СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"
Оценка 4.8

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
01.01.2018
СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"
Научно-исследовательская работа использована мною для работы с молодыми педагогами. Вспомним, что в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность. Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей.
ПАМЯТЬ.docx
ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ НАУНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ   (МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ) АВТОР: АБДУРАИМОВА  ЛЕНЗИЯР  Учитель МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» ВВЕДЕНИЕ Одной   из   самых   уникальных   способностей   человека   является   – ПАМЯТЬ. Меня давно интересует  определение памяти и ее продуктивность по различным параметрам.  Память – один из самых сложных и достаточно изученных   процессов включающий   фазы   запечатления,   хранения   и   извлечение   поступающей информации. Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук   и   искусств.   «Человек,   лишённый   памяти,   по   сути,   перестанет   быть человеком»   (Ч.Айтматов.).   И,   наоборот,   среди   многих   выдающихся личностей   мы   нередко   встречаем   примеры   феноменальной   памяти безграничной   по   своим   возможностям.   Приведу   несколько   примеров. Историки   утверждают,   что   персидский   царь   Кир.,   А.   Македонский   и   Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20­ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал   таблицу   логарифмов.   Современник   А.Ф.Иоффе   –   академик А.А.Чаплыгин   мог   на   спор   выучить   любую   книгу,   безошибочно   назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один   раз.   Книговеды   –   древнейший   памятник   индейской   литературы   на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти. Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020  единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей   в   мире   Российской   государственной   библиотеке.   Поэтому можно   уверенно   заключить:   никто   не   знает   границу   своей   памяти.   Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.  Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из­за того, что просто не умеем пользоваться, или из­за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.             Целью данного экспериментального психологического исследования является: выявить индивидуальные особенности памяти экспериментальной группы   и   установить   их   связь   (если   такая   есть)   с   интеллектуальными способностями.  В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи: 1. Оценить дифференцированно по отдельным показателям память испытуемых, выявить индивидуальные особенности. 2. Выявить общий уровень интеллектуального развития испытуемых – для оценки их способностей.     3. установить   существует   ли   закономерность   между   хорошей памятью и высоким интеллектом. РАЗДЕЛ 1  СОСТОЯНИЕ ПАМЯТИ И ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЕ  1.1.  Анализ теории памяти и проблемы способностей Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво   для   будущего.   Настоящее   по   мере   его   протекания,   безвозвратно исчезло бы в прошлом. Все   впечатления,   которые   человек   получает   об   окружающем   мире, оставляют   определённый   след,   сохраняются,   закрепляются,   а   при необходимости и возможности воспроизводятся. Память   лежит   в   основе   способностей   человека   и   является   условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно   нормальное   функционирование   ни   личности,   ни   общества. Благодаря   памяти   человек   выделился   из   животного   царства   и   достиг   тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими  способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире. Более   точно   и   строго   память   человека   можно   определить,   как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие свою функцию запоминания,  сохранения   и  воспроизведения   информации,  являющиеся  для неё   основными.   Эти   функции   различны   не   только   по   своей   структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо   воспроизводят   и   довольно   долго   хранят   в   памяти   запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но  так же быстро забывают то, что когда ­ то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти. Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных   способностей.   При   факторном   анализе   многочисленных познавательных   функций   она   выделена,   как   первичная   умственная способность. Память   входит   в   структуру   интеллекта.   Память   включена   также   в общую   способность   к   учению   и   обучаемости,   является   необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представления   и   оперирования   ими   является   важным   напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. Индивидуальные различия всегда универсальные. В животном мире они могут перекрывать видовые различия, а у людей в размах этих различий столь велик,   что   от   них   нельзя   отвлекаться,   поскольку   конкретное   проявление любого общего закона всегда включает в себя «фактор личности» и «фактор индивидуальности».   Размах   индивидуальных   различий   памяти   человека весьма велик. Высокая   память наблюдаются у музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий. Даже   в   обычных   группах   людей   индивидуальные   различия   памяти значительны.   Эти   различия   носят   количественные   и   качественные характеристики.   