделенные     личностные   особенности   младших школьников   могут   рассматриваться   как   основания,   на   которые   необходимо ориентироваться педагогам в процессе овладения учебными навыками.  3. Развитие личностных   особенностей   младших   школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС 12 Что   касается   новых   ФГОС,   внеурочная   деятельность   в   них   довольно важна. Во многом так происходит благодаря тому, что эта работа направлена на развитие   личностных   качеств   ребенка,   что   является   неотъемлемой   частью общего воспитания школьника.      Внеурочная деятельность в нашей школе организована в соответствии с требованием ФГОС по направлениям развития:        спортивно­оздоровительное духовно – нравственное общеинтеллектуальное общекультурное социальное При   этом   мы   используем  оптимизационную   модель  организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО. Преимущества оптимизационной модели:  ­ минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;   ­   создание   единого   образовательного   и   методического   пространства   в школе;   ­   формирование   содержательного   и   организационного   единства   всех подразделений школы. Модель организации внеурочной деятельности строится на основе тесного взаимодействия   школы   с   несколькими   учреждениями   дополнительного образования: домом детского творчества, школой искусств, спорткомплексами, а также учреждениями культуры: библиотекой, центром культуры и досуга. Факторы, которые определяют модель внеурочной деятельности:  • территориальное расположение образовательного учреждения;   •территориальное   расположение   учреждений   дополнительного образования детей и учреждений культуры города;  • уровень развития дополнительного образования в школе; 13 •программное   обеспечение   воспитательной   деятельности   учителей начальных классов и классных руководителей;  • кадровое обеспечение воспитательного процесса;  • материально­техническое обеспечение воспитательной деятельности. Структура внеурочной деятельности  Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:    учебный план образовательного учреждения      дополнительные   образовательные   программы общеобразовательного учреждения  (внутришкольная  система дополнительного образования);       образовательные     программы     учреждений     дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;     классное руководство;     деятельность   педагогических   работников   (педагога­организатора, педагога­психолога)     в     соответствии     с     должностными   обязанностями работников образования; Программы   предусматривают   все   формы   и   виды   деятельности школьников. Формы внеурочной деятельности. Театральные   постановки,   викторины,   проекты,   игры,   соревнования,   клубы,   студии,   кружки,   секции,   объединения, дискуссии,   олимпиады,   факультативы,   конференции,   турниры,   встречи,   концерты,   экскурсии, культпоходы, другие формы.  Виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно­ценностное общение; 4) досугово ­ развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6)   социальное   творчество   (социально   значимая   волонтёрская 14 деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно­оздоровительная деятельность; 9) туристско­краеведческая деятельность. Для   достижения   целей   и   задач   внеурочной   деятельности   в   учителя профессиональной   образовательной   организации   (далее   ­   ПОО)   используют  современные технологии: ­уровневая дифференциация; ­проблемное обучение; ­поисковая деятельность; ­ здоровьесберегающие технологии; ­ информационно­коммуникативные технологии; ­ технологии игрового обучения; ­ тренинговые технологии; ­ технологии критического мышления; ­ технологии проектно­исследовательской деятельности; ­ информационные технологии; Дидактические   возможности   (свойства   и   функции)   сети   Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности.  В   этом   учебном   году   лично   я   проводила   три   занятия   по   внеурочной деятельности:  «Я ­ исследователь»  «Тропинка к себе»  "Заниматика" 15 Программа  «Я ­ исследователь»  (направление – общеинтеллектуальное) позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время   компетентности, деятельный и личностно ­ ориентированный  подход.  Исследовательская работа в начальной способствует развитию учебной самостоятельности,   школьной   мотивации,   творческих   и   познавательных способностей учащихся, стимулирует детское познавательное общение. Также   в   процессе   исследовательской   деятельности   развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Каждый   ребенок   рождается   исследователем.   Дети   по   природе любознательны, стремятся наблюдать, экспериментировать. Простое детское любопытство   может   перерасти   в   ценнейшее   свойство   –   познавательную потребность. Для   развития   познавательной   потребности,   культуры   мышления   и исследовательских   умений   и   навыков   можно   использовать   различные методики   (по   А.