Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
25.12.2017
В статье изложен опыт работы колледжа по подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии "Портной". Также опыт работы над проектом «Философия добра», по индивидуальному профессиональному обучению юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях и социально трудовой адаптации детей с нарушенным интеллектом в «Индивидуальной мастерской».
Статья.docx
Социальнотрудовая адаптация учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)
Система специального образования Российской Федерации сегодня
находится в состоянии активного поиска новых моделей специальных
образовательных учреждений, отвечающих современным социокультурным и
экономическим условиям жизни страны и особым образовательным
потребностям обучающихся. Моделей, которые могли бы эффективно
функционировать в различных регионах страны в условиях дефицита кадров
специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие
образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с
отклонениями в развитии.
В настоящее время дети школьного возраста, имеющие особые
образовательные потребности, получают образование в соответствии со
специальными образовательными
специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях или на дому (в случае, если
стандартами
в
ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное)
образовательное учреждение)
Кроме того во многих регионах России создаются реабилитационные центры
различных профилей. Это центры: психологомедиколедагогической
реабилитации и коррекции;
социальнотрудовой адаптации и
профориентации; психолого педагогической и социальной помощи;
специальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и
др. Задачей таких центров является оказание коррекционно педагогической,
психологической и профориентационной помощи, а также формирование
навыков самообслуживания и общения социального взаимодействия, грузовых
навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
Нередко центры оказывают консультативнодиагностическую и
методическую помощь родителям детей с особыми образовательными
потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку. Многие реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую
помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений детямсиротам
и детям, оставшихся без попечения родителей. Кроме того реабилитационные
центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если
там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными
потребностями:
консультирование.
ведут коррекционнопедагогическую работу и
В последнее время стали создаваться школы надомного обучения,
персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов
дефектологов, психологов, работает с детьми, как в домашних условиях, так
и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного
обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с
другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к
обучению в условиях группы, коллектива
Существуют и другие варианты специальных образовательных
учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной педагогики
сообразно возможностям местных социокультурных условий, национальных и
региональных особенностей.
Большинство перечисленных выше специальных образовательных
учреждений работают в основном с детьми школьного возраста. Несмотря на
то, что мероприятия по социальнотрудовой адаптации и профориентации в
данных заведениях ведутся, выпускники имеют возможность продолжить свое
обучение в учреждениях профессионального образования, как высшего, так и
среднего и начального уровней, тем не менее, проблема социальнотрудовой
адаптации выпускников специальных образовательных учреждений остается
достаточно острой.
Государственное образовательное учреждение №10 имени Ахмета
Давлетова (УКРиС) является образовательным учреждением массового
назначения, но вот уже около 15 лет занимается и профессиональной подготовкой юношей и девушек с особыми образовательными потребностями.
Тесно сотрудничаем со специальными
(коррекционными)
образовательными учреждениями VIII вида г.Уфы № 59, № 63, № 92. Мы
обучаем профессиям «Мастер растениеводства», «Портной», «Оператор
швейного оборудования» и др. За эти годы в стенах лицея неоднократно
поднимался вопрос, как сделать доступным профессиональное образование и
для тех, кто лишен возможности посещать учебное заведение.
Согласно «Перечню профессий и специальностей», лицей может
обучать учащихся только в очной форме. Не смотря на это, коллектив
предложил апробировать интерактивное обучение профессиям лицея
выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений с
сохранным интеллектом. Конечно же интерактивное обучение является видом
дистанционного обучения, но педагоги и мастери производственного обучения
лицея убеждены, что эффект присутствия, возможность демонстрации и
корректировки трудовых навыков в режиме реального времени позволят
успешно освоить такие профессии как, закройщикпортной, парикмахер и
некоторые другие.
