Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Оценка 5

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
25.12.2017
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
В статье изложен опыт работы колледжа по подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии "Портной". Также опыт работы над проектом «Философия добра», по индивидуальному профессиональному обучению юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях и социально трудовой адаптации детей с нарушенным интеллектом в «Индивидуальной мастерской».
Статья.docx
Социально­трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС) Система   специального   образования   Российской   Федерации   сегодня находится   в   состоянии   активного   поиска   новых   моделей   специальных образовательных учреждений, отвечающих современным социокультурным и экономическим   условиям   жизни   страны   и   особым   образовательным потребностям   обучающихся.   Моделей,   которые   могли   бы   эффективно функционировать в различных регионах страны в условиях дефицита кадров специальных   педагогов   и   психологов,   удовлетворяя   все   существующие образовательные   и   реабилитационные   потребности   детей   и   подростков   с отклонениями в развитии.  В   настоящее   время   дети   школьного   возраста,   имеющие   особые образовательные   потребности,   получают   образование   в   соответствии   со специальными   образовательными   специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или на дому (в случае, если стандартами   в   ребенок   не   в   состоянии   посещать   специальное   (коррекционное) образовательное учреждение) Кроме того во многих регионах России создаются реабилитационные центры различных   профилей.   Это   центры:   психолого­медико­ледагогической реабилитации   и   коррекции;   социально­трудовой   адаптации   и профориентации;   психолого­   педагогической   и   социальной   помощи; специальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно­ педагогической, психологической   и   профориентационной   помощи,   а   также   формирование навыков самообслуживания и общения социального взаимодействия, грузовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями.   Нередко   центры   оказывают   консультативно­диагностическую   и методическую   помощь   родителям   детей   с   особыми   образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку. Многие реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений детям­сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Кроме того реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там   обучаются   и   воспитываются   дети   с   особыми   образовательными потребностями: консультирование.   ведут   коррекционно­педагогическую   работу   и В   последнее   время   стали   создаваться   школы   надомного   обучения, персонал   которых,   состоящий   из   квалифицированных   специалистов­ дефектологов, психологов, работает с детьми, как в домашних условиях, так и   в   условиях   частичного   пребывания   таких   детей   в   школе   надомного обучения.   В   условиях   групповой   работы,   взаимодействия   и   общения   с другими   детьми   ребенок   осваивает   социальные   навыки,   приучается  к обучению в условиях группы, коллектива Существуют   и   другие   варианты   специальных   образовательных учреждений,   создаваемых   сегодня   энтузиастами   специальной   педагогики сообразно возможностям местных социокультурных условий, национальных и региональных особенностей. Большинство   перечисленных   выше   специальных   образовательных учреждений работают в основном с детьми школьного возраста. Несмотря на то, что мероприятия по социально­трудовой адаптации и профориентации в данных заведениях ведутся, выпускники имеют возможность продолжить свое обучение в учреждениях профессионального образования, как высшего, так и среднего и начального уровней, тем не менее, проблема социально­трудовой адаптации выпускников специальных образовательных учреждений остается достаточно острой. Государственное   образовательное   учреждение  №10   имени   Ахмета Давлетова   (УКРиС)   является   образовательным   учреждением   массового назначения,   но   вот   уже   около   15   лет   занимается   и   профессиональной подготовкой юношей и девушек с особыми образовательными потребностями. Тесно   сотрудничаем   со   специальными   (коррекционными) образовательными учреждениями VIII вида г.Уфы № 59, № 63, № 92. Мы обучаем   профессиям   «Мастер   растениеводства»,   «Портной»,   «Оператор швейного   оборудования»   и   др.   За   эти   годы   в   стенах   лицея   неоднократно поднимался вопрос, как сделать доступным профессиональное образование и для тех, кто лишен возможности посещать учебное заведение. Согласно   «Перечню   профессий   и   специальностей»,   лицей   может обучать   учащихся   только   в   очной   форме.   