И.   Савенкову):   «развитие   умения   задавать   вопросы», «развитие   умения   вырабатывать   гипотезы»,   «развитие   умения классифицировать»,   «развитие   умения   давать   определения   понятиям», «развитие умений и навыков работы с парадоксами», «развитие умения видеть проблемы» и т. д.  В качестве примера остановимся на методике «развитие умения видеть проблемы» Поиск проблем дело непростое. Известный психолог Ф.Нише писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню – тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его».  Для   развития   «умения   видеть   проблемы»   использую   на   занятиях следующие задания. Задание “Посмотри на мир чужими глазами” 16 Читаем детям неоконченный рассказ: “Утром   небо   покрылось   черными   тучами,   и   пошел   снег.   Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…” Продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу. “В фойе школы кто­то разлил воду. Миша бежал и…” Продолжите   рассказ,   оценив   эту   ситуацию   с   позиции   учителя, школьного врача, школьного психолога, Мишкиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки. Задание “Составь рассказ от имени другого персонажа” “Представьте,   что   вы   на   какое­то   время   стали   столом   в   классной комнате, камушком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной   профессии.   Опишите   один   день   этой   вашей   воображаемой жизни”. Эту   работу   можно   сделать   письменной,   предложив   детям   написать сочинение,  но  хороший   эффект   дают  и   устные   рассказы.  При   выполнении этого   задания   надо   поощрять   самые   интересные,   самые   изобретательные, оригинальные детские ответы. Задание “Составь рассказ, используя данную концовку” “…Нам так и не удалось выехать на дачу”. “…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски”. Подумайте   и   расскажите   о   том,   что   было   вначале   и   почему   все закончилось   именно   так.   Оценивается   логичность   и   оригинальность изложения. Задание “Сколько значений у предмета” 17 Предлагается   какой­нибудь   хорошо   знакомый   детям   предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Задание “Назовите как можно больше признаков предмета” Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. (Например: стол – красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский, письменный, обеденный, удобный…) Задание “Тема одна – сюжетов много” Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.   (Например,   тема   “Осень”,   “Город”,   “Лес”…   можно   нарисовать   лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д. ) В процессе занятий   по курсу «Я ­ исследователь»   удалось достичь следующих результатов: ­ возрос познавательный интерес учащихся; ­ повысилась мотивация к учебной деятельности; ­повысилась   активность   на   занятиях,   самостоятельность, коммуникабельность;  ­исчезла боязнь неправильного ответа.   Учащиеся   выполнили   самостоятельные   исследования   по   темам: «Чистота   моего   города.   Что   я   могу   сделать   с   мусором?»,   «Интернет зависимость»,   «Садик   в   закрытой   емкости»,   «Часы   в   жизни   человека», «Футбол — мой любимый вид спорта!», «Ньютоновская жидкость» В  этом   учебном   году   я   работала     учителем   в 4    классе,  в   котором обучаются   и   обучаются     дети   с   задержкой   психического   развития.   Как известно,   такие   дети   имеют   достаточно   высокий   уровень   школьной тревожности, низкую   самооценку.   У   одних   детей   с   ограниченными 18 особенностями здоровья   (ОВЗ)   отсутствует   мотивация   к   познавательной деятельности,   ограничены   представления   об   окружающем   мире.   У   других детей   отмечается   повышенная   возбудимость,   беспокойство,   склонность   к вспышкам   раздражительности,   упрямству.   Программа   психологических занятий   в   начальной   школе    «Тропинка   к   себе»  помогает   детям   с   ОВЗ быстрее   адаптироваться   к   учебно­воспитательному   процессу.   Полученные знания   о   себе,   своих   личностных   особенностях,   а   также   работа   со   своим эмоциональным   состоянием     способствуют   успешному   усвоению   школьной программы.  Ведущими   формами   организации   занятий   являются психогимнастические и тренинговые упражнения, ролевые игры, дискуссии, релаксация и т. п. Тренинги   для   школьников   являются   деятельностным   обучением.     По своей сути, тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения заключается в том, что обучающийся занимает в ней активную   позицию,  а  усвоение   навыков   происходит   в  процессе   проживания личного опыта.  К   основным   методам   тренинга   относят     сказкотерапию.   