Для реализации данной идеи требуется: разовое (значительное)
вложение денежных средств на закупку и установку специального
оборудования; периодические (незначительные), для обслуживания данного
оборудования, и урегулирование некоторых правовых вопросов. В связи с
тем, что оборудование дорогостоящее, а финансирование системы СПО
оставляет желать лучшего, реализацию этой идеи мы временно отложили и
стали искать другие варианты решения проблемы.
Благодаря сотрудничеству лицея с доцентом кафедры педагогики БГУ,
кандидатом педагогических наук З.Х. Шафиковой, автором проекта
«Философия добра», по индивидуальному профессиональному обучению
юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья в домашних
условиях, коллектив решил пойти по предложенному ей пути социально трудовой адаптации детей с нарушенным интеллектом в «Индивидуальной
мастерской».
В своем проекте автор предлагает создать новую среду обучения: мастер,
преподаватель соученик (родитель, или законный представитель) ученик с
ОВЗ. Инновационность данной формы обучения состоит в том, что в учебном
процессе соученик восполняет умственные и физические недостатки ребенка,
обучается вместе с ним, получает соответствующую профессию и продолжает
обучение своего ребенкаинвалида непрерывно через всю жизнь.
К данной модели обучения, по согласованию с Министерством
образования Республики Башкортостан, мы приступили с сентября 2011 года.
Считаем, что успешное завершение эксперимента может стать отправной
точкой для новой альтернативной системы профессионального обучения
(владелец «Индивидуальной
детей инвалидов.
Родительсоученик
мастерской») пройдя за положенный по стандартам период обучение
профессии совместно с ребенком, может стать тьютором и работать в своей
мастерской с другими детьми.
В результате:
возникнут условия для создания и развития сети, обучающих не
государственных центров по подготовке детей с ограниченными
возможностями здоровья различным профессиям с учетом их
индивидуальных наклонностей и интересов;
будут обеспечены дополнительные условия для самозанятости юношей
и девушек с особыми образовательными потребностями, что позволит
им полноценно участвовать в жизни общества;
острота вопроса трудоустройства выпускников специальных
учреждений будет снята.
Кроме того государство не будет нести дополнительных трат по:
содержанию и обслуживанию данных обучающих центров («Индивидуальных мастерских на дому»); по оплате труда тьюторов (на самообеспечении); на
специальную подготовку тьюторов (обучаются одновременно с ребенком).
Для реализации проекта «Тьютор по профессии» в рамках проекта
«Индивидуальная мастерская» необходимо совсем немного финансирование
на оплату труда мастера производственного обучения по профессии в
«Индивидуальной мастерской на дому».
Конечно же, будут подводные камни, со многими проблемами и
юридическими неувязками нам предстоит еще столкнуться. Преодолеть
какието, пока не видные у истока эксперимента преграды. Но это стоит того.
Ведь данный проект позволит обеспечить практическую реализацию идеи
доступности профессионального образования для инвалидов, станет
средством обеспечения равных прав и возможностей.
Доступность различных структур общества и окружающей среды для
инвалидов и лиц с ОВЗ является одной из важнейших предпосылок, условий
обеспечения их прав и свобод.
Группа обучающихся с ОВЗ в Уфимском колледже ремесла и сервиса
чрезвычайно неоднородна. Это достаточно большая и полиморфная по
составу группа, состоящая из лиц с сенсорными, двигательными,
соматическими
интеллектуальными и комплексными нарушениями,
заболеваниями, часть которых имеет инвалидность (освидетельствованных в
учреждениях медикосоциальной экспертизы).
В УКРиС проблема доступа инвалидов и маломобильных групп
населения к объектам социальной инфраструктуры и информации является
актуальной, в связи с чем, в УКРиС с 2013 г. была организована работа по
созданию безбарьерной среды: спортивный зал для проведения лечебной
физкультуры, медицинский кабинет, столовая и мастерские располагаются на
I этаже здания.