Какова   же   природа   этих   различий   и   чем   они   врожденными   способностями   или   свойствами обуславливаются, человеческого   мозга,   или   же   в   значительной   степени   является   продуктом систематических   тренировок   или   выработки   целесообразных   приёмов запоминания. Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. 1.2. Классификация видов памяти При классификации видов памяти возможны самые различные подходы, дающие возможность рассмотреть многообразие форм памяти с разных точек зрения. Поэтому   существует   несколько   оснований   для   классификации   видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала,   другое   –   по   преобладающему   в   процессах   запоминания, сохранения   и   воспроизведения   материала   анализатору.   В   первом   случае выделяют   мгновенную,   кратковременную,   оперативную,   долговременную   и генетическую память. Во втором случае, говорить о двигательной, зрительной, слуховой,   обонятельной,   осязательной,   эмоциональной   и   других   видов памяти.   Мгновенная или иконическая   память связанна с удержанием точной или полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то   ни   было   переработки   полученной   информации.   Эта   память   – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от   0,1   до   0,5   секунд.   Мгновенная   память   представляет   собой   полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память – образ. Кратковременная   память   представляет   собой   способ   хранения информации   в   течение   короткого   промежутка   времени.   Длительность удержания   мнемических   следов   здесь   не   превышает   нескольких   секунд,   в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется неполный,   а   лишь   обобщенный   образ   воспринятого,   его   как   более существенные   элементы.   Эта   память   работает   без   сознательной предварительной   установки   на   запоминание,   но   зато   с   установкой   на   Кратковременную   память последующее   воспроизведение   материала. характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя нескольких десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная   память   связана   с   так   называемым   актуальным сознанием   человека.   Из   мгновенной   памяти   в   нее   попадает   только   та информация, потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.   которая   соотносится   с   актуальными   интересами   и Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд   до   нескольких   дней.   Срок   хранения   сведений   этой   памяти определяется   задачей,   ставшей   перед   человеком,   и   рассчитан   только   на решение   данной   задачи.   После   этого   информация   может   исчезнуть   из оперативной памяти.  Долговременная   –   это   память,   способная   хранить   информацию   в течение   практически   неограниченного   срока.   Информация,   попавшая   в хранилища   долговременной   памяти,   может   воспроизводиться   человеком сколько угодно раз, без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение   данной   информации   только   упрочивает   её   следы   в долговременной   памяти.   Последнее   предполагает   способность   человека   в любой нужный момент припомнить то, что когда­то им было запомнено. При пользовании долговременной памяти для припоминания требуется мышление и усилие воли, поэтому её функционирование на практике обычно связанно с двумя этими процессами. Генетическую   память   –   можно   определить   такой,   в   которой   передаётся   и   воспроизводится   по информация   хранится   в   генотипе,   наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в   такой   памяти   является,   по­видимому,   мутации,   и   связанные   с   ними изменениями генных структур. Генетическая память человека – едина, на неё невозможно  оказать влияние через обучение и воспитание. Зрительная   память   связана   с   сохранением   и   воспроизведением зрительных  образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно   для   инженеров   и   художников.   Хорошей   зрительной   памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного   времени   «видеть»   воспринятую   картину   в   своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В   связи   с   этим   данный   вид   памяти   предполагает   развитую   у   человека способность   к   воображению.   На   ней   основан,   в   частности,   процесс запоминания и воспроизведения материала; то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает. Слуховая   память   –   это   хорошее   запоминание   и   точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.   Особую   разновидность   речевой   памяти   составляет   словесно­ логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно   запомнить   смысл   событий,   логику   рассуждений   или   какого­либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными   словами,   причём   достаточно   точно.   Этим   типом   памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при   необходимости   и   воспроизведение   с   достаточной   точностью   сложных многообразных   движений.   Она   участвует   в   формировании   двигательных,   в частности,   трудовых   и   спортивных   умений   и   навыков.   Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. Эмоциональная память ­ это память на переживания. Она участвует в работе   всех   видов   памяти,   но   особенно   проявляется   в   человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания   материала:   то,   что   у   человека   вызывает   эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой,   двигательной,   эмоциональной   памятью   ограничен.   Их   роль   в основном   сводится   к   удовлетворению   биологических   потребностей   или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. Рассмотрим   теперь   некоторые   особенности   и   взаимосвязь   двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной   и   долговременной.   