Подобные занятия   помогают   детям   формировать   нравственные   ценности, корректировать   отклонения   в   поведении,   легко   усваивать   информацию, способствуют   сохранению   и   укреплению   психического   здоровья, профилактике тревожности, агрессивности, развитию положительных эмоций, добрых   чувств.   А   сочетая   сказкотерапевтические   занятия   с   лепкой   из соленого теста, можно развить у детей творческие способности, воображение и фантазию. На занятии по теме «Выбор пути» можно напомнить детям сказку, в которой   Иван   Царевич   оказался   на   распутье   трех   дорог.   Ему   пришлось 19 выбирать свой путь. Он сам делал свой выбор и убеждался в том, что не всегда самый легкий путь приводит к успеху. Можно предложить ребятам представить ситуацию, когда человек не в сказке, а в жизни оказывается на распутье и должен выбрать одну из дорог. Ведь часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь. В качестве   примера   можно   рассмотреть   школу   как   исходный   пункт   выбора дороги. На доске изображается линия, ведущая в школу, а внутри школы она разветвляется. Как можно назвать эти ветки? Дети предлагают свои варианты названий,   например:   «к   пятеркам   любой   ценой»,   «главное   –   чтобы   тебя хвалили»,   «к   знаниям   через   старание»,   «к   тройкам   через   лень».   Дети   на данном  занятии размышляли над тем, какая дорога может привести к успеху. На занятии по теме «Мой Внутренний мир» дети слушали, рисовали и обсуждали   сказку   «Парковая   роза».   совершили   небольшое путешествие во внутренний мир каждого из нас. Они узнали, что у каждого человека есть свой, неповторимый мир.  Этот мир невидим нашим глазам.  Ребята   Дети отвечали на вопросы: На что  похож внутренний мир? Как вы себе его представляете? Что же находится в этом мире? (наши мысли, эмоции, чувства,   характер,   мечты). Наш   внутренний   мир   можно   представить,   как прекрасный сад. В любом саду помимо культурных растений, растут сорняки, которые   нужно   убирать,   полоть.   В   нашем   внутреннем   саду   есть   полезные растения – это положительные качества вашего характера, которые нужно развивать,   а   есть   сорняки­   отрицательные   качества,   от   которых   нужно избавляться. Дети пришли к выводу, что  если  работать над собой, то можно стать настоящим человеком: добрым, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Наибольшей популярностью пользуются тренинги в виде игр, так как для   детей   младшего   возраста   игровая   деятельность   является   основным информативным   источником.   Игры   увлекают   ребенка,   и   способствуют лучшему   раскрепощению   его   интеллекта,   поэтому   данная   форма   тренинга является самой приоритетной.  Игры на развитие личностной сферы используемые в программе 20 развивающих занятий.  «Визитная карточка»  «Все — некоторые — только я»   «Охота за сокровищем» Игры на развитие безусловного доверия и эмпатии  «Прогулка с компасом»  «Корабли и скалы» «Робот»  «Гусеница»  «Зеркало»  «Трио» «Встаньте в круг» Хорошей эффективностью обладают занятия по арт­терапии. Их можно проводить,   как   в   коллективе,   так   и   с   каждым   ребенком   отдельно.   Целью подобных   тренингов   является   снятие   психологического   напряжения, избавление от страхов, формирование коммуникативных навыков. Для того чтобы   провести   подобное   мероприятие,   понадобятся   карандаши,   краски, бумага,   пластилин,   глина,   в   общем,   любые   материалы   из   которых   можно творить.  Одной   из   разновидностей   арт­терапии   является   музыкотерапия.   По просьбе   педагога   дети   представляют   под   музыку   определенные   образы, танцуют и поют. Для таких занятий понадобятся только музыкальные записи и устройство их воспроизведения. 21 Благодаря   таким   тренингам   можно   выявить   отклонения   в  поведении ребенка, раскрыть всевозможные аспекты его личности, развить те навыки и качества, которые помогут ему в обычной жизни.   В   процессе   занятий     по   курсу   «Тропинка   к   себе»     удалось   достичь следующих результатов: ­ формирование и развитие коммуникативных навыков; ­ формирование умений самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере; ­ развитие рефлексии, умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать затруднения, ошибки; ­развитие познавательных процессов. ­   осознавать   свои   личные   качества,   способности   и   возможности; эмоциональное состояние; ­   прогнозировать   последствия   собственных   поступков,   осознавать   свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки; Данные мероприятия помогают сплотить школьный класс, развить в детях толерантность друг к другу, воспитать в себе правильное отношение к миру, лучше приспособиться к условиям образовательного учреждения. Курс  «Заниматика»  входит   во   внеурочную   деятельность   по направлению обще­интеллектуальное развитие   Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется личности.   