Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Оценка 5
Педсоветы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
31.01.2018
В данной статье рассматриваются вопросы формирования и развития личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе, согласно « Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», приводятся конкретные примеры из опыта работы учителя. Приведён список используемой литературы.
Статья Формирование личностных УУД.docx
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Во втором разделе ФГОС НОО « Требования к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования» в девятом пункте
отмечается: «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования:… личностным,
включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности» [1].
В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том, чтобы воспитать
активного, любознательного, позитивного школьника и сформировать у него «умение
учиться» [1]. Моя задача показать в данной статье опыт своей работы по формированию
личностных УУД.
В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно
реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я
умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». В начале первого класса, путем диагностики,
определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих
компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый
компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку
взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет
основанием для того, чтобы пересмотреть своё отношение к учению.
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с
формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из
проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к
своему новому статусу. Это представление о семейной роли, о социальной роли и
принятие этих ролей [2].
В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери,
внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. На уроках литературного
чтения, изучая стихотворения А. Барто «Разлука», «Две сестры глядят на братца», Я.
Акима «Мой брат Миша», Э. Мошковской «Трудный путь» формируется личностная
идентичность, ребята рассказывают о том, как они заботятся о родителях, братьях и
сестрах.
Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок,
былин, народного фольклора. Обучающиеся начинают осознавать себя как гражданина
русского народа, у которого прекрасные народные и авторские сказки (А. Пушкин «Сказка
о рыбаке и рыбке», П. Ершов «КонекГорбунок», П. Бажов «Серебряное копытце») сказки,
кроме этого вызвать интерес и уважение к другим народам через литовскую сказку
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». В литовской сказке, как и в русской,
раскрываются понятия добра и зла, ужасного и прекрасного. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России,
российской символики на уроках окружающего мира и на внеурочных занятиях по
краеведению.
Второй блок «Смыслообразование» связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и
мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении
школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы –
формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
Например, работая над стихотворением А. Барто «Я выросла», активно формируется
школьная мотивация; беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях,
широкое применение ИКТ в решении образовательных задач тоже способствуют этому.
Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные
УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми
этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки,
понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности,
установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной
деятельности [3].
Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как
«хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции
важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от
оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы в начальной школе.
Например, на уроках литературного чтения личностные универсальные действия
формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения своего «Я» с
героями литературных произведений; через интерпретацию текста; высказывания своего
отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев;
формулирование концептуальной информации текста. «В чём мудрость этой сказки? Для
чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена
главная мысль рассказа».
В сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» обучающиеся осуждают жадность и
глупость, старуху и старика не относят к положительным героям за их поступки, старика –
за выполнение приказов старухи, а старуху за жадность. Дети приходят к мысли, к чему в
жизни приводят жадность. Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» показывает добро и
зло в сравнении героев сказки Рукодельницы и Ленивицы. Каждый обучающийся делает
для себя вывод по поступкам героев, оценивает, что хорошо, что плохо.
Многие тексты по литературному чтению несут духовнонравственный смысл и, работая с
ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, в
3 классе произведение «Тайное становится явным» В. Драгунского. На этом произведении
развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в твоей жизни ситуаций, когда
тайное становилось явным?».
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё
отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное»
отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные
установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное
существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй
свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл». Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых
умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования
человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения
стремлюсь составлять задания, которые будут ориентированы на достижение личностных
результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его,
основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…»,
«Обоснуй своё мнение…»).
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно
обосновано (задания «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом,
работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся,
формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой
личности.
Стремлюсь проводить как можно больше уроков, построенных на проблемно
диалогической технологии, что даёт мне возможность продемонстрировать перед детьми
ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия.
В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и
понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества,
сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов
этого сообщества [4].
Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в
выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся
самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм
действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и
оценить результат, проверив его [4].
На уроке «Таблица умножении я и деления на 4» обучающиеся самостоятельно
составляют таблицы умножения и деления на 4, доказывая истинность высказываний,
находя значение выражений с помощью вычислений.
По теме «Цена, количество, стоимость» по подсчету стоимости, в ходе практической
работы ученики приходит к выводу, чтобы купить несколько одинаковых предметов, надо
цену умножить на число этих предметов.
В возрасте 7–10 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная
жизнь совпадает с ведущим видом деятельности. Ученики начальной школы постепенно
расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, т.е. осознают, что в жизни (в
отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только
учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или
иной поступок, который могут поразному оценить другие люди. В каждой конкретной
ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки. Выбор этот
не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик ещё не готов дать
самостоятельный ответ, но он узнает об этих вопросах (гражданских, мировоззренческих и
т.д.) и на данном этапе важна помощь учителя [5].
А самое главное в деятельности учителя по формировании личностных
универсальных учебных действий, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и
уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих
близких.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение,
2010. 32 с. (Стандарты второго поколения).
2. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. БимБад – М.:
Большая Российская энциклопедия, 2003. 528с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
4. Асмолов А. Г. Системнодеятельностный подход в разработке стандартов нового
поколения/ Педагогика М.: 2009 №4. С1822.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт. ИКТ в начальной школе
на современном уроке: подготовка учителя к профессиональной деятельности:
сб./под ред. В.В. Балакиревой;М.:издво ГОУ Окружной методический центр,2012.
Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.