Объем   кратковременной   памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию   сохранению   в   течение   всей   жизни.   Объемом   кратковременной памяти в первую очередь определяется механическая память. Её возможности с  особенностями  кратковременной  памяти,  обусловленными  органичностью его объема, связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что   при   переполнении   индивидуального   органического   объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет   хранящуюся   там.   Это   происходит   тогда,   когда   человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью   запомнить   и   которая   ему   предъявляется   непрерывно   и последовательно. Кратковременная   память   играет   большую   роль   в   жизни   человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, ненужная отсеивается   и   остаётся   потенциально   полезная.   Вследствие   этого   не происходит   перегрузка   долговременной   памяти   изменёнными   сведениями. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной,   или   в   близкой   к   ней   по   своим   характеристикам оперативной памяти. Переход информации из кратковременной в долговременную связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившей через органы чувств, они­то и проникают в первую   очередь   в   долговременную   память.   Сделав   сознательное   усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить   перевод   из   кратковременной   в   долговременную   память   такое количество информации, которое превышает объём кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путём повторения. Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в   Одним   из   возможных   механизмов сфере   внимания   человека. кратковременного   запоминания   является   временное   кодирование,   т.е. отражение запоминаемого материала в виде определённых последовательно расположенных   символов   в   слуховой   и   зрительной   системе   человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как, правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя   несколько   раз,   причём   делая   это   или   осознано,   продумано   или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того чтобы сосредоточить его на запоминание.   При   этом   мы   стараемся   мысленно   воспроизвести   увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциациям с ним вызвать у себя определённую реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интернированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.  Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими анемическими способностями и возможностями,   какими   обладает   человек,   не   обладает   ни   одно   живое существо в мире.     Поэтому,   рассматривая   различные   классификации   особенностей человека,   в   первую   очередь   различают   природные,   или   естественные, способности   и   специфические   человеческие   способности,   имеющие общественно­историческое происхождение. В   данной   классификации   память   является   одной   из   природных способностей   наряду   с   мышлением,   воображением.   Эти   способности непосредственно связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе. РАЗДЕЛ 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ    ПАМЯТИ  ЧЕЛОВЕКА 2.1.  Методы исследования индивидуальных особенностей   памяти. Познание   мира   было   бы   невозможно,   если   бы   люди   не   обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что они узнали о действительности в процессе восприятия и мышления. Не   менее   важную   роль   играет   память   и   в   процессе   формирования личности. Это объясняется тем, что явление памяти в равной мере относится и к эмоциональной сфере восприятия, к закреплению двигательных процессов и   интеллектуального   опыта.   Все   –   закрепление   знаний   и   навыков   и возможность пользоваться ими – относится к разделу памяти. Память   ещё   более   многоаспектна,   чем   другие   виды   познавательных   поэтому   из   одного   или   двух   частных   показателей процессов, удовлетворительно оценить её практически невозможно.  2.1.1.  Методика оценки оперативной зрительной памяти Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в   оперативной   памяти   служит   её   основным     показателем.   В   качестве дополнительной   характеристики   оперативной   памяти   можно   использовать количество   ошибок,   допускаемых   человеком   во   время   решения   задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации). Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи   процедуры.   Человеку   последовательно   предлагаются   карточки­ задания, представленные в виде шести по­разному зрительных треугольников. После   просмотра   очередной   карточки   она   убирается   и   вместо   неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников. Показателем   развитости   зрительной   оперативной   памяти   является частное   от   деления   времени   решения   задачи   в   минуту   на   число   ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица. Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти. Практически для получения показателя поступают следующим образом. По   четырём   карточкам   определяется   количество   правильно   найденных   на матрице   треугольников,   и   их   общая   сумма   делится   на   4.   Это   есть   число правильно   указанных   треугольников.   Данное   число   вычитается   из   6­ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4. Момент   окончания   времени   работы   испытуемого   над   подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё   нашёл,   что   увидел?»   