Выступление на педсовете "Преемственность начального и основного среднего образования в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации +2
Взрослым
21.01.2018
Уже сегодня учителя начальных классов беспокоятся о том, кто возьмет их учеников в 5 классе, как сложатся отношения с учителями. Смогут ли они также успешно учиться в среднем звене? В выступлении говорится о том, как надо построить работу учителям начальных классов и учителям-предметникам, чтобы сделать переход в 5 класс безболезненным.
Преемственность обучен в нач шк.и старшем звене.docx
Выступление на педсовете 10.01.2018 г. Тамбовцевой Натальи Ивановны
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях
реализации ФГОС»
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между
различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его
нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в
последующие годы образования. Преемственность – двусторонний процесс. С одной
стороны – начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки,
необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны –
основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной
школе потенциал.
Преемственность между начальной школой и 5м классом предполагает
следующие направления:
• образовательные программы;
• организация учебного процесса;
•
единые требования к учащимся;
•
структура уроков.
Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из наиболее сложных
педагогических проблем. Это своеобразное испытание и не только для школьников,
но и для педагогов, и для родителей.
Перечислю некоторые трудности, возникающие при переходе из начальной
школы в основную:
смена социальной обстановки (переход к новому образу жизни, к новым условиям
деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со
сверстниками, с учителями);
изменение роли учащегося («старшего» в начальной школе на «самого маленького»
в средней)
Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5
тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается
часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Пятиклассники перешли от одного учителя ко многим предметникам, и у каждого
свои требования, и каждый считает свой предмет чуть ли не основным.
Представьте на миг, что у вас 78 начальников. Представили? А как чувствует себя
ребенок 1011 лет?
Учителя начальных классов и основной школы поразному смотрят на
пятиклассников. Выпуская своих учеников в основную школу, мы видим, как
вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для
дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в
основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из старших классов и
видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, очень
несамостоятельными и не слишком образованными. Пятиклассники, по многим
своим психологическим особенностям еще младшие школьники, не могут
справиться с необычными для них способами обучения как со старшими
классами. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к
учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.
разностью систем и форм обучения;
Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в
различии методов обучения. В 5 классе резко увеличивается объем теоретических
знаний по сравнению с начальной школой (особенно по математике). Имеющиеся
комплекты учебников по математике в начальной школе и в 56 классах
недостаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане.
Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент,
полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов
для успешного обучения в средней школе. Это …
Недостаточная техника чтения
Недостаточная скорость письма
Неустойчивость внимания
Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны –
со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от
организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы,
привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже
сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых
терминов и т.д.
Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И
УЧИТЕЛЕЙПРЕДМЕТНИКОВ:
учителяпредметники и учителя начальной школы должны выдвигать единые
Как можно раньше определить учителейпредметников и классного
•
руководителя будущих 5классов
•
требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам
начальной школы. Особое внимание обращать на выставление отметок.
•
коллектив учителей среднего звена и начальной школы должны
обмениваться своими программами обучения. Учителя начальной школы должны учителяпредметники изучают методику обучения конкретного учителя
учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника.
знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу
начального звена.
•
начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого
учителяпредметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального
звена.
•
Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми
к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого
материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации
учебной деятельности.
Проблема преемственности разрешима даже с теми объективными
трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том
случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа
в тесном сотрудничестве.
Модель выпускника 4 класса.
учебноорганизационные умения:
работать по алгоритму
самостоятельно составлять алгоритм
владеть методами самоконтроля
уметь оценить ответ одноклассника
2. учебноинформационные умения:
владеть техникой чтения в соответствии с возрастом
уметь работать с учебником
уметь работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями,
энциклопедиями.
3. учебнокоммуникативные умения:
владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью
вести диалог
излагать логически мысли
владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью:
списывать текст
записывать под диктовку
писать изложения писать сочинения разных жанров
писать рецензию
писать статью
4. учебноинтеллектуальные умения:
анализировать
сравнивать
классифицировать
обобщать
абстрагировать
синтезировать
выделять главную мысль
отвечать на вопросы
самостоятельно ставить вопросы
выполнять творческие задания
уметь переносить (использовать) приобретенные знания в нестандартной (новой)
учебной ситуации.
Методические рекомендации по преемственности преподавания русского
языка и математики
Русский язык
Начальная школа 5 класс
Учителям нужно иметь в виду, что:
1. Разбор простого предложения производится без названия второстепенных
членов.
2. Расстановка знаков препинания при обращениях и прямой
речи проводится на уровне ознакомления
Рекомендуется работать с однородными членами предложения, используя
терминологию
Изучение сложных предложений проводится в начальной школе на уровне
ознакомления
К концу преподавания в начальной школе давать единую со средней школой
запись звукобуквенного анализа слов
Запись звукобуквенного анализа слов:
Коньки, конь ки 2 слога. к [к] согласный, глухой, парный, твердый парный.
о [а] гласный, безударный.
н [н] согласный, звонкий, непарный, мягкий парный и т. д. 6 букв, 5 звуков
Необходимо учитывать, что в начальной школе для морфемного разбора не
берутся слова типа: основание, лисий, быстрее, взялся
К концу преподавания в 4 классе научить учащихся единому со средней
школой морфологическому разбору частей речи
Схема разбора частей речи:
1. Часть речи значение, вопросы.
2. Морфологические признаки:
• начальная форма;
• постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или
неодушевленное, род, склонение;
• непостоянные признаки: падеж, число.
3. Синтаксическая роль
Учителям основной школы следует учитывать, что графически орфограммы
изображаются по учебникам начальной школы
Математика
Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки
сложения однозначных чисел.
Отработать письменные вычислительные навыки основных четырех
действий с однозначными и двузначными числами
В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число
дается в пределах умений, навык по программе не отрабатывается.
Рекомендуется на эту тему обратить внимание
Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе
законов сложения и умножения
Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в
программу начальной школы не входят
Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать
по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой
начальной школы Довести работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до
навыка
Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не
более 2 действий)
Использовать отработанные умения в решении задач более 2 действий
Научить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на
листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется организовывать
изучение объемных геометрических фигур только в ознакомительном
порядке
Тему нахождения объема геометрических фигур перенести в программу основной
школы
Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми
знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне
навыка
Обратить особое внимание на правильное использование изученной
математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы
Продолжить развитие математической речи обучающихся
Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента
арифметического действия в начальной школе изучается только на
одношаговых уравнениях.
Выступление на педсовете "Преемственность начального и основного среднего образования в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете "Преемственность начального и основного среднего образования в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете "Преемственность начального и основного среднего образования в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете "Преемственность начального и основного среднего образования в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете "Преемственность начального и основного среднего образования в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете "Преемственность начального и основного среднего образования в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.