Лица с ОВЗ по профессии «Портной» имеют возможность
трудоустроиться на ООО СУПП «Предприятие «Дружба», с которым заключен договор о прохождении производственной
практики
с
возможностью с дальнейшего трудоустройства; по профессии «Мастер
растениеводства» проходят производственную практику в РАН УНЦ
Ботанический садинститут.
По решению педагогического совета колледжа от 19.11.2014 года было
принято решение о создании экспериментальной площадки БГПУ
им.М.Акмуллы для тьюторского сопровождения в период адаптации и
выстраивания индивидуального образовательного маршрута лиц с ОВЗ.
Работа по созданию доступной среды будет продолжена. Мероприятия
по адаптации лиц с ОВЗ будут значительно расширенны.
В дальнейшем планируется разработка модели профессиональной
подготовки и социальнотрудовой адаптации молодежи с ОВЗ в условиях
учреждения СПО.
Дети с ограниченными возможностями не менее талантливы и одаренны,
чем здоровые дети. Правда, для развития способностей детей с
ограниченными возможностями здоровья требуется специальные условия,
помощь и поддержка.
Мы в своей педагогической работе используем различные формы на
уроках. Это и мастер классы, выставки и практические работы, которые
несут в себе приятную атмосферу для ребенка с ОВЗ, вызывают бурю чувств
и волнение, и гордость за свою работу.
Мы не первый год обучаем детей с ОВЗ. Всем известно, что яркие
впечатления ребенку дарит непосредственное участие в процессе творчества.
У нас был опыт обучения таких детей в составе основной группы
(слабослышащие – портные, которые кроме основной образовательной
программы освоили технику машинной вышивки и кружевоплетение).
Затем был опыт обучения – на дому, а в настоящее время для таких
детей, организовано обучение в отдельных группах (все согласно статьи 79
Закона об образовании в РФ). Обучение проводится по адаптированным образовательным программам, в которые наряду с адаптационным курсом, в
рамках дополнительных учебных дисциплин введены:
декоративное творчество (кружевоплетение);
техническое творчество (техника квиллинг). Обучающиеся с ОВЗ
совместно с педагогом дополнительного образования выполняют работы в
технике «Крези» для коллекций театра моды и сувенирной продукции, плетут
изделия из бисера.
УКРиС совместно с автором проекта «Философия добра» доцентом
кафедры педагогики БГУ, кандидатом педагогических наук З.Х. Шафиковой
участвовал в реализации данного проекта.
Цель: индивидуальное профессиональное обучение в домашних
условиях юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
В своем проекте автор предложила создать новую среду обучения:
мастер, преподаватель – соученик (родитель, или законный представитель)
ученик с ОВЗ.
Инновационность данной формы обучения состояла т в том, что в
учебном процессе соученик (родитель, или законный представитель)
восполняет умственные и физические недостатки ребенка, обучается вместе
с ним, получает соответствующую профессию и продолжает обучение своего
ребенка инвалида непрерывно через всю жизнь.
Опыта работы на дому с детьми, больными аутизмом, у нас не было,
хотя учащихся с ОВЗ мы обучаем не первый год.
К реализации данного проекта мы приступили с начала учебного года.
Гузель была зачислена в состав обучающихся нашего учебного заведения.
Целью было: научить соученика профессии, для дальнейшего обучения своего
ребенка. Процесс этот очень медленный, кропотливый.
Опираясь на мировой опыт инклюзии было решено, что кроме трудовой
адаптации в «Индивидуальной мастерской» на дому, необходима и социальная адаптация данного ребенка через вовлечение его во все лицейские
мероприятия. Наши опасения что ребенок с 1 группой инвалидности, с
диагнозом «аутизм» не сможет выдержать шестичасовую учебную практику,
не подтвердились.
Таким образом, совершенствование традиционных и поиск новых,
вариативных форм решения задачи профессиональной реабилитации данной
категории обучающихся в СПО города и Республики должны быть неразрывно
связаны с широкой научноисследовательской и внедренческой
деятельностью.
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Статья:"Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы УКРиС)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.