после   утвердительного   ответа   можно   прекратить поиск   треугольников   в   матрице.   Деление   среднего   времени   работы   над поиском   на   матрице     6   треугольников,   и   количество   допущенных   ошибок позволяет получить искомый показатель. Оценка результатов. 10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8­и и более единицам. Аналогическое  количество  баллов­10 –получают  дети от 6 до 9  лет, если объём их памяти составляет 7­8 единиц. 8   баллов   –   оценивается   объём   кратковременной   памяти   ребёнка   в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющий объём кратковременной памяти, равный 6­7 единицам. 4   балла   –   получает   испытуемый   имеющий   объём   кратковременной памяти, составляющий 4­5 единиц. 2 балла – ставится в том случае, если объём кратковременной памяти составляет 1­3 единицы. 0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0­1 единиц. Выводы по уровням развития. 10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память. 8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память. 4 балла – не вполне достаточный по объёму уровень кратковременной памяти. 2 балла – низкий уровень кратковременной памяти 0 баллов – очень низкий объём кратковременной памяти. Ф.И.О Возраст 1. Ягеев  А. 2.Меметов И. 3.Затиева Д. 4.Затиев А. 5.Рыбчак В. 6.Мурадова У. 7.Халилова З. 8.Бухарова Э. 9.Войтюк Д. 10.Радчук С. (лет) 16 15 17 14 15 14 15 16 15 15 Время (мин) Количество ошибок Искомый показатель 5 7 5,5 6,5 6 5 6,5 5,5 8 9 7 11 5 7 10 7 5 4 9 8 9 5 8 6 8 9 8 9 7 9 2.1.2. Методика оценки оперативной слуховой памяти Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова. I Месяц Дерево Прыгать  Жёлтый Кукла сумка II Ковёр  Стакан Плыть Тяжёлый  Книга яблоко III Вилка  Диван Шутить Смелый Пальто телефон IV Школа Человек Спать Красный Тетрадь Цветок После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами. Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон. В   этом   наборе   из   36   слов   в   случайном   порядке   располагаются воспринятые на слух слова из всех 4­х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами.                  Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые   ему   только   что   были   представлены   с   соответствующем   малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее. Оценка результатов. Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.      № возраст время ошибки 16 15 17 14 15 14 15 16 15 15 4 5 3,9 3,5 3 3,8 3 5 6 5 0 2 1 0 3 0 0 2 0 1 1. Ягеев  А. 2.Меметов И. 3.Затиева Д. 4.Затиев А. 5.Рыбчак В. 6.Мурадова У. 7.Халилова З. 8.Бухарова Э. 9.Войтюк Д. 10.Радчук С. Вывод:                 Обработка   данных   показывает,   что   память   людей   принципиально отличается,   эти   отличия   и   являются   теми   самыми   индивидуальными особенностями,   о   которых   было   сказано   выше.   Данное   исследование зрительной   и   слуховой   оперативной   памяти   испытуемых   показывает,   что одним людям лучше запоминать материал, опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования   в   данной   группе   показатели   в   методике   на   оперативное слуховое   запоминание   более   высокие,   чем   на   оперативное   зрительное запоминание. В   целом   оперативная   слуховая   память   данной   экспериментальной группы   можно   оценить   как   высоко   развитая   слуховая   память   т.к.   у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов, что говорит о преимуществах слухового запоминания.  2.1.3. Методика  исследования запоминания Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова. «Сейчас   я  буду   называть   тебе   разные   слова  и  предложение,  и  после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаге нарисовать или написать, что нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнёс. Постарайтесь рисунки или записи делать как, можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слов и выражений необходимых запомнить, довольно много». Испытуемому   последовательно   одно   за   другим   зачитываются следующие слова и выражения: Дом, палка, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу. После   прочтения   испытуемому   каждого   слова   или   словосочетания экспериментатор делает паузу в 20 сек. В это время учащийся должен успеть изобразить   на   данном   листе   бумаги,   что­либо   такое,   что   в   дальнейшем позволит вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведённое время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитывает очередное слово или выражение. Оценка результатов. За каждое правильно воспроизвёдённое по собственному рисунку или записи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл. Правильно   воспроизведёнными   считаться   не   только   те   слова   и словосочетания, которые восстановлены в памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное 0 баллов. Максимальная   общая   оценка,   которую   ребёнок   должен   или   может получить   в   этой   методике,   равна   10   баллам.   Такую   оценку   испытуемый получает тогда, когда правильно вспомнит всё без исключения и выражения минимально   возможная   оценка   0   баллов.   Она   соответствует   тому   случаю, если  ребёнок не мог  вспомнить по  своим  рисункам  и  записям ни  единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи. Для испытуемого более старшего возраста используются более сложные слова,   которые   нельзя   изобразить   наглядно,   поэтому   испытуемому необходимо будет использовать какой­либо условный рисунок, взглянув на который он должен будет вспомнить отмеченное слово. Например:   Биолог.   Закон.   Черепаха.   Пшеница.   