Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках математики
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл—4 кл
02.01.2019
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают логические.
Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках математики.docx
Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках математики
Карантаева С.В.
Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает
«мыслить», «разум». Роль математики в развитии логического мышления исключительно
велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая
теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в
ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от
абстрактного к конкретному. В соответствии стандартам второго поколения
познавательные универсальные действия включают логические. К логическим
универсальным действиям относятся: анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор
оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение
под понятие, выведение следствий; установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их
обоснование. Начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на
развитие познавательных возможностей и способностей детей.
Использую
дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера,
требующие применения знаний в новых условиях. С чего я начала? Я стала формировать
у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе предлагаю задания,
направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами
логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Когда дети
научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию
понятия об общих и отличительных признаках предметов.
В любой задаче заложены большие возможности для развития логического
мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого
развития. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения
разных форм работы над задачей: Работа над решенной задачей; Решение задач разными
способами; Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать "картинку");
Самостоятельное составление задач учениками; Решение задач с отсутствующими или
лишними данными; Изменение вопроса задачи и т.д. В учебниках математики достаточно
четко прослеживается линия на развитие познавательных интересов учащихся: в них есть
упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, а также
задания развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие
применение знаний в новых условиях.
Привычка пользоваться алгоритмами в практической работе становится
требованием эпохи, мимо которой школьник пройти не сможет. Поэтому применение
алгоритмического метода и формирование у учащихся алгоритмического мышления
становится актуальной темой сегодняшнего дня. Обучение алгоритму можно
производить поразному: можно давать в готовом виде, чтобы их заучить, а затем закрепить во время упражнений. Но можно и « открывать» алгоритм самими учащимися.
Этот способ требует большего времени, но очень ценен. Обучению алгоритмов не
сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельные открытия, построение и
формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. в 1 классе уже на этапе
подготовки к решению задач ( составление рассказа по рисункам), учитель знакомит
детей с алгоритмом:
что будем находить: целое или часть;
что известно;
какое действие выбрать;
составление числового выражения;
С этого процесса начинается обучение решению текстовых задач. Умение решать
такие задачи фундамент, на котором строится работа с более сложным материалом.
Работа с текстовыми задачами является важным и весьма трудным разделом
математики. И процесс этот многоэтапен: он включает в себя перевод словесного текста
на язык математический (построение математической модели), решение и анализ
полученных результатов. Краткая запись условия задачи примеры моделей. Метод
математических моделей позволяет сформировать у учащихся навыки алгоритмического
мышления и научить их: а) анализу; б) установлению взаимосвязей между объектами
задачи, построению схемы решения; в) интерпретации полученных решений для
исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям. Без применения моделей и
моделирования невозможно эффективно изучать различные объекты в сферах
деятельности человека,
а правильное и чёткое выполнение определённой
последовательности действий требует от специалистов многих профессий владение
навыками алгоритмического мышления. И многое теряют те учителя, которые не
обращают особого внимания на краткую запись условия задачи, считая, что ребёнок и
так справится с решением задачи, забывая о том, что пропускают наиболее важный
момент для формирования алгоритмизации мышления младших школьников. В курсе
математики алгоритмы представлены в виде арифметических правил,
последовательности действий. Вот какие это действия, например, при решении сложных
неравенств в 1 классе, при сравнении их ( 5+4…6+4):
находим значение левой части неравенства;
находим значение правой части неравенства;
сравниваем;
ставим знак;
делаем выводы;
И, конечно же, учитель вправе спросить, а можно ли не подсчитывать значения
частей. Дети с развитым логическим мышлением обязательно ответят утвердительно и
докажут, что в левой части первое слагаемое – 5, а в правой – 6.Число 5 стоит левее на
числовом отрезке, чем 6. Значит, правая часть больше левой, а левая меньше правой. Для формирования алгоритмического мышления нужно научить детей: находить
общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит
данное; планировать последовательность выделенных действий; правильно записывать
алгоритм.
Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках математики
Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках математики
Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.