Не   смотря   на   это,   коллектив предложил   апробировать   интерактивное   обучение   профессиям   лицея выпускников   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений   с сохранным интеллектом. Конечно же интерактивное обучение является видом дистанционного обучения, но педагоги и мастери производственного обучения лицея   убеждены,   что   эффект   присутствия,   возможность   демонстрации   и корректировки   трудовых   навыков   в   режиме   реального   времени   позволят успешно   освоить   такие   профессии   как,   закройщик­портной,   парикмахер   и некоторые другие.  Для   реализации   данной   идеи   требуется:   разовое   (значительное) вложение   денежных   средств   на   закупку   и   установку   специального оборудования;  периодические  (незначительные),  для  обслуживания  данного оборудования,  и   урегулирование   некоторых   правовых   вопросов.   В   связи   с тем,   что   оборудование   дорогостоящее,   а   финансирование   системы   СПО оставляет желать лучшего, реализацию этой идеи мы временно отложили и стали искать другие варианты решения проблемы. Благодаря сотрудничеству лицея с доцентом кафедры педагогики БГУ, кандидатом   педагогических   наук   З.Х.   Шафиковой,   автором   проекта «Философия   добра»,   по   индивидуальному   профессиональному   обучению юношей  и  девушек с ограниченными   возможностями   здоровья в домашних условиях,   коллектив   решил   пойти   по   предложенному   ей   пути   социально трудовой   адаптации   детей   с  нарушенным   интеллектом   в  «Индивидуальной мастерской».  В своем проекте автор предлагает создать новую среду обучения: мастер, преподаватель ­ соученик (родитель, или законный представитель) ­ ученик с ОВЗ. Инновационность данной формы обучения состоит в том, что в учебном процессе соученик восполняет умственные и физические недостатки ребенка, обучается вместе с ним, получает соответствующую профессию и продолжает обучение своего ребенка­инвалида непрерывно через всю жизнь. К   данной   модели   обучения,   по   согласованию   с   Министерством образования Республики Башкортостан, мы  приступили с сентября 2011 года. Считаем, что успешное завершение эксперимента может стать отправной точкой   для   новой   альтернативной   системы   профессионального   обучения (владелец   «Индивидуальной детей   инвалидов.   Родитель­соученик   мастерской»)   пройдя   за   положенный   по   стандартам   период   обучение профессии совместно с ребенком, может стать тьютором и работать в своей мастерской с другими детьми. В результате:  возникнут   условия   для   создания   и   развития   сети,   обучающих   не государственных   центров   по   подготовке   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   различным   профессиям   с   учетом   их индивидуальных наклонностей и интересов;  будут обеспечены дополнительные условия для самозанятости юношей и девушек с особыми образовательными потребностями, что позволит им полноценно участвовать в жизни общества;  острота   вопроса   трудоустройства   выпускников   специальных учреждений будет снята. Кроме   того   государство   не   будет   нести   дополнительных   трат   по: содержанию и обслуживанию данных обучающих центров («Индивидуальных мастерских на дому»); по оплате труда тьюторов (на самообеспечении); на специальную подготовку тьюторов (обучаются одновременно с ребенком). Для   реализации   проекта   «Тьютор   по   профессии»   в   рамках   проекта «Индивидуальная мастерская» необходимо совсем немного ­ финансирование на   оплату   труда   мастера   производственного   обучения   по   профессии   в «Индивидуальной мастерской на дому».  Конечно   же,   будут   подводные   камни,   со   многими   проблемами   и юридическими   неувязками   нам   предстоит   еще   столкнуться.   Преодолеть какие­то, пока не видные у истока эксперимента преграды. Но это стоит того. Ведь   данный   проект   позволит   обеспечить   практическую   реализацию   идеи доступности   профессионального   образования   для   инвалидов,   станет средством обеспечения равных прав и возможностей.  Доступность различных структур общества и окружающей среды   для инвалидов и лиц с ОВЗ является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод. Группа обучающихся с ОВЗ в Уфимском колледже ремесла и сервиса чрезвычайно   неоднородна.   Это   достаточно   большая   и   полиморфная   по составу   группа,   состоящая   из   лиц   с   сенсорными,   двигательными,   соматическими интеллектуальными   и   комплексными   нарушениями, заболеваниями, часть которых имеет инвалидность  (освидетельствованных в учреждениях медико­социальной экспертизы). В   УКРиС   проблема   доступа   инвалидов   и   маломобильных   групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации является актуальной, в связи с чем, в УКРиС с 2013 г. была организована работа по созданию   безбарьерной   среды:  спортивный   зал   для   проведения   лечебной физкультуры, медицинский кабинет, столовая и мастерские располагаются на I этаже здания.  