Девочке   холодно. Сочинение. Невежество. Узнавание. На улице тепло. Красивый цветок. Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высоко развитая опосредованная память.  8­9 баллов – высоко развитая опосредованная память. 4­7 баллов – среднеразвитая опосредованная память. 2­3 балла – низко развитая опосредованная память. 0­1 балл – слабо развитая опосредованная память. Испытуемые Возраст Общая оценка 1. Ягеев  А. 2.Меметов И. 3.Затиева Д. 4.Затиев А. 5.Рыбчак В. 6.Мурадова У. 7.Халилова З. 8.Бухарова Э. 9.Войтюк Д. 10.Радчук С. 16 15 17 14 15 14 15 16 15 15 8 7 8 2 8 7 8 4 6 4 Вывод:   данные   показатели   свидетельствуют   о   том,   что   процесс осмысленного,   логического,   запоминания   по   своей   психологической структуре   является   совершенно   иным,   чем   процесс,   механического запоминания,   об   этом   и   свидетельствуют   такие   высокие   показатели,   т.е. человеку   легче   запоминать   материал   через   посредников,   включающие вспомогательные минуты, облегчающие процесс воспроизведения материала. 2.2. Анализ проведенных экспериментов Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память людей   различается.   Обработка   данных   показывает,   что   у   одних   людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто. В   целом   анализ   данных   показал,   что   память   испытуемых   по   всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный памяти   показывает,   что   испытуемые   с   лёгкостью   используют   посредники, облегчающие   их   запоминания,   одни   рисуют   условные   рисунки,   другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом., когда понятия абстрактны,   здесь   чаще   испытуемые   сталкивались   с   затруднением.   Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного   опыта,   то   есть   от   испытуемого   требуется   использование логического мышления. Если верно то, что одарённость и память идут не параллельно, то и   одна   одарённость   без   памяти   являлась   бы   по   образному   выражению, полководцем без войска или живописцем без красок. Поэтому на вопрос о том,   почему   у   одного   человека   память   лучше   другого,   или   почему   один человек бывает умнее другого. Можно сказать, что это пока физиологическая тайна. Возможно, в исключительных случаях мозг может иметь такое строение, что определенный вид долговременной памяти, например, на числа возникает с особой лёгкостью и поэтому есть люди, которые помнят имена и не помнят лица. И наоборот рассеянные учёные помнят до мельчайших подробностей аспекты своего предмета, но с трудом вспоминают свой домашний адрес. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Если говорить об успеваемости  учащихся в школах, память во многом облегчает их обучение, поэтому  нужно заметить, что хорошая память сама по себе  является   интеллектуальной   способностью   человека,   то   есть   память   и интеллект идут параллельно. Например, словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна от   психических   процессов   и   в   том   числе   от   мышления.   Поэтому исследованную   группу   можно   чётко   выявить   индивидуальные   особенности памяти   каждого   испытуемого,   у   одного   она   лучше   другого,   но   это преимущество   во   многом   определяется,   каким   видам   деятельности занимается данный человек. Один хорошо играет на фортепьяно, т.е. учится музыке,   другой   любит   рисовать.   Поэтому   всё   же   в   значительной   степени память   можно   развивать   путём   систематических   тренировок.   Для   этого   и предлагают следующие рекомендации,   которые помогут улучшить тот вид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят   важные   процессы,   связанные   с   перестройкой   памяти.   Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти.  С   возрастом   отношения   между   памятью   и   мышлением   меняются. Мышление   в   этом   возрасте   тесно   связано   с     памятью   мыслит,   значит   – вспоминать,   т.е.   запоминание   сводится   к   мышлению,   к   установлению логических   отношений   внутри   запоминаемого   материала,   а   припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если   это   не   связано   с   патологией.   Память   можно   улучшить   с   помощью специальных   упражнений,   улучшить   память   можно   благодаря   постоянному заучиванию стихотворений.  Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Нужно научиться говорить себе «да» и это будет решением проблемы.  На   личном   опыте   я   убедился,   что   любая   работа   научного   характера способствует   улучшению   памяти,   т.к.   обогащает   новыми   категориями, точками зрения, исходя из которых можно, классифицируя запоминать факты и явления. Таким образом, память нельзя оторвать от других психических процессов, в том числе и от мышления, с которым она тесно связана так, как в большинстве случаев при хорошем интеллекте можно  иметь хорошую память. ЛИТЕРАТУРА: 1. Даниел Лапп «Улучшение памяти в любом возрасте» Мир 1993 г. 2. Голубева «Индивидуальные особенности памяти человека» М.  «Педагогика» 1980 г. 3. Каменская Б.И. и Венн А.М. «Память человека» М. «Наука» 1973г 4. Лядиус А.Р. «Память в процессе развития» М 1990 г. 5. Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти» М 1989 г. 6. «Механизмы управления памятью» под редакцией Бехтеревой. «Наука»  Ленинградское отделение 1979г. 7. Немов Р.С. «Психология» 1 и 2 том. М. Изд. центр «Владос» 1999г. 8. «Лабораторный практикум по общей и социальной психологии» под ред. В.П.Роминых. Чебоксары 1998г. 9. Теплов  «Проблемы индивидуальных различий»  1986 г.

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ"

СТАТЬЯ "ПАМЯТЬ КАК  ОСНОВА  ЛИЧНОСТИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2018