Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
31.10.2017
В статье освещена значимость развития кистевой моторики у детей.Предложенные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму..docx
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ
подготовки руки дошкольника к письму.
Письмо — сложный координационный навык, требующий сложной
работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений
всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий
процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму –
один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому
обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-
летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с
другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно
сформирована способность к оценке пространственных различий, от
которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения
форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких
необходимых при письме пространственных характеристиках как
правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше,
под,над,около,внутри.
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к
школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в
сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются
низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность
к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие
мелкую моторику. Разучивание текстов с использованием
"пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает
быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Моторная
потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение
для человека. Движения совершенствуют функции центральной
нервной системы, при движении интенсивнее протекают все
физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение,
процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих
органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила,
повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество
становиться более твердым, позвоночник принимает правильное
положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент
является необходимой составляющей всех функциональных систем
организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного
развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику
рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения,
соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает
двигательными умениями и навыками, развивается координация
движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и
общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а
потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная
активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой
стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно -
пространственных упражнениях.
Процесс письма требует от ребенка не только физических,
интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода
перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным
образом сказывается на овладении графическими навыками и, более
того, на развитии обучения. Важно развивать механизмы, необходимые
для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости. развитие мелкой моторики.
Можно использовать традиционную технологию
— выкладывание из палочек цифр, геометрических фигур, отсчет
раздаточного материала, так же и нетрадиционную технологию
— написание цифр по крупе, выкладывание из ракушек, из мелких
камушек, из семян растений, выкладывание из пуговиц,
— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а
вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и
«твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в
воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
завязывать узелки на шнурке, веревке;
застегивать (расстёгивать) пуговицы;
играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
мять руками поролоновые шарики, губки;
рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам,
выполнять графические задания в тетрадях;
резать (вырезать) ножницами;
плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
выполнять аппликации.
— использовать здоровьесберегающие технологии (песочная
терапия);
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является
повседневный труд детей по дому:
перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами; водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка
кукольного белья (объяснить и показать предварительно все
процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание,
отжимание));
разбор круп и т.д.
выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
мять руками поролоновые шарики, губки;
рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по
точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
резать (вырезать) ножницами;
плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
выполнять аппликации.
Для того, чтобы ребёнок овладел письмом необходимо, чтобы у него
мелкие мышцы кисти достигли определённого развития и
сформировались моторные (двигательные) навыки.
Несформированность (неловкость) моторных действий может стать
основой трудностей обучения письму. Поэтому важно иметь в виду не
только развитие “больших” движений (бег, прыжки, спортивные
движения) но и способность манипулировать мелкими предметам,
умение правильно держать ручку, не напрягая руки, и выполнять
простые графические движения (рисовать вертикальные и
горизонтальные линии, круг квадрат, треугольник). При этом штрих
должен быть чётким, линии ровными без разрывов.
Учим ребенка ориентироваться на листе.
Ребенок, который берет в руки тетрадь, должен уметь свободно
ориентироваться на листе, понимать такие термины, как «поля»,
«строка», «клетка» и другие.
1. Покажите малышу в тетради поля. Расскажите ребенку историю, о
том, что за полями живет вредная крыса, которая всех кусает.
Объясните малышу, что если его буковки попадут за поля, крыса их
погрызет. Так, в игровой форме, ребенок быстро запомнит, что за
полями ничто не должно оказаться.
2. Строки в тетради «в косую» можно сравнить с мостом над речкой
(вспомогательными строками). Расскажите малышу, что буквы могут
ходить только по мостику, если они попадут на следующую строку, они
упаду с моста в воду. Для наглядности, первый раз закрасьте
вспомогательные строки голубым карандашом.
3. Знакомимся с клетками. Просите ребенка закрашивать или обводить
по одной клетке. Объясняйте, что значат выражения «в каждой клетке,
через клетку, отступить две клетки».
Хорошо помогает в знакомстве с тетрадями в клетку игра, где малыш
должен рисовать «дорогу» по диктовку. Вы говорите: три клетки вверх,
две клетки вправо, пять клеток вниз, а ребенок «прокладывает дорогу» на листе «согласно инструкции».
4. Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной
сложности, «печатать» буквы, рисовать несложные фигуры, повторять
фигуры как бы в зеркальном отображении и так далее.
При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда
их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс
упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного
мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Если вы поэтапно будете выполнять предложенные задания, уверена, прописи вашего
школьника будут вас только радовать. А ребенок будет чувствовать уверенность в своих
силах, и как следствие желание учиться.
Библиография
1. Ганичева И.В. Телесноориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей
работе с детьми (57 лет). – М.: Книголюб, 2004, 144с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд. СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
3. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.
4. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое
пособие для воспитателей и родителей. – М.: МозаикаСинтез, 2007. – 56 с.
5. Интернет ресурсы.
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.