Лица   с   ОВЗ   по   профессии   «Портной»   имеют   возможность трудоустроиться   на   ООО   СУПП     «Предприятие   «Дружба»,   с   которым заключен   договор   о   прохождении   производственной     практики     с возможностью   с   дальнейшего   трудоустройства;   по   профессии   «Мастер растениеводства»   проходят   производственную   практику   в   РАН   УНЦ Ботанический сад­институт.  По решению педагогического совета колледжа от 19.11.2014 года   было принято   решение   о   создании   экспериментальной   площадки   БГПУ им.М.Акмуллы   для   тьюторского   сопровождения   в   период   адаптации   и выстраивания индивидуального  образовательного маршрута лиц с ОВЗ.  Работа по созданию доступной среды будет продолжена. Мероприятия по адаптации лиц с ОВЗ будут значительно расширенны. В   дальнейшем   планируется   разработка   модели   профессиональной подготовки   и   социально­трудовой   адаптации   молодежи   с   ОВЗ   в   условиях учреждения СПО.  Дети с ограниченными возможностями не менее талантливы и одаренны, чем   здоровые   дети.   Правда,   для   развития   способностей   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   требуется   специальные  условия, помощь и поддержка.   Мы в своей педагогической работе используем различные формы на уроках. Это и мастер ­ классы, выставки и практические работы, которые несут в себе  приятную атмосферу для ребенка с ОВЗ, вызывают бурю чувств и волнение, и гордость за свою работу.  Мы   не   первый   год   обучаем   детей   с   ОВЗ.   Всем   известно,   что   яркие впечатления ребенку дарит  непосредственное участие в  процессе творчества. У   нас   был   опыт   обучения   таких   детей   в     составе   основной   группы (слабослышащие   –   портные,   которые   кроме   основной   образовательной программы освоили технику машинной вышивки и кружевоплетение).    Затем был опыт обучения – на дому, а в настоящее время для таких детей, организовано обучение в отдельных группах (все согласно статьи 79 Закона   об   образовании   в   РФ).   Обучение   проводится   по   адаптированным образовательным программам, в которые наряду с адаптационным курсом, в рамках дополнительных учебных дисциплин  введены:    декоративное творчество (кружевоплетение); техническое творчество (техника квиллинг). Обучающиеся с ОВЗ совместно   с   педагогом   дополнительного   образования   выполняют   работы   в технике «Крези» для коллекций театра моды и сувенирной продукции, плетут изделия из бисера. УКРиС   совместно   с   автором   проекта   «Философия   добра»   доцентом кафедры педагогики БГУ, кандидатом педагогических наук З.Х. Шафиковой участвовал в реализации данного  проекта.  Цель:   индивидуальное   профессиональное   обучение   в   домашних условиях   юношей   и   девушек   с   ограниченными   возможностями   здоровья (ОВЗ). В своем проекте автор предложила создать новую среду обучения: мастер, преподаватель – соученик (родитель, или законный представитель) ­ ученик с ОВЗ.   Инновационность   данной   формы   обучения   состояла   т   в   том,   что   в учебном   процессе   соученик   (родитель,   или   законный   представитель) восполняет умственные и  физические недостатки ребенка, обучается вместе с ним, получает соответствующую профессию и продолжает обучение своего ребенка инвалида непрерывно через всю жизнь. Опыта работы на дому с детьми, больными аутизмом, у нас не было, хотя учащихся с ОВЗ мы обучаем не первый год. К реализации данного проекта мы приступили с начала  учебного года. Гузель была зачислена в состав обучающихся   нашего учебного   заведения. Целью было: научить соученика профессии, для дальнейшего обучения своего ребенка. Процесс этот очень медленный, кропотливый. Опираясь на мировой опыт инклюзии было решено, что кроме трудовой адаптации   в   «Индивидуальной   мастерской»   на   дому,   необходима   и социальная адаптация данного ребенка через вовлечение его во все лицейские мероприятия.   Наши   опасения   что   ребенок   с   1   группой   инвалидности,   с диагнозом «аутизм» не сможет выдержать шестичасовую учебную практику, не подтвердились.    Таким   образом,   совершенствование   традиционных   и   поиск   новых, вариативных форм решения задачи профессиональной реабилитации данной категории обучающихся в СПО города и Республики должны быть неразрывно связаны   с   широкой   научно­исследовательской   и   внедренческой деятельностью.

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"

Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2017