не   столько   математическим   содержанием,   сколько   новизной   и   необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,   проявить   самостоятельность,   формированию   умений   работать   в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.  Программа   «Заниматика»   предполагает   использование   игровых   и групповых   технологий. Игровые   технологии   эффективны   для   воспитания познавательных интересов, активизации мыслительной деятельности. Групповые 22 технологии   способствуют   развитию   навыков   общения.   Благодаря   методам групповой работы дети учатся оценивать свои успехи, связывая свои успехи с усилиями, трудолюбием, дружбой. Очень важно, чтобы школьники осознали, что вместе   учиться   легче,   чем   поодиночке.   Самое   главное   занятия   не   только прививают любовь к предмету, но и помогают научить детей учиться. В процессе занятий  по курсу «Заниматика»  удалось достичь следующих результатов: ­   развитие   любознательности   (сообразительности   при   выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; ­ развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; ­ воспитание чувства справедливости, ответственности; ­развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; На   основании   выше   изложенного   можно   отметить,   что   внеурочная деятельность направлена на: ­ создание условий для развития личности ребенка; ­ развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; ­ обеспечение эмоционального благополучия ребенка; ­ приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; 23 Заключение Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.  Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная   активность,   нравственные   черты   личности,   коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Правильно   организованная   система   внеурочной   деятельности   может максимально   развить   или   сформировать   познавательные   потребности   и способности   каждого   ученика,   которая   обеспечит   воспитание   свободной личности.      Участвуя   в   различных   видах   внеурочной   работы,   ребенок   проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет   свои   индивидуальные   особенности   и   учится   при   этом   жить   в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеурочная   деятельность   в   школе,   будь   она   спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному 24 взаимодействию   школьников,   что   в   свою   очередь   производит   определенный воспитательных эффект. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа  стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Литература. 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : В 2т. М.;1980, т2 2. Бине А. Современные идеи о детях. М.;1990 3. Блонский  П.П.Избранные  педагогические   и  психологические  сочинения:   В 2т, Т.1, 1989 4. Бюлер К.Духовное развитие ребенка. М.; 2004 5. Вундт Н.Основы физиологической психологии Спб. 1995 6. Выготский   Л.С.История   развития   высших   психологических   функций     // Выготский Л.С. Сбор. Соч. В 6т, м., 1983 7. Гроос  К.Душевная жизнь ребенка. Киев, 1995 8. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 9. Запорожец     А.В.Значение   ранних   периодов   действа   для   формирования детской личности / Принцип развития в психологии М: 1978 с.243­267 10.Ильенкова Э. В. С чего начинается личность. М., 1979, с.238 11.Клапаред Э.Психология ребенка и экспериментальная педагогика личности в трудах отечественных психологов. Хрест. – Спб. Питер. 1980. 12.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984 13.Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1985 14.Леонтьев А.Н. Формирование способностей // Хрестоматия по взрослой  и педагогической психологии. – М., 1981 – Т.н. с.35 25 15.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе М.1990 16.Петровский А.В. Личность в психологии. Р на Д., 1996. 17.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. 18.Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: «Наука», 1985 19.Прейер В Душа ребенка Спб. 1994 с 10 20.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Спб 1998 21.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961 22.Франкл В. Человек в поисках смысла М.: «Прогресс» 1990 23.Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы. – М.: Наука .1998 24.Эльконин   Д.Б.   Психологические   вопросы   формирования   учебной деятельности   в   младшем   школьном   возрасте   //Хрестоматия   по   возрастной   и педагогической психологии. – М., 1981 с 85 25.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М., 1996

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа

Развитие личностных особенностей младших школьников   во внеурочное время в условиях ФГОС. Из опыта работы